Судьба сложилась так, что около 10 лет я провел в Республике Эквадор и одно время был директором Астрономической обсерватории в Кито — столице Эквадора.
Это самая старая обсерватория в Америке, если не считать обсерваторий индейцев доколумбовой Америки. Ко мне обращались за консультациями все, кому нужна была какая-то помощь по астрономии.
Так я познакомился с Густаво Гуайясамином, с человеком, создававшим этнографические фильмы о жизни индейцев Эквадора.
Под давлением современной цивилизации исчезает прежний образ жизни аборигенов Эквадора, постепенно забываются старинные верования и обычаи. Несомненная заслуга Густаво в том, что в его фильмах остается Америка уходящая.
В очередном фильме Густаво хотел показать индейские праздники, связанные с солнечными явлениями, — солнцестояниями и равноденствиями.
Хроники XVI века свидетельствуют, что в государстве инков церемонии, приуроченные к этим событиям, были важным общественным делом.
Однако до недавних пор праздники Солнца отмечались лишь в немногих индейских общинах, наименее подверженных влиянию нынешней, все уравнивающей, цивилизации. Но память о них сохранялась повсеместно, и это помогло их возрождению — благодаря усилиям энтузиастов изучения древней индейской культуры.
Гуайясамин считал, что я очень помог ему в создании фильма «Инти Пача»1. Расскажу, как было дело.
Однажды, летом 1992 года, он пришел очень взволнованный и сказал, что я срочно должен отправиться с ним в одно селение, где найдено некое индейское сооружение астрономического назначения. И мы поехали в Сан-Антонио де Пичинча — селение к северу от Кито, лежащее на линии экватора.
Сооружение оказалось каменным кругом около 13 метров в диаметре, расположенным на поверхности почвы, точнее, несколько ниже, так как было расчищено от покрывавшего его песка.
Недалеко от круга находился узкий и глубокий овраг с отвесными стенами, который называли «Цветным». На фоне каменной платформы круга ясно выделялись четыре диаметра, составленные из более крупных и более красных камней.
С первого взгляда было ясно, что направления на круге едва ли могут быть астрономическими, так как все углы между отмеченными радиусами были по 45о.
Тем не менее в ближайшую ясную ночь я установил в центре круга теодолит и определил по звездам азимуты всех направлений. Оказалось, что один из отмеченных диаметров своим восточным концом указывал на точку крайнего южного восхода Луны.
...Еще в конце прошлого века астроном Норман Локьер, исследовав древние строения Ближнего Востока, Египта и Греции, установил, что многие из них имеют астрономическую ориентацию. Об этом он написал книгу под названием «Заря астрономии».
Позже британские ученые подтвердили тот факт, что множество древних памятников в Англии отмечают определенные астрономические направления.
Самые обычные — направления на точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний, что в древности было весьма важно для построения календаря.
Направления же, связанные с Луной, не имеют столь явного практического применения и свидетельствуют, что наблюдения за восходами (заходами) светил в древности превратились в религиозные церемонии.
Среди лунных направлений особо выделяли крайние точки восходов Луны на горизонте.
Существуют археологические комплексы, на которых отмечены все или почти все астрономические направления, подобно знаменитому Стоунхенджу или менее известному Савину в Зауралье.
Но есть и такие, где отмечено только одно какое-либо направление, вроде менгиров — стоячих камней Европы.
Все же было бы слишком смело утверждать по одному направлению, что платформа Цветного оврага — аналог такого менгира и место астрономических наблюдений в древности.
Но имеется один довод, который говорит в пользу этого предположения. Диаметр лунного направления — единственный на круге, имеющий параллельную хорду на расстоянии около метра сбоку.
Он направлен на вершину соседней горы Катекийя, название которой на кечуа означает «Тот, кто следует за Луной».
Еще одним веским доводом в пользу астрономического назначения платформы послужил другой каменный круг на вершине горы Катекийя.
Узнали мы о нем в археологическом музее, размещенном в частично отреставрированной старой гасиенде, построенной когда-то одним из первых испанских поселенцев.
Директор музея, Эдуардо Альмейда, заинтересовался нашими изысканиями и сообщил, что в окрестностях имеется еще несколько каменных кругов. Нас, прежде всего, заинтересовал круг на вершине Катекийя. С него мы и начали обход.
Вначале дорога вела на север, вдоль глубокого оврага, протянувшегося у подножия горы Катекийя и отделявшего ее от равнины Румикучо.
Дальше пошел подъем по северному склону горы. Джип «чероки» взбирался по таким тропам, которые способен одолеть разве что осел. Затем началась плоская вершина, но южная, более высокая часть ее, была отделена оврагом. Пришлось дальше идти пешком.
Каменный круг оказался размером около 3 метров и не имел, к сожалению, отмеченных диаметров. Но зато в поле зрения теодолита хорошо просматривалась расположенная далеко внизу платформа Цветного оврага.
И «лунный» диаметр платформы точно лег на вертикальную нить теодолита. Позже измерения азимутов подтвердили, что азимут с платформы на круг действительно совпадает с азимутом «лунного» диаметра.
Итак, исследования двух кругов убедительно показали, что направления диаметров платформы Цветного оврага не случайны: один из них действительно указывает лунное направление.
