Испарения нефти, разлившейся в Мексиканском заливе в результате аварии на платформе Deepwater Horizon, сформировали облако атмосферного аэрозоля. Более чем на две трети оно было образовано соединениями, которые плохо отслеживаются системами мониторинга состояния воздуха, сообщают ученые в статье, которая опубликована в пятницу в журнале Science.
Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в апреле 2010 года обернулся крупнейшей экологической катастрофой в истории США. Остановить утечку нефти удалось лишь к 4 августа. В результате аварии погибли 11 человек, в воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.
Специалист Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) США Йост де Гау и его коллеги в июне 2010 года дважды пролетели над нефтяным пятном в заливе на специальном самолете метеорологов Lockheed WP-3D Orion. Как отмечают сами ученые, авария в Мексиканском заливе «подарила» им редкую, хоть и очень печальную, возможность непосредственно наблюдать процесс формирования атмосферных аэрозолей, который пока изучен недостаточно хорошо.
По традиционным представлениям, органические аэрозоли – мельчайшие частицы органического происхождения в атмосфере – должны образоваться из «легких», летучих компонентов нефтяного пятна, которые испаряются за несколько часов. На такие компоненты, по оценкам ученых, приходилось 20-30% всего поверхностного загрязнения. Ветер над заливом должен был растянуть облако аэрозоля, возникающего из таких соединений, в длинный и узкий шлейф.
«Но увидели мы совсем не это, а очень широкое облако органического аэрозоля», – сказал де Гау.
Построив несколько моделей распространения нефтяного пятна в Мексиканском заливе, группа пришла к выводу о том, что большая часть облака образована так называемыми вторичными аэрозолями, формирующимися уже в ходе химических реакций в атмосфере после испарения компонентов пятна с более низкой летучестью. Наблюдаемое облако могли сформировать только такие «тяжелые» компоненты – при этом на борту исследовательского самолета NOAA не было инструментов, способных отслеживать их испарение.
Как подчеркивается в сообщении управления, результаты работы имеют большое значение для изучения не только последствий аварии, но и механизмов загрязнения воздуха в целом, в том числе и в городской среде. Предположение о том, что менее летучие и плохо наблюдаемые соединения могут быть значимым источником атмосферного загрязнения, было высказано еще четыре года назад, однако экспериментально подтвердить его удалось только сейчас.
«Мы смогли подтвердить теорию, согласно которой значительная часть дисперсного загрязнения воздуха формируется соединениями, которые мало кто отслеживает, и объемы которых считались недостаточно существенными для того, чтобы нанести вред», – отметил де Гау
Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в апреле 2010 года обернулся крупнейшей экологической катастрофой в истории США. Остановить утечку нефти удалось лишь к 4 августа. В результате аварии погибли 11 человек, в воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.
Специалист Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA) США Йост де Гау и его коллеги в июне 2010 года дважды пролетели над нефтяным пятном в заливе на специальном самолете метеорологов Lockheed WP-3D Orion. Как отмечают сами ученые, авария в Мексиканском заливе «подарила» им редкую, хоть и очень печальную, возможность непосредственно наблюдать процесс формирования атмосферных аэрозолей, который пока изучен недостаточно хорошо.
По традиционным представлениям, органические аэрозоли – мельчайшие частицы органического происхождения в атмосфере – должны образоваться из «легких», летучих компонентов нефтяного пятна, которые испаряются за несколько часов. На такие компоненты, по оценкам ученых, приходилось 20-30% всего поверхностного загрязнения. Ветер над заливом должен был растянуть облако аэрозоля, возникающего из таких соединений, в длинный и узкий шлейф.
«Но увидели мы совсем не это, а очень широкое облако органического аэрозоля», – сказал де Гау.
Построив несколько моделей распространения нефтяного пятна в Мексиканском заливе, группа пришла к выводу о том, что большая часть облака образована так называемыми вторичными аэрозолями, формирующимися уже в ходе химических реакций в атмосфере после испарения компонентов пятна с более низкой летучестью. Наблюдаемое облако могли сформировать только такие «тяжелые» компоненты – при этом на борту исследовательского самолета NOAA не было инструментов, способных отслеживать их испарение.
Как подчеркивается в сообщении управления, результаты работы имеют большое значение для изучения не только последствий аварии, но и механизмов загрязнения воздуха в целом, в том числе и в городской среде. Предположение о том, что менее летучие и плохо наблюдаемые соединения могут быть значимым источником атмосферного загрязнения, было высказано еще четыре года назад, однако экспериментально подтвердить его удалось только сейчас.
«Мы смогли подтвердить теорию, согласно которой значительная часть дисперсного загрязнения воздуха формируется соединениями, которые мало кто отслеживает, и объемы которых считались недостаточно существенными для того, чтобы нанести вред», – отметил де Гау
Обсуждения Разлив нефти BP оставил пятно в атмосфере