О книге "Интервью с масоном. Правда и легенды истории масонства" (авторы – А.Рыбалка и А.Синельников) мы уже писали. И вот появился еще один повод обратиться к этому произведению...
На днях ваш покорный слуга посетил, так называемый, Воронцовский дворец (Алупка, Крым).
На днях ваш покорный слуга посетил, так называемый, Воронцовский дворец (Алупка, Крым).
Дворец и окружающий его парк буквально пропитаны масонской, религиозной, мифологической и эзотерической символикой. Рассмотреть и запечатлеть на пленку удалось очень многое. Даже не смотря на то, что из 250 комнат дворца для посетителей открыты только 8.
Ниже приводятся отрывки из книги "Интервью с масоном", посвященные описанию дворца (глава "Храм"):
"Описание Масонского Храма мы начнем с некоего отступления... 12 марта 1817 года в Мобеже (Франция) при русском оккупационном корпусе князя М.С.Воронцова сына видного масона была инсталлирована военно-походная ложа Георгия Победоносца, ее знак - пятиконечная звезда на георгиевской ленте с изображением этого святого. Однако есть данные, что эта ложа была тайно организована при армии еще в Вильно, в самом начале войны или до нее. Сохранились сведения, что масоны составляли ядро той влиятельной "общественности", которая настойчиво просила мнительного Александра I против его воли поставить Голенищева-Кутузова во главе армии и ополчения. После смерти фельдмаршала масоны посвятили его памяти особое торжественное заседание траурной ложи в Петербурге с чтением од и пением гимнов.
Почему же мы вспомнили об этой ложе, одной из многих в русской армии? Потому что в нее входил Михаил Семенович Воронцов. Еще находясь в Париже, Михаил Семенович делает неожиданный ход: он, никогда не быв в Крыму, покупает по рекомендации графа Ришелье у директора Никитского ботанического сада земли в Мартьяне и Ай-Даниле на Южном берегу Крыма. Прозорливый ход, если учесть, что после назначения в 1823 году Воронцова генерал-губернатором Новороссии, он захочет сделать своей резиденцией совсем молодой тогда небольшой городок Симферополь, поскольку имеет право выбора. Лишь множество дел в Бессарабии и отсутствие подходящих строений в Симферополе заставили будущего "вице-короля" сделать своей "столицей" Одессу. Однако в следующем году он все же закладывает фундаменты домов не только в Одессе, но и в Алупке. Вот об Алупкинском комплексе, о знаменитой Массандре и пойдет речь в связи с Масонским Храмом".
Князь М.С.Воронцов:
"Алупкинский комплекс не допускает однозначных толкований. Он многослоен, полифоничен, целостен. У Воронцова ни в чем нельзя искать лишь одну причину или соображение. Он привык видеть и мыслить "комплексно". Всюду в Алупке мы найдем многозначность, полифункциональность, полисемантичность. Движение от точки к точке - игра и взаимопереход смыслов и пейзажей, сохраняющих, однако, внутреннее идейное единство- это "Как в радуге един распятый луч".
Массандра – это образец эзотеричности источников, дающий возможность раскрыть широко распространенную тогда в дворянской культуре масонскую символику. В самом деле, и дед, и отец, и дядя, и множество других родственников графа были масонами".
"Попробую при помощи символов масонства - самых расхожих - "расшифровать" смысл Алупкинского комплекса и при помощи его самого рассказать об архитектуре Масонского Храма и его деталей.
Масонство - это не религия, а инициационная школа, которая считает мистерию Истины интимно связанной с внутренним содержанием отдельной личности, которая эту истину способна понять, ибо уже содержит ее. Масонство полагает себя вместилищем над исторической и универсальной религиозности, основанной на чувстве единства жизни, на внутренней уверенности в существовании нравственного закона, на опыте одновременно мистическом и рациональном, связанном с переживанием "священной" стороны жизни, вторгающейся в обыденное существование. Приоритетом является воспитание и образование, а не борьба за нового человека, убеждение, а не принуждение, прощение, а не месть. Лейтмотив символогии - универсализм. Масонство помогает пройти путь, но не претендует на обязательность. Для масона совершенствование равнозначно самостроительству, он призван вечно строить, продвигать дело роста, подъема, познания - таково его предназначение. Это великое дело он должен затем передать миру. "Храм" есть не только отражение мира, но и воспроизведение на земле трансцендентной модели.
