Название растения кока прежде всего ассоциируется с добываемым из ее листьев сырьем для изготовления наркотика кокаин. Мало кто знает, что в его листьях содержится и множество других алкалоидов, которые не вызывают психической зависимости у человека.
Многие из них обладают умеренным стимулирующим эффектом: они могут уменьшить чувство голода и стимулировать пищеварение, а также облегчить пребывание в высокогорных областях, где пониженное содержание кислорода.
Неудивительно, что кока с незапамятных времен считалась у ряда индейских племен Южной Америки священным растением. Что касается истории употребления листьев коки в медицинских целях, то эта традиция такая же древняя, как цивилизация инков (XI-XVI вв.). Первыми европейцами, попробовавшими коку, были испанские конкистадоры, а их потомки составили первые описания этого растения и его воздействия на человеческий организм.
Вот что сообщает испанец Педро Сьеса де Леон в своей знаменитой "Хронике Перу", написанной в 1553 году: "Повсюду в Индиях, где я проходил, я заметил, что для местных индейцев большим удовольствием было носить во рту корни, наподобие веточек или травы. Так в районе города Антиоча некоторые употребляли мелкую коку, а в провинциях Арма — другие травы. В Кимбайя и Ансерма — мягкую сердцевину деревьев, и всегда они очень зеленые, отрезают несколько жилок, которые разжевывают зубами, чтобы не уставать.
В большинстве селений, подчиненных городу Кали и Попайян, во рту носят уже названную мелкую коку и из маленьких тыквочек добывают особую смесь или состав, ими приготовленный и помещаемый в рот, и носят его там, делая то же самое с особой землей, похожей на известь. Во всем Перу было в ходу, да и сейчас также, носить во рту эту коку с утра до ночи, не выбрасывая ее. Спрашивая индейцев, по какой причине у них всегда занят рот той травой (которую они не едят, а только жуют), они говорят, что меньше чувствуют голод и что обнаруживают в себе много сил и бодрости".
Итак, как следует из этого сообщения, уже в XVI веке коку повсеместно использовали для стимуляции организма, то есть "в медицинских целях". Однако обращает на себя внимание то, что индейцы жевали коку постоянно — это может быть свидетельством того, что у них уже сформировалась психологическая зависимость от кокаина (физиологическую зависимость, как мы знаем, этот наркотик не вызывает). Однако коренные жители Латинской Америки не признавали этого ни тогда, ни сейчас, постоянно отвечая на расспросы назойливых белокожих одной фразой: "Кока не наркотик, это пища".
Текст Сьеса де Леона содержит интересную подробность про способ употребления коки (с "особой землей, похожей на известь", однако не поясняет, зачем она нужна). Позже, уже в XX веке, ученые выяснили, что добавление к листьям богатых кальцием веществ позволяют организму извлекать из них гораздо больше алкалоидов. Видимо, древние жители Перу смешивали листья коки и кальцийсодержащие минералы, далее эта смесь обжигалась, и затем получившуюся известь жевали вместе с листьями (примерно так до сих пор поступают жители стран Юго-Восточной Азии, когда готовят бетель — смесь плодов арековой пальмы и извести).
До недавнего времени ученые были убеждены, что эти технологии возникли не раньше чем 2 тысячи лет назад. Однако недавно при раскопках перуанских поселений в долине Нанчок международной группой археологов была обнаружена смесь из листьев кокаинового куста и извести возрастом около 8 тысяч лет. Получается, что индейская "наркомания" началась задолго до того, как легендарный Манко Капак основал империю инков.
"Многие считают, что употребление коки относительно недавняя традиция и существует всего несколько столетий или пару тысячелетий. Однако это не совсем так: использование коки имеет в Андах глубокие экономические, политические и культовые традиции", — говорит исследователь Том Диллехей из Университета Вандербильта (США). Согласно его выводам, уже тогда, 8 тысяч лет назад, использование листьев коки, по всей видимости, носило привилегированный характер, поскольку смесь была найдена не повсеместно, а в отдельных постройках. (Результаты изысканий опубликованы в последнем номере журнала Antiquity.)
