Арены гладиаторов. Ликует буйный Рим

Ликует буйный Рим... торжественно гремит
Рукоплесканьями широкая арена:
А он — пронзенный в грудь — безмолвно он лежит,
Во прахе и крови скользят его колена...


Михаил Лермонтов
Арены гладиаторов. Ликует буйный Рим
Кого из нас не охватывает романтическая жуть при одном слове «гладиатор»?

Раб, которому судьба даровала не медленное умирание в рудниках или под бичом на плантации, а героическую смерть, быть может, после многих побед, на арене цирка; последний из людей, по римскому определению — «говорящее орудие», возможно, черпающий горькую сладость в своем приговоре.

Смельчак, обнажающий оружие перед тысячами свободных граждан, как знать, — не завидующих ли его отваге, силе и решительности; перед римлянками, начнущими презирать с этого дня своих слабовольных, изнеженных мужей и любовников и бредить по ночам храбрецом, закованным в сталь...

А если поднимет палец кверху Цезарь в своей ложе, обитой пурпуром; а если кто-нибудь из патрициев попросит жизни и свободы особо стойкому бойцу?.. История знала и такое.

Многие ланисты, содержатели гладиаторских школ, были вольноотпущенниками, заслужившими славу на арене...

Кто, как не гладиаторы, составили мощный костяк армий Спартака, потрясшего всесильное государство; кем был сам неистовый силач-фракиец?..

Да, у нас особое отношение к героям античных амфитеатров. И лишь через амфитеатры, через их жутковато-манящую суть мы можем понять душу римлянина.

Первый известный истории амфитеатр — здание, специально предназначенное для гладиаторских боев и публичной травли зверей — был выстроен свыше двух тысяч лет назад в италийском городе Помпеи.

Затем арены кровавых ристалищ стали возникать по всему римскому миру.

То было время расставания государства с остатками «старого, доброго» республиканского устройства и строгих нравов старины.

Правители-принцепсы, которых мы обычно называем императорами или цезарями, собирая в своих руках все большую власть, хотели народной покорности — и достигали ее не только силой, военно-полицейским устрашением.

Тогдашние властелины не хуже нынешних понимали, что народ можно отвлечь от горьких будничных проблем, погасить в нем желание бороться за лучшую жизнь, всячески потрафляя людским инстинктам, растормаживая низшие побуждения. «Аккумуляторы страстей должны же как-то разряжаться...»

И вот, появились амфитеатры, где была опрокинута условность античной трагедии, зрелищем стали действительные раны и смерть.

Собственно, ритуальные поединки, кончавшиеся смертью участников, происходили на италийской земле уже давно, во время погребальных обрядов у предков римлян — этрусков.

Но этот обычай дал лишь канву гладиаторских сражений. Содержание стало другим: добровольная смерть превратилась в принудительную, сакральное самопожертвование — в «адреналиновый триллер» для усталого ремесленника или вечно беспокойного торговца, в щекотку для нервов патриция, переевшего сытных блюд, пресыщенного всевозможными изощрениями любовных ласк...
×

По теме Арены гладиаторов. Ликует буйный Рим

Арены гладиаторов. Ликует буйный Рим

Эра амфитеатров Особый размах «индустрия» амфитеатров приобрела, начиная со...
Журнал

Арены гладиаторов. Ликует буйный Рим

Основатель Колизея до открытия не дожил Видимо, проект четырехэтажного здания...
Журнал

Арены гладиаторов. Ликует буйный Рим

Тисдрус открывает свое лицо Амфитеатр, как это было принято во всем римском мире...
Журнал

Арены гладиаторов. Ликует буйный Рим

Тунис. Большой амфитеатр в Эль-Джеме Когда-то здесь располагался город...
Журнал

Арены гладиаторов. Ликует буйный Рим

Буйный Рим Увы, не только мускулистые мужи, ретиарии и мирмиллоны, чье общее...
Журнал

Рим

Рим — город мечты. Каждое здание, каждая улица несет свою атмосферу. Гуляя по...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы