Археологические находки также подтверждают существование у славян особых знаков для счета и гадания. Они возникли прежде всего для обозначения календарных наблюдений, которые определяли всю хозяйственную деятельность земледельческого народа, каким были славянские племена.
От XVI-XVII вв. до нас дошел народный календарь в виде четырехгранных деревянных бирок с нарезкой дней, месяцев и праздников. Намного более ранние памятники с календарными пометами дают нам археологические раскопки, проведенные под руководством академика Б.А.Рыбакова.
В настоящее время известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям. Все они происходят из области интенсивного земледелия в лесостепной полосе и относятся археологами к так называемой черняховской культуре , которая охватывала обширный район лесостепной Украины (Волынь, район Киева и среднего течения Днепра). Сосуды относятся к траяновым векам (II-IV вв. н.э.), когда, по мнению Б.А.Рыбакова, славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю хлебом с Римской империей. С ней связаны сотни кладов римских серебряных монет, полученных в торговых операциях с причерноморскими купцами.
Б.А.Рыбаков отождествляет Черняховскую культуру со славянской. Однако, большинство исследователей на основании анализа археологического материала считает, что Черняховская культура объединила в себе несколько племенных и этнических группировок, которые могли существовать достаточно обособленно. В ней выделяются скифо-сарматские, пшеворские и зарубинецкие, готские и восточногерманские элементы. Черняховская культура не была изначально славянской. Однако, именно внутри нее на территории Подольско-Днепровского региона при сильном иранском влиянии будет складываться славянская племенная группировка, известная как анты . Славяне - наследники Черняховской культуры - несомненно могли перенять способ записи календарных наблюдений, определяющих всю их хозяйственную жизнь. Поэтому мы вправе рассмотреть систему записей на сосудах-ка-лендарях II-IV вв. как возможный прототип славянских черт и резов .
Два сосуда, найденных в 1957 г. у деревни Лепесовка, были обнаружены в жертвеннике сельского языческого святилища в виде разбитых осколков. Их первоначальный облик позже был восстановлен реставраторами. Плоский венчик одной из чаши был разделен на 12 различных прямоугольных секций с неповторяющимся рисунком, которые символизировали 12 месяцев, образующих годовой цикл. Содержание изображений и их последовательность совпадают, с точки зрения Б.А.Рыбакова, с помесячной пос-ледовательностью языческих праздников древних славян и с календарными сроками сельскохозяйственных работ.
Секторы, помеченные знаком косого креста, обозначавшего у древних славян солнце и пламя, соответствовали январю, марту и июню. На эти месяцы приходились языческие праздники солнца: праздник начала прибавления дня, приходившийся на начало января, который считался месяцем разгорания солнца ; праздники весеннего равноденствия (конец марта) и летнего солнцестояния (Иван Купала - 24 июня). Секторы, соответствующие апрелю, августу, сентябрю, октябрю и декабрю, помечены изображе-ниями, соответствующими сельскохозяйственным работам этих месяцев и срокам охоты: апрель помечен изображением сохи, август - колосьями, сентябрь - изображением деревьев и сети (срок осенней охоты сетями, развешиваемых между деревьями, на улетающих к югу птиц), октябрь - изображением волокон (срок обработки льна и конопли), декабрь - сплошной сетью (указывающей срок зимней охоты при помощи силков). Изображения, помещенные в остальных четырех секторах, указывают на важнейшие явления природы, характерные для соответствующих им месяцев (в основном нерабочих). Так, изображение, соответствующее февралю, может быть понято как деревья в снегу (февраль - месяц снегопадов); майское - как знаки пробивающихся из-под земли ростков; июльское - как знаки расцвета растений; ноябрьское (волнистые линии) - как знаки осенних дождей.
Сосуды с изображением символов 12 месяцев, подобные найденным в языческом алтаре, могли использоваться славянами для гаданий. Во всем цикле обрядов и праздников мы знаем лишь один момент, когда взор древнего славянина охватывал весь год в целом. Это время празднования Нового года. Торжественный цикл новогодних обрядов начинался воспоминаниями о прошлом, затем произносились заклинания на весь будущий год одновременно с гаданиями о том, что он принесет.