Интересно, что и в дальнейшем кока достаточно долгое время оставалась "пищей элиты". В хронике, составленной в 1572 году испанцем Хуаном Поло де Ондегардой, говорится: "Такая подать или дань взималась Инкой, как Королем и правителем, а не как частной особой. Отсюда происходит большое заблуждение. Заявлялось, что все поля коки принадлежали Инке, что было правдой, и по этой причине они принадлежат Его Величеству".
Получается, что правители древней южноамериканской империи собирали дань с покоренных соседей именно листьями коки. Вполне возможно, что такой же способ практиковался и при сборе налогов. Ну, а средства, полученные таким путем, в те времена оседали в подвалах и кладовых элиты и общенародным достоянием быть никак не могли.
Видимо, именно испанское завоевание Южной Америки сделало коку общедоступной для всех индейцев. Сами испанцы достаточно быстро перестали использовать ее как средство для уплаты налогов (при дворе королей Объединенного Королевства Леона и Обеих Кастилий свойства этой травы не особенно оценили), однако поля хоть и были заброшены, однако сохранились. Те, кто возделывал их, конечно же, не преминули воспользоваться ситуацией, чтобы попробовать "пищу правителей". Таким образом "кокомания" быстро распространилась по всему северу континента.
Интересно, что до сих пор употребление коки — часть социокультурной традиции современных жителей Перу и Боливии. За активное культивирование этого растения выступает боливийский президент Эво Моралес.
Помимо вышеописанного способа приготовления жевательной извести в этих странах также весьма популярен чай из листьев коки. Его коммерческое изготовление приобрело широкое распространение, и он свободно продается во всех торговых центрах и магазинах Андских стран. Обычно его применяют либо в лекарственных целях, либо в религиозных церемониях.
Известно, что во время путешествия по высокогорной "тропе инков" (туристская дорога на Мачу-Пикчу) гиды и туристы пьют чай из коки для облегчения высотной болезни. В ходе визитов официальных лиц в Ла-Пас гостей принято угощать чаем из коки. По сообщениям различных информационных агентств, чай из коки пили в том числе принцесса Анна и Папа Римский Иоанн Павел II, а также президент Венесуэлы Уго Чавес.
Итак, традиция, которая насчитывает не менее 8 тысяч лет, вполне себе живет и процветает. Нам, обитателям другого полушария и других климатических регионов, сложно судить о том, насколько хороша или вредна она для жителей современных государств Латинской Америки. Кстати, они считают нас наркоманами за нашу патологическую, по их мнению, приверженность к чаю и кофе...
Неудивительно, что кока с незапамятных времен считалась у ряда индейских племен Южной Америки священным растением. Что касается истории употребления листьев коки в медицинских целях, то эта традиция такая же древняя, как цивилизация инков (XI-XVI вв.). Первыми европейцами, попробовавшими коку, были испанские конкистадоры, а их потомки составили первые описания этого растения и его воздействия на человеческий организм.
Вот что сообщает испанец Педро Сьеса де Леон в своей знаменитой "Хронике Перу", написанной в 1553 году: "Повсюду в Индиях, где я проходил, я заметил, что для местных индейцев большим удовольствием было носить во рту корни, наподобие веточек или травы. Так в районе города Антиоча некоторые употребляли мелкую коку, а в провинциях Арма — другие травы. В Кимбайя и Ансерма — мягкую сердцевину деревьев, и всегда они очень зеленые, отрезают несколько жилок, которые разжевывают зубами, чтобы не уставать.
В большинстве селений, подчиненных городу Кали и Попайян, во рту носят уже названную мелкую коку и из маленьких тыквочек добывают особую смесь или состав, ими приготовленный и помещаемый в рот, и носят его там, делая то же самое с особой землей, похожей на известь. Во всем Перу было в ходу, да и сейчас также, носить во рту эту коку с утра до ночи, не выбрасывая ее. Спрашивая индейцев, по какой причине у них всегда занят рот той травой (которую они не едят, а только жуют), они говорят, что меньше чувствуют голод и что обнаруживают в себе много сил и бодрости".
Итак, как следует из этого сообщения, уже в XVI веке коку повсеместно использовали для стимуляции организма, то есть "в медицинских целях". Однако обращает на себя внимание то, что индейцы жевали коку постоянно — это может быть свидетельством того, что у них уже сформировалась психологическая зависимость от кокаина (физиологическую зависимость, как мы знаем, этот наркотик не вызывает). Однако коренные жители Латинской Америки не признавали этого ни тогда, ни сейчас, постоянно отвечая на расспросы назойливых белокожих одной фразой: "Кока не наркотик, это пища".
Текст Сьеса де Леона содержит интересную подробность про способ употребления коки (с "особой землей, похожей на известь", однако не поясняет, зачем она нужна). Позже, уже в XX веке, ученые выяснили, что добавление к листьям богатых кальцием веществ позволяют организму извлекать из них гораздо больше алкалоидов. Видимо, древние жители Перу смешивали листья коки и кальцийсодержащие минералы, далее эта смесь обжигалась, и затем получившуюся известь жевали вместе с листьями (примерно так до сих пор поступают жители стран Юго-Восточной Азии, когда готовят бетель — смесь плодов арековой пальмы и извести).
До недавнего времени ученые были убеждены, что эти технологии возникли не раньше чем 2 тысячи лет назад. Однако недавно при раскопках перуанских поселений в долине Нанчок международной группой археологов была обнаружена смесь из листьев кокаинового куста и извести возрастом около 8 тысяч лет. Получается, что индейская "наркомания" началась задолго до того, как легендарный Манко Капак основал империю инков.
"Многие считают, что употребление коки относительно недавняя традиция и существует всего несколько столетий или пару тысячелетий. Однако это не совсем так: использование коки имеет в Андах глубокие экономические, политические и культовые традиции", — говорит исследователь Том Диллехей из Университета Вандербильта (США). Согласно его выводам, уже тогда, 8 тысяч лет назад, использование листьев коки, по всей видимости, носило привилегированный характер, поскольку смесь была найдена не повсеместно, а в отдельных постройках. (Результаты изысканий опубликованы в последнем номере журнала Antiquity.)
Интересно, что и в дальнейшем кока достаточно долгое время оставалась "пищей элиты". В хронике, составленной в 1572 году испанцем Хуаном Поло де Ондегардой, говорится: "Такая подать или дань взималась Инкой, как Королем и правителем, а не как частной особой. Отсюда происходит большое заблуждение. Заявлялось, что все поля коки принадлежали Инке, что было правдой, и по этой причине они принадлежат Его Величеству".
Получается, что правители древней южноамериканской империи собирали дань с покоренных соседей именно листьями коки. Вполне возможно, что такой же способ практиковался и при сборе налогов. Ну, а средства, полученные таким путем, в те времена оседали в подвалах и кладовых элиты и общенародным достоянием быть никак не могли.
Видимо, именно испанское завоевание Южной Америки сделало коку общедоступной для всех индейцев. Сами испанцы достаточно быстро перестали использовать ее как средство для уплаты налогов (при дворе королей Объединенного Королевства Леона и Обеих Кастилий свойства этой травы не особенно оценили), однако поля хоть и были заброшены, однако сохранились. Те, кто возделывал их, конечно же, не преминули воспользоваться ситуацией, чтобы попробовать "пищу правителей". Таким образом "кокомания" быстро распространилась по всему северу континента.
Интересно, что до сих пор употребление коки — часть социокультурной традиции современных жителей Перу и Боливии. За активное культивирование этого растения выступает боливийский президент Эво Моралес.
Помимо вышеописанного способа приготовления жевательной извести в этих странах также весьма популярен чай из листьев коки. Его коммерческое изготовление приобрело широкое распространение, и он свободно продается во всех торговых центрах и магазинах Андских стран. Обычно его применяют либо в лекарственных целях, либо в религиозных церемониях.
Известно, что во время путешествия по высокогорной "тропе инков" (туристская дорога на Мачу-Пикчу) гиды и туристы пьют чай из коки для облегчения высотной болезни. В ходе визитов официальных лиц в Ла-Пас гостей принято угощать чаем из коки. По сообщениям различных информационных агентств, чай из коки пили в том числе принцесса Анна и Папа Римский Иоанн Павел II, а также президент Венесуэлы Уго Чавес.
Итак, традиция, которая насчитывает не менее 8 тысяч лет, вполне себе живет и процветает. Нам, обитателям другого полушария и других климатических регионов, сложно судить о том, насколько хороша или вредна она для жителей современных государств Латинской Америки. Кстати, они считают нас наркоманами за нашу патологическую, по их мнению, приверженность к чаю и кофе...
Обсуждения Листья коки