Итак, при масонском подходе, смысл воронцовского дворца - мистерия единой Истины. Это масонский храм, всегда открытый миру и переданный ему (парк всегда был открыт для посещения, а через внутренний двор шла транзитная дорога). Начнем читать смыслы, помня, что "масонская символика - криптография, доверенная творческой расшифровке всякого из вольных каменщиков по своему усмотрению".
"Вход в масонский храм символически обращен на запад, у входа - две колонны B и J: колонна B (Боаз), "утвержденный силой", - слева, ниже; колонна J (Иахин), "утвержденный Богом", - справа, выше. Это довольно точное описание западного входа Алупки.
Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов. Это две колонны Геркулеса, указывавшие границы, между которыми индивидуальность человека умирает. Масонский ритуал посвящения включает в себя предупреждение кандидату перед входом в храм - "если ты держишься за человеческие отличия, уходи - здесь их нет". Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная - созидание, упорядоченность, систему, внутреннюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.
Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.
На востоке - трон Мастера. Восток - источник духовного света. Это кабинет графа, его рабочая библиотека и пейзажный парк. На западе и юге - места первого и второго Смотрителей. Во дворце акцентированы именно западный и южный фасады.
В центре храма - алтарь. У его подножья - один неотесанный и один отесанный камень. Дворец расположен в центре комплекса и окружен как обработанными (с юга), так и необработанными (с севера) скалами.
Вдоль стен храма - шнур с семью узлами любви. Вспомним о шести надписях в южной нише "Нет победителя, кроме Аллаха", идущих по стене, почему их шесть, а не семь - загадка графа Воронцова.
Весь храм построен как священный космос, по линии зенит - надир. В Алупке вертикальное направление задается вершиной Ай-Петри, как бы нерукотворным храмом.
В храме масоны занимаются "Работой", которую открывает Смотритель на западе; Смотритель на юге объявляет об окончании "Работы" и призывает к отдыху. Западный - рабочий вход в Ворнцовский парк, юг - зона отдыха и роскоши.
В храме должны царить разум, серьезность, благодеяние и веселье. Всего этого, по отзывам современников, в Алупке было достаточно.
Масонский Мастер называется (по-английски) "почтенным" ("worshipful"), "достойным" ("worthy"). Забавно, что совпадают инициалы: "Worshipful Master" - WM, "Worthy Master" - WM и "Woronzow Michael" - WM. Граф так и подписывался: M. Woronzow. Его переплетенные инициалы, всюду встречающиеся во дворце - на каминах, мебели и т. д., - весьма напоминают масонские клейма.
Масонский Храм прямоуголен. Как и главный корпус дворца.
Пол храма в шахматную клетку символизирует космический дуализм, тернистый путь по "черному" и "белому", Землю. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути. Вот и у графа в Зимнем саду пол шахматный.
.Масоны считают, что Дерево положило начало дуалистическому разделению мира; Дерево ассоциируется часто также с героическими деяниями. Мастер, как стражник-Херувим в Библии, охраняет Древо Жизни мечом. Меч - мужской архетип, так же как чаша - женский. Пламенный меч - символ силы, воли, творчества, разрушающее и очистительное начало. Заметим, что в центре комплекса Массандра прямо над стеною двора - дерево, японская софора, и его хозяин - герой, весьма хорошо владеющий мечом, и умело защищавший свой сад. Кроме того, в плане дворец очень похож на меч, обращенный к западу и югу и "охраняющий" дерево и "чашу" (фонтаны дворца), а граф - творец, разрушитель, очиститель. Вообще, силуэт дворца в плане допускает несколько толкований. Его можно интерпретировать как топор, которым рубили ливанские кедры для строительства храма - кедров в парке много. Существует и символика сломанного ключа: обязанность Мастера починить его, сложить воедино, то есть победить смерть воскресением.
Большую роль в масонской символике играет Арка. Существует обряд Арки - квинтэссенция масонской философии, он неотделим от степени Мастера. Арка символизирует соприкосновение с Богом, спиритуализм, вход в вечную жизнь, прекрасное, силу, радугу. Нет нужды говорить, что, в отличие от колонн, арка и ее мотивы - основной архитектурный акцент дворца. Главную роль, конечно, играет арка-ниша южного фасада
Цвета находящихся в храме голубой, пурпуровой и червленой завес ассоциируются с цветами комнат дворца: Голубой гостиной, Малинового кабинета (Ситцевой комнаты), Китайского кабинета (Малой гостиной).