Согласно наблюдениям над более поздней традицией, для январских заклинаний и гаданий в знаменитый крещенский вечерок , связанных с подблюдными песнями, требовались специальные сосуды для священной воды, в которую опускали золотое кольцо. Идея воды подчеркнута массивной рельефной линией в виде зигзага, идущей вокруг всего сосуда из Лепесовки под самым венчиком. Вода и золото были обязательными атрибутами новогодних аграрно-магических гаданий и символизировали воду и солнце, дающие древнему славянину урожай. Лепесовская чаша со знаками 12 месяцев могла быть именно таким сосудом для священной воды, при помощи которой осуществлялись новогодние гадания об урожае. Большие глубокие сосуды в Древней Руси назывались чарами, от них мог пойти обычай называть гадание при помощи чар чародейством.
К более частному случаю чародейства может быть отнесен сосуд из лепесовского жертвенника, где вместо 12 месяцев даны символические изображения 9 в произвольно выбранном порядке: ноябрь, октябрь, июль, сентябрь, февраль, утрата (в том числе январь-?), июнь. В нем отсутствуют многие земледельческие месяцы. С точки зрения Б.А.Рыбакова, он был предназначен не для аграрных предсказаний и заклинаний, а для гаданий девушек о предстоящем замужестве.
Существует еще один, не менее интересный, тип сосудов, на тулове которых изображены два ряда иных знаков. На сосуде в виде одноручного кубка или ковша, найденном у села Войскового, верхний ряд содержит 12 четко обозначенных значков, нижний - 16 отдельных клейм, среди которых мы встречаем также чередование косых крестов (знаков солнца) с заштрихованными прямоугольниками, обычно обозначающими пашню. Анализ этих изображений также приводит Б.А.Рыбакова к выводу о том, что перед нами календарь, верхний ряд которого символизирует 12 месяцев аграрного года, а нижний - сельскохозяйственные работы, приходящиеся на это время. Возможно, именно такой сосуд был использован в жатвенном обряде вятичей, описанный в 903 году арабским писателем ибн-Русте: Во время жатвы они берут ковш с просом, поднимают к небу и говорят: Господи! Ты, который снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии .
Помимо вышеописанных сосудов существует еще один их тип, представленный кувшином из могильника в с. Ромашки, который является уникальным полным аграрным календарем. На тулово сосуда специальными штампиками нанесен сложнейший орнамент, разделенный на два пояса разной ширины так, что каждому крупному знаку верхнего пояса строго соответствует определенная часть орнамента нижнего ряда.
Смысл 96 квадратиков нижнего ряда заключался в том, что они изображали отдельные дни летнего аграрного периода и календарно точно обозначали числа важнейших языческих празднеств в честь Ярилы, Купалы и Перуна, символически изображенных в верхнем ряду. Этих праздников было семь: 2 мая - день молодых всходов, совпавший впоследствии с христианским праздником первых русских святых Бориса и Глеба; 4 июня - день Ярилы-солнца, впоследствии связанный с переходящим церковным праздником Троицына дня; 24 июня - день солнцеворота, впоследствии - день Ивана Купалы; 12 июля - день отбора жертв Перуну (или более архаичному Роду); 20 июля - праздник Перуна или Рода совпавший позднее с христианским праздником Ильи пророка; 24 июля - начало жатвы; 7 августа - праздник урожая, окончание жатвы, замещенный христианским праздником Преображения 6 августа. Все сроки дождевых периодов, указанных в этом календаре совпадают с четырьмя оптимальными периодами дождей, необходимых яровым посевам.
Зашифрованный смысл Ромашковского глиняного календаря этими примерами не заканчивается. Однако, их достаточно, чтобы не только продемонстрировать конкретные символы черт и рез , но и определить общий характер самих знаков, принципы записи информации и ее содержание. Несомненно, что эти знаки не могли соперничать с фонетическим письмом, о котором славяне узнали от своих соседей греков и немцев.
Существуют еще несколько надписей , знаки которых могут быть причислены к чертам и резам . Это надпись на глиняном сосуде, найденном около с. Алеканово под Рязанью, знаки на дрогичинских свинцовых пломбах, а также некоторые другие. Однако, в отличие от описанных выше сосудов, они не представляют собой сложной системы и могут быть отнесены к знакам счета и владельческим клеймам. Необходимо подчеркнуть не только их примитивный характер, но и разнообразность их состава, непохожесть друг на друга, что свидетельствует о том, что единой последовательной логографической системы письменности у древних славян не сложилось.
В настоящее время известно около десятка сосудов, которые можно причислить к сосудам-календарям. Все они происходят из области интенсивного земледелия в лесостепной полосе и относятся археологами к так называемой черняховской культуре , которая охватывала обширный район лесостепной Украины (Волынь, район Киева и среднего течения Днепра). Сосуды относятся к траяновым векам (II-IV вв. н.э.), когда, по мнению Б.А.Рыбакова, славяне Среднего Поднепровья вели оживленную торговлю хлебом с Римской империей. С ней связаны сотни кладов римских серебряных монет, полученных в торговых операциях с причерноморскими купцами.
Б.А.Рыбаков отождествляет Черняховскую культуру со славянской. Однако, большинство исследователей на основании анализа археологического материала считает, что Черняховская культура объединила в себе несколько племенных и этнических группировок, которые могли существовать достаточно обособленно. В ней выделяются скифо-сарматские, пшеворские и зарубинецкие, готские и восточногерманские элементы. Черняховская культура не была изначально славянской. Однако, именно внутри нее на территории Подольско-Днепровского региона при сильном иранском влиянии будет складываться славянская племенная группировка, известная как анты . Славяне - наследники Черняховской культуры - несомненно могли перенять способ записи календарных наблюдений, определяющих всю их хозяйственную жизнь. Поэтому мы вправе рассмотреть систему записей на сосудах-ка-лендарях II-IV вв. как возможный прототип славянских черт и резов .
Два сосуда, найденных в 1957 г. у деревни Лепесовка, были обнаружены в жертвеннике сельского языческого святилища в виде разбитых осколков. Их первоначальный облик позже был восстановлен реставраторами. Плоский венчик одной из чаши был разделен на 12 различных прямоугольных секций с неповторяющимся рисунком, которые символизировали 12 месяцев, образующих годовой цикл. Содержание изображений и их последовательность совпадают, с точки зрения Б.А.Рыбакова, с помесячной пос-ледовательностью языческих праздников древних славян и с календарными сроками сельскохозяйственных работ.
Секторы, помеченные знаком косого креста, обозначавшего у древних славян солнце и пламя, соответствовали январю, марту и июню. На эти месяцы приходились языческие праздники солнца: праздник начала прибавления дня, приходившийся на начало января, который считался месяцем разгорания солнца ; праздники весеннего равноденствия (конец марта) и летнего солнцестояния (Иван Купала - 24 июня). Секторы, соответствующие апрелю, августу, сентябрю, октябрю и декабрю, помечены изображе-ниями, соответствующими сельскохозяйственным работам этих месяцев и срокам охоты: апрель помечен изображением сохи, август - колосьями, сентябрь - изображением деревьев и сети (срок осенней охоты сетями, развешиваемых между деревьями, на улетающих к югу птиц), октябрь - изображением волокон (срок обработки льна и конопли), декабрь - сплошной сетью (указывающей срок зимней охоты при помощи силков). Изображения, помещенные в остальных четырех секторах, указывают на важнейшие явления природы, характерные для соответствующих им месяцев (в основном нерабочих). Так, изображение, соответствующее февралю, может быть понято как деревья в снегу (февраль - месяц снегопадов); майское - как знаки пробивающихся из-под земли ростков; июльское - как знаки расцвета растений; ноябрьское (волнистые линии) - как знаки осенних дождей.
Сосуды с изображением символов 12 месяцев, подобные найденным в языческом алтаре, могли использоваться славянами для гаданий. Во всем цикле обрядов и праздников мы знаем лишь один момент, когда взор древнего славянина охватывал весь год в целом. Это время празднования Нового года. Торжественный цикл новогодних обрядов начинался воспоминаниями о прошлом, затем произносились заклинания на весь будущий год одновременно с гаданиями о том, что он принесет.
