28 детей в возрасте от восьми до десяти лет из начальной школы деревни Блэкоутон (английское графство Девон) написали научную статью о пространственном восприятии шмелей и их способности распознавать цвета. Работу детей принял к публикации авторитетный рецензируемый научный журнал, сообщает Компьюлента.
Ученики начальной школы трудились под руководством преподавателя Дэйва Страдвика и сотрудника Института офтальмологии Университетского колледжа Лондона Бо Лотто.
При публикации редакторы сохранили рукописные таблицы с данными и диаграммы, нарисованные цветными карандашами. Вывод из проделанной работы сформулирован следующим образом: «Мы обнаружили, что шмели сопоставляют цвет и пространственное расположение объекта для определения цветка, в котором можно найти пищу. Мы также поняли, что заниматься наукой клёво и весело, потому что она позволяет делать вещи, которые никто до нас ещё не делал».
«Мне очень хотелось, чтобы работа добралась до публикации, потому что это оригинальное исследование, а вовсе не из-за того, что оно проведено детьми, — рассказывает учёный Бо Лотто. — Было интересно взглянуть с новой стороны на науку, точнее — на вопрос о том, кто может заниматься наукой и двигать её вперёд».
Во время экспериментов ученики помещали шмеля в световой короб с разноцветными огоньками, имитировавшими цветы. В центре каждого источника света помещались пища, солёная вода или же не помещалось ничего. Затем шмелей учили запоминать, где что находится.
Затем задачу усложняли. Например, еда оказывалась в центре синего огонька, тогда как его жёлтые «лепестки» наполнялись солёной водой. Затем цвет «чашечки» меняли на зелёный, а окружающие огни оставались прежними. Потом менялись и они. Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, на что ориентируются шмели — на цвет или на расположение цветка в пространстве.
Оказалось, что разные шмели ведут себя по-разному. Некоторые из них, узнав, что в «цветке» определённого цвета есть еда, искали пищу в огоньках той же расцветки.
По окончании эксперимента Бо Лотто разъяснил четырём самым сообразительным ученикам структуру научной работы. Вместе они составили научную, используя детские фразы и формулировки.
За прошедшие с тех пор полтора года работу последовательно отвергли журналы Nature, Science, PLoS ONE и ряд других. В конце концов, статья была рассмотрена четырьмя рецензентами и вместе с их отзывами попала в Biology Letters. Главный редактор престижного издания Брайан Чарлзуорт признаётся, что заставить учёных уделить внимание детскому исследованию было чрезвычайно трудно, но о затраченных усилиях он не жалеет.
По словам рецензентов, работа имеет не самую большую научную ценность, но претензий к ее организации, проведению и анализу результатов нет.
При публикации редакторы сохранили рукописные таблицы с данными и диаграммы, нарисованные цветными карандашами. Вывод из проделанной работы сформулирован следующим образом: «Мы обнаружили, что шмели сопоставляют цвет и пространственное расположение объекта для определения цветка, в котором можно найти пищу. Мы также поняли, что заниматься наукой клёво и весело, потому что она позволяет делать вещи, которые никто до нас ещё не делал».
«Мне очень хотелось, чтобы работа добралась до публикации, потому что это оригинальное исследование, а вовсе не из-за того, что оно проведено детьми, — рассказывает учёный Бо Лотто. — Было интересно взглянуть с новой стороны на науку, точнее — на вопрос о том, кто может заниматься наукой и двигать её вперёд».
Во время экспериментов ученики помещали шмеля в световой короб с разноцветными огоньками, имитировавшими цветы. В центре каждого источника света помещались пища, солёная вода или же не помещалось ничего. Затем шмелей учили запоминать, где что находится.
Затем задачу усложняли. Например, еда оказывалась в центре синего огонька, тогда как его жёлтые «лепестки» наполнялись солёной водой. Затем цвет «чашечки» меняли на зелёный, а окружающие огни оставались прежними. Потом менялись и они. Цель исследования заключалась в том, чтобы выяснить, на что ориентируются шмели — на цвет или на расположение цветка в пространстве.
Оказалось, что разные шмели ведут себя по-разному. Некоторые из них, узнав, что в «цветке» определённого цвета есть еда, искали пищу в огоньках той же расцветки.
По окончании эксперимента Бо Лотто разъяснил четырём самым сообразительным ученикам структуру научной работы. Вместе они составили научную, используя детские фразы и формулировки.
За прошедшие с тех пор полтора года работу последовательно отвергли журналы Nature, Science, PLoS ONE и ряд других. В конце концов, статья была рассмотрена четырьмя рецензентами и вместе с их отзывами попала в Biology Letters. Главный редактор престижного издания Брайан Чарлзуорт признаётся, что заставить учёных уделить внимание детскому исследованию было чрезвычайно трудно, но о затраченных усилиях он не жалеет.
По словам рецензентов, работа имеет не самую большую научную ценность, но претензий к ее организации, проведению и анализу результатов нет.
Обсуждения Младшие школьники опубликовали работу в научном журнале