Получены свидетельства, что у семимесячных детей есть своя
«теория разума», то есть они способны не просто по-своему воспринимать информацию из окружающего мира, но и понимать, как к этой информации относятся другие люди.
«теория разума», то есть они способны не просто по-своему воспринимать информацию из окружающего мира, но и понимать, как к этой информации относятся другие люди.
В психологии существует понятие «теория разума», которое означает способность человека понимать и предвидеть ход мыслей, эмоции и поступки других людей. Отсутствие этой способности считается признаком аутизма – соответственно, такие проблемы больных аутизмом, как затрудненное общение и неспособность завязывать близкие отношения, можно объяснить отсутствием теории разума.
Еще несколько лет назад считалось, что дети развивают теорию разума в возрасте около четырех лет. Однако теперь эта точка зрения нуждается в существенных коррективах. В 2005 году появилась работа о теории разума у 15-месячных младенцев, а через два года вышло исследование, в котором шла речь уже о детях возрастом 13 месяцев.
Теперь же в журнале Science опубликована статья, где показано, что теория разума может быть уже у младенцев возрастом 7 месяцев.
Работа представлена группой ученых во главе с Агнеш Ковач, психологом из Венгерской академии наук.
Свое исследование Ковач и коллеги проводили с использованием нескольких мультфильмов с участием Смурфа – существа, придуманного и нарисованного бельгийским художником Пьером Кюллифором (псевдоним – Пейо) в 1958 году. В России смурфы известны по игрушкам из « Киндер-сюрпризов», а также по мультсериалу «Смурфы».
Сюжет анимации, которую ученые использовали в своем исследовании, заключался в том, что его персонаж наблюдал за шариком, который катится по столу и в какой-то момент оказывается за непрозрачным прямоугольником. Шарик или останавливался за ним, или продолжал катиться до тех пор, пока вновь не становился виден. В некоторых анимациях Смурф наблюдал весь процесс до конца. В некоторых анимациях герой уходил до того, как шарик докатывался до полной остановки. Была и анимация с неожиданным концом: после того как шарик закатился за прямоугольник, Смурф убрал загораживающий прямоугольник, но никакого шарика там не оказалось.
Данные фильмы были показаны 56 семимесячным младенцам.
Реакцию детей на эти мультфильмы ученые определяли по тому, насколько долго ребенок смотрел на экран. То, что дети по-разному реагировали на анимацию с разным концом, позволило ученым сделать свои выводы.
Особенно долго младенцы смотрели на экран, где были показаны анимации с неожиданным концом. Ученые интерпретировали этот факт так, что младенцы были удивлены развязкой так же, как и Смурф.
То есть, другими словами, в этой ситуации дети поняли и приняли не свою точку зрения, а именно точку зрения мультипликационного персонажа.
Психологи, не участвовавшие в этом исследовании, отмечают, что в данной работе есть ряд спорных моментов. Например, насколько применим к грудным детям стандартный в психологии подход в виде фиксирования количества времени, на которое у человека задерживается взгляд при восприятии какого-либо события. Психолог Элисон Гопник из Калифорнийского университета считает, что для подтверждения выводов Ковач и коллег требуется дополнительное изучение движения глаз семимесячных младенцев.
Кроме того, Гопник предположила, что реакцию младенцев можно объяснить как простое восприятие физических явления в виде движения шара, а не как поддержку детьми точки зрения Смурфа. На это авторы возражают, что свели эту возможность к минимуму, так как скорость движения шара и расстояние, которые он проходит в каждой серии, были везде одинаковые.
Как бы то ни было, данная работа опубликована в одном из самых престижных научных журналов.
Если она будет подтверждена будущими исследованиями, это будет означать, что даже очень маленькие дети способны не просто по-своему воспринимать информацию из окружающего мира, но и понимать, как к этой информации относятся другие люди.
«В связи с этим интересно понять, как дети пересматривают и меняют свои ранние взгляды на мир, используя ту информацию, которую они получают», – подытожила Гопник.
Еще несколько лет назад считалось, что дети развивают теорию разума в возрасте около четырех лет. Однако теперь эта точка зрения нуждается в существенных коррективах. В 2005 году появилась работа о теории разума у 15-месячных младенцев, а через два года вышло исследование, в котором шла речь уже о детях возрастом 13 месяцев.
Теперь же в журнале Science опубликована статья, где показано, что теория разума может быть уже у младенцев возрастом 7 месяцев.
Работа представлена группой ученых во главе с Агнеш Ковач, психологом из Венгерской академии наук.
Свое исследование Ковач и коллеги проводили с использованием нескольких мультфильмов с участием Смурфа – существа, придуманного и нарисованного бельгийским художником Пьером Кюллифором (псевдоним – Пейо) в 1958 году. В России смурфы известны по игрушкам из « Киндер-сюрпризов», а также по мультсериалу «Смурфы».
Сюжет анимации, которую ученые использовали в своем исследовании, заключался в том, что его персонаж наблюдал за шариком, который катится по столу и в какой-то момент оказывается за непрозрачным прямоугольником. Шарик или останавливался за ним, или продолжал катиться до тех пор, пока вновь не становился виден. В некоторых анимациях Смурф наблюдал весь процесс до конца. В некоторых анимациях герой уходил до того, как шарик докатывался до полной остановки. Была и анимация с неожиданным концом: после того как шарик закатился за прямоугольник, Смурф убрал загораживающий прямоугольник, но никакого шарика там не оказалось.
Данные фильмы были показаны 56 семимесячным младенцам.
Реакцию детей на эти мультфильмы ученые определяли по тому, насколько долго ребенок смотрел на экран. То, что дети по-разному реагировали на анимацию с разным концом, позволило ученым сделать свои выводы.
Особенно долго младенцы смотрели на экран, где были показаны анимации с неожиданным концом. Ученые интерпретировали этот факт так, что младенцы были удивлены развязкой так же, как и Смурф.
То есть, другими словами, в этой ситуации дети поняли и приняли не свою точку зрения, а именно точку зрения мультипликационного персонажа.
Психологи, не участвовавшие в этом исследовании, отмечают, что в данной работе есть ряд спорных моментов. Например, насколько применим к грудным детям стандартный в психологии подход в виде фиксирования количества времени, на которое у человека задерживается взгляд при восприятии какого-либо события. Психолог Элисон Гопник из Калифорнийского университета считает, что для подтверждения выводов Ковач и коллег требуется дополнительное изучение движения глаз семимесячных младенцев.
Кроме того, Гопник предположила, что реакцию младенцев можно объяснить как простое восприятие физических явления в виде движения шара, а не как поддержку детьми точки зрения Смурфа. На это авторы возражают, что свели эту возможность к минимуму, так как скорость движения шара и расстояние, которые он проходит в каждой серии, были везде одинаковые.
Как бы то ни было, данная работа опубликована в одном из самых престижных научных журналов.
Если она будет подтверждена будущими исследованиями, это будет означать, что даже очень маленькие дети способны не просто по-своему воспринимать информацию из окружающего мира, но и понимать, как к этой информации относятся другие люди.
«В связи с этим интересно понять, как дети пересматривают и меняют свои ранние взгляды на мир, используя ту информацию, которую они получают», – подытожила Гопник.
Обсуждения Теория разума младенцев