Чтобы осмотреть еще два археологических объекта из списка Альмейды, пришлось снарядить целую экспедицию и обратиться за помощью в Клуб андинистов Национальной политехнической школы
Это самая старая обсерватория в Америке, если не считать обсерваторий индейцев доколумбовой Америки. Ко мне обращались за консультациями все, кому нужна была какая-то помощь по астрономии.
Так я познакомился с Густаво Гуайясамином, с человеком, создававшим этнографические фильмы о жизни индейцев Эквадора.
Под давлением современной цивилизации исчезает прежний образ жизни аборигенов Эквадора, постепенно забываются старинные верования и обычаи. Несомненная заслуга Густаво в том, что в его фильмах остается Америка уходящая.
В очередном фильме Густаво хотел показать индейские праздники, связанные с солнечными явлениями, — солнцестояниями и равноденствиями.
Хроники XVI века свидетельствуют, что в государстве инков церемонии, приуроченные к этим событиям, были важным общественным делом.
Однако до недавних пор праздники Солнца отмечались лишь в немногих индейских общинах, наименее подверженных влиянию нынешней, все уравнивающей, цивилизации. Но память о них сохранялась повсеместно, и это помогло их возрождению — благодаря усилиям энтузиастов изучения древней индейской культуры.
Гуайясамин считал, что я очень помог ему в создании фильма «Инти Пача»1. Расскажу, как было дело.
Однажды, летом 1992 года, он пришел очень взволнованный и сказал, что я срочно должен отправиться с ним в одно селение, где найдено некое индейское сооружение астрономического назначения. И мы поехали в Сан-Антонио де Пичинча — селение к северу от Кито, лежащее на линии экватора.
Сооружение оказалось каменным кругом около 13 метров в диаметре, расположенным на поверхности почвы, точнее, несколько ниже, так как было расчищено от покрывавшего его песка.
Недалеко от круга находился узкий и глубокий овраг с отвесными стенами, который называли «Цветным». На фоне каменной платформы круга ясно выделялись четыре диаметра, составленные из более крупных и более красных камней.
С первого взгляда было ясно, что направления на круге едва ли могут быть астрономическими, так как все углы между отмеченными радиусами были по 45о.
Тем не менее в ближайшую ясную ночь я установил в центре круга теодолит и определил по звездам азимуты всех направлений. Оказалось, что один из отмеченных диаметров своим восточным концом указывал на точку крайнего южного восхода Луны.
...Еще в конце прошлого века астроном Норман Локьер, исследовав древние строения Ближнего Востока, Египта и Греции, установил, что многие из них имеют астрономическую ориентацию. Об этом он написал книгу под названием «Заря астрономии».
Позже британские ученые подтвердили тот факт, что множество древних памятников в Англии отмечают определенные астрономические направления.
Самые обычные — направления на точки восходов и заходов Солнца в дни солнцестояний, что в древности было весьма важно для построения календаря.
Направления же, связанные с Луной, не имеют столь явного практического применения и свидетельствуют, что наблюдения за восходами (заходами) светил в древности превратились в религиозные церемонии.
Среди лунных направлений особо выделяли крайние точки восходов Луны на горизонте.
Существуют археологические комплексы, на которых отмечены все или почти все астрономические направления, подобно знаменитому Стоунхенджу или менее известному Савину в Зауралье.
Но есть и такие, где отмечено только одно какое-либо направление, вроде менгиров — стоячих камней Европы.
Все же было бы слишком смело утверждать по одному направлению, что платформа Цветного оврага — аналог такого менгира и место астрономических наблюдений в древности.
Но имеется один довод, который говорит в пользу этого предположения. Диаметр лунного направления — единственный на круге, имеющий параллельную хорду на расстоянии около метра сбоку.
Он направлен на вершину соседней горы Катекийя, название которой на кечуа означает «Тот, кто следует за Луной».
Еще одним веским доводом в пользу астрономического назначения платформы послужил другой каменный круг на вершине горы Катекийя.
Узнали мы о нем в археологическом музее, размещенном в частично отреставрированной старой гасиенде, построенной когда-то одним из первых испанских поселенцев.
Директор музея, Эдуардо Альмейда, заинтересовался нашими изысканиями и сообщил, что в окрестностях имеется еще несколько каменных кругов. Нас, прежде всего, заинтересовал круг на вершине Катекийя. С него мы и начали обход.
Вначале дорога вела на север, вдоль глубокого оврага, протянувшегося у подножия горы Катекийя и отделявшего ее от равнины Румикучо.
Дальше пошел подъем по северному склону горы. Джип «чероки» взбирался по таким тропам, которые способен одолеть разве что осел. Затем началась плоская вершина, но южная, более высокая часть ее, была отделена оврагом. Пришлось дальше идти пешком.
Каменный круг оказался размером около 3 метров и не имел, к сожалению, отмеченных диаметров. Но зато в поле зрения теодолита хорошо просматривалась расположенная далеко внизу платформа Цветного оврага.
И «лунный» диаметр платформы точно лег на вертикальную нить теодолита. Позже измерения азимутов подтвердили, что азимут с платформы на круг действительно совпадает с азимутом «лунного» диаметра.
Итак, исследования двух кругов убедительно показали, что направления диаметров платформы Цветного оврага не случайны: один из них действительно указывает лунное направление.
Чтобы осмотреть еще два археологических объекта из списка Альмейды, пришлось снарядить целую экспедицию и обратиться за помощью в Клуб андинистов Национальной политехнической школы
Обсуждения Круговые платформы Румикучо