Ученые пришли к выводу, что короткие перерывы в работе с переключением внимания позволяют резко повысить внимательность и сконцентрироваться на выполнении основной задачи, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Cognition. Любой, кто хотя бы раз в жизни готовился к экзаменам, знает, что с течением времени чтение методичек и учебников быстро превращается в мучительное занятие, а эффективность восприятия информации резко снижается.
«В течение 40-50 лет большинство научных работ, посвященных феномену снижения внимания, рассматривали внимание как ограниченный ресурс, который со временем просто вырабатывается, однако, я полагаю, что это не так. Снижение эффективности в работе возникает из-за того, что вы перестаете уделять внимание именно ей, однако общий уровень вашего внимания к окружающей среде остается прежним», – сказал ведущий автор публикации профессор Алехандро Йерас.
В своей работе ученый отталкивался от опыта изучения чувственного восприятия, так называемого эффекта Трокслера, когда продолжительное внимание к объекту в области периферийного зрения приводит к полному «исчезновению» объекта. С этим эффектом связаны и другие проявления природы внимания, когда мозг человека, например, перестает обращать внимание на прикосновение элементов одежды, так как его тело уже привыкло к нему.
«Постоянное стимулирование органов чувств рассматривается мозгом в данном случае как не имеющее важности. Мы в данной работе попытались проверить, справедливо ли это и в отношении мыслительного процесса человека», – добавил Йерас.
В своей работе ученые предложили 84 добровольцам пройти компьютеризированный тест, состоящий из однообразных заданий, разделив участников на 4 группы. Первая группа должна была выполнять тест непрерывно в течение 1 часа. Второй и третьей группе было предложено перед началом теста запомнить 4 цифры и в ходе выполнения задания отлеживать их появление на экране. Члены второй группы два раза сталкивались с этими цифрами в ходе выполнения теста, и должны были среагировать на него. Четвертой группе также показывали цифры в ходе выполнения теста, однако об их значении добровольцы не были предупреждены.
Как и ожидалось, все группы продемонстрировали резкое снижение качества выполнения теста с течением времени, однако группа участников, дважды отвлеченная от его выполнения появлением цифр, выполнила тест практически без потери внимания. Авторы статьи подчеркивают, что эта работа свидетельствует о том, что наш мозг создан таким образом, чтобы отслеживать изменения, тогда как постоянное внимание к одному и тому же предмету рассеивает его.
«Мы полагаем, что периодическое активирование и дезактивация целей вашей работы позволит вам оставаться сконцентрированными на задаче. Небольшие умственные перерывы могут позволить вам оставаться сфокусированным на работе», – подытожил Йерас.
«В течение 40-50 лет большинство научных работ, посвященных феномену снижения внимания, рассматривали внимание как ограниченный ресурс, который со временем просто вырабатывается, однако, я полагаю, что это не так. Снижение эффективности в работе возникает из-за того, что вы перестаете уделять внимание именно ей, однако общий уровень вашего внимания к окружающей среде остается прежним», – сказал ведущий автор публикации профессор Алехандро Йерас.
В своей работе ученый отталкивался от опыта изучения чувственного восприятия, так называемого эффекта Трокслера, когда продолжительное внимание к объекту в области периферийного зрения приводит к полному «исчезновению» объекта. С этим эффектом связаны и другие проявления природы внимания, когда мозг человека, например, перестает обращать внимание на прикосновение элементов одежды, так как его тело уже привыкло к нему.
«Постоянное стимулирование органов чувств рассматривается мозгом в данном случае как не имеющее важности. Мы в данной работе попытались проверить, справедливо ли это и в отношении мыслительного процесса человека», – добавил Йерас.
В своей работе ученые предложили 84 добровольцам пройти компьютеризированный тест, состоящий из однообразных заданий, разделив участников на 4 группы. Первая группа должна была выполнять тест непрерывно в течение 1 часа. Второй и третьей группе было предложено перед началом теста запомнить 4 цифры и в ходе выполнения задания отлеживать их появление на экране. Члены второй группы два раза сталкивались с этими цифрами в ходе выполнения теста, и должны были среагировать на него. Четвертой группе также показывали цифры в ходе выполнения теста, однако об их значении добровольцы не были предупреждены.
Как и ожидалось, все группы продемонстрировали резкое снижение качества выполнения теста с течением времени, однако группа участников, дважды отвлеченная от его выполнения появлением цифр, выполнила тест практически без потери внимания. Авторы статьи подчеркивают, что эта работа свидетельствует о том, что наш мозг создан таким образом, чтобы отслеживать изменения, тогда как постоянное внимание к одному и тому же предмету рассеивает его.
«Мы полагаем, что периодическое активирование и дезактивация целей вашей работы позволит вам оставаться сконцентрированными на задаче. Небольшие умственные перерывы могут позволить вам оставаться сфокусированным на работе», – подытожил Йерас.
Обсуждения Короткие перерывы в работе позволяют повысить внимательность