Согласно наблюдениям над более поздней традицией, для январских заклинаний и гаданий в знаменитый крещенский вечерок , связанных с подблюдными песнями, требовались специальные сосуды для священной воды, в которую опускали золотое кольцо. Идея воды подчеркнута массивной рельефной линией в виде зигзага, идущей вокруг всего сосуда из Лепесовки под самым венчиком. Вода и золото были обязательными атрибутами новогодних аграрно-магических гаданий и символизировали воду и солнце, дающие древнему славянину урожай. Лепесовская чаша со знаками 12 месяцев могла быть именно таким сосудом для священной воды, при помощи которой осуществлялись новогодние гадания об урожае. Большие глубокие сосуды в Древней Руси назывались чарами, от них мог пойти обычай называть гадание при помощи чар чародейством.
К более частному случаю чародейства может быть отнесен сосуд из лепесовского жертвенника, где вместо 12 месяцев даны символические изображения 9 в произвольно выбранном порядке: ноябрь, октябрь, июль, сентябрь, февраль, утрата (в том числе январь-?), июнь. В нем отсутствуют многие земледельческие месяцы. С точки зрения Б.А.Рыбакова, он был предназначен не для аграрных предсказаний и заклинаний, а для гаданий девушек о предстоящем замужестве.
Существует еще один, не менее интересный, тип сосудов, на тулове которых изображены два ряда иных знаков. На сосуде в виде одноручного кубка или ковша, найденном у села Войскового, верхний ряд содержит 12 четко обозначенных значков, нижний - 16 отдельных клейм, среди которых мы встречаем также чередование косых крестов (знаков солнца) с заштрихованными прямоугольниками, обычно обозначающими пашню. Анализ этих изображений также приводит Б.А.Рыбакова к выводу о том, что перед нами календарь, верхний ряд которого символизирует 12 месяцев аграрного года, а нижний - сельскохозяйственные работы, приходящиеся на это время. Возможно, именно такой сосуд был использован в жатвенном обряде вятичей, описанный в 903 году арабским писателем ибн-Русте: Во время жатвы они берут ковш с просом, поднимают к небу и говорят: Господи! Ты, который снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии .
Помимо вышеописанных сосудов существует еще один их тип, представленный кувшином из могильника в с. Ромашки, который является уникальным полным аграрным календарем. На тулово сосуда специальными штампиками нанесен сложнейший орнамент, разделенный на два пояса разной ширины так, что каждому крупному знаку верхнего пояса строго соответствует определенная часть орнамента нижнего ряда.
Смысл 96 квадратиков нижнего ряда заключался в том, что они изображали отдельные дни летнего аграрного периода и календарно точно обозначали числа важнейших языческих празднеств в честь Ярилы, Купалы и Перуна, символически изображенных в верхнем ряду. Этих праздников было семь: 2 мая - день молодых всходов, совпавший впоследствии с христианским праздником первых русских святых Бориса и Глеба; 4 июня - день Ярилы-солнца, впоследствии связанный с переходящим церковным праздником Троицына дня; 24 июня - день солнцеворота, впоследствии - день Ивана Купалы; 12 июля - день отбора жертв Перуну (или более архаичному Роду); 20 июля - праздник Перуна или Рода совпавший позднее с христианским праздником Ильи пророка; 24 июля - начало жатвы; 7 августа - праздник урожая, окончание жатвы, замещенный христианским праздником Преображения 6 августа. Все сроки дождевых периодов, указанных в этом календаре совпадают с четырьмя оптимальными периодами дождей, необходимых яровым посевам.
Зашифрованный смысл Ромашковского глиняного календаря этими примерами не заканчивается. Однако, их достаточно, чтобы не только продемонстрировать конкретные символы черт и рез , но и определить общий характер самих знаков, принципы записи информации и ее содержание. Несомненно, что эти знаки не могли соперничать с фонетическим письмом, о котором славяне узнали от своих соседей греков и немцев.
Существуют еще несколько надписей , знаки которых могут быть причислены к чертам и резам . Это надпись на глиняном сосуде, найденном около с. Алеканово под Рязанью, знаки на дрогичинских свинцовых пломбах, а также некоторые другие. Однако, в отличие от описанных выше сосудов, они не представляют собой сложной системы и могут быть отнесены к знакам счета и владельческим клеймам. Необходимо подчеркнуть не только их примитивный характер, но и разнообразность их состава, непохожесть друг на друга, что свидетельствует о том, что единой последовательной логографической системы письменности у древних славян не сложилось.
Обсуждения Археологические находки