В обряде инициации масоны используют воду в сосуде (символ души в теле), "кубок возлияний" (чаша с водой памяти и водой забвения), образ реки Леты, ведущей в Аид, модель пещеры (зал размышлений, место медитации), надпись VITRIOL - "посети утробу земли и, направив свой путь, ты найдешь тайный камень" (то есть глубоко осмысли теневые стороны своего существа, свою слепоту и непросвещенность) - все это находит свое соответствие в озерах и гротах алупкинского Хаоса. Даже алхимические символы Солнце и Луна (золото и серебро) присутствуют в названиях этих озер.
И в гербе Воронцовых, изображение которого можно часто встретить во дворце, роза и лилия - так же естественно прочитывается символически, например, как расцвет духа и обозначение святого триединства. Кстати, фонтан с розами и лилиями существовал некогда в конце "львиной" лестницы…
И, конечно, пирамида встречается не только в воронцовском озере. Этот символ - "самый масонский".
Ниже приводятся отрывки из книги "Интервью с масоном", посвященные описанию дворца (глава "Храм"):
"Описание Масонского Храма мы начнем с некоего отступления... 12 марта 1817 года в Мобеже (Франция) при русском оккупационном корпусе князя М.С.Воронцова сына видного масона была инсталлирована военно-походная ложа Георгия Победоносца, ее знак - пятиконечная звезда на георгиевской ленте с изображением этого святого. Однако есть данные, что эта ложа была тайно организована при армии еще в Вильно, в самом начале войны или до нее. Сохранились сведения, что масоны составляли ядро той влиятельной "общественности", которая настойчиво просила мнительного Александра I против его воли поставить Голенищева-Кутузова во главе армии и ополчения. После смерти фельдмаршала масоны посвятили его памяти особое торжественное заседание траурной ложи в Петербурге с чтением од и пением гимнов.
Почему же мы вспомнили об этой ложе, одной из многих в русской армии? Потому что в нее входил Михаил Семенович Воронцов. Еще находясь в Париже, Михаил Семенович делает неожиданный ход: он, никогда не быв в Крыму, покупает по рекомендации графа Ришелье у директора Никитского ботанического сада земли в Мартьяне и Ай-Даниле на Южном берегу Крыма. Прозорливый ход, если учесть, что после назначения в 1823 году Воронцова генерал-губернатором Новороссии, он захочет сделать своей резиденцией совсем молодой тогда небольшой городок Симферополь, поскольку имеет право выбора. Лишь множество дел в Бессарабии и отсутствие подходящих строений в Симферополе заставили будущего "вице-короля" сделать своей "столицей" Одессу. Однако в следующем году он все же закладывает фундаменты домов не только в Одессе, но и в Алупке. Вот об Алупкинском комплексе, о знаменитой Массандре и пойдет речь в связи с Масонским Храмом".
Князь М.С.Воронцов:
"Алупкинский комплекс не допускает однозначных толкований. Он многослоен, полифоничен, целостен. У Воронцова ни в чем нельзя искать лишь одну причину или соображение. Он привык видеть и мыслить "комплексно". Всюду в Алупке мы найдем многозначность, полифункциональность, полисемантичность. Движение от точки к точке - игра и взаимопереход смыслов и пейзажей, сохраняющих, однако, внутреннее идейное единство- это "Как в радуге един распятый луч".
Массандра – это образец эзотеричности источников, дающий возможность раскрыть широко распространенную тогда в дворянской культуре масонскую символику. В самом деле, и дед, и отец, и дядя, и множество других родственников графа были масонами".
"Попробую при помощи символов масонства - самых расхожих - "расшифровать" смысл Алупкинского комплекса и при помощи его самого рассказать об архитектуре Масонского Храма и его деталей.
Масонство - это не религия, а инициационная школа, которая считает мистерию Истины интимно связанной с внутренним содержанием отдельной личности, которая эту истину способна понять, ибо уже содержит ее. Масонство полагает себя вместилищем над исторической и универсальной религиозности, основанной на чувстве единства жизни, на внутренней уверенности в существовании нравственного закона, на опыте одновременно мистическом и рациональном, связанном с переживанием "священной" стороны жизни, вторгающейся в обыденное существование. Приоритетом является воспитание и образование, а не борьба за нового человека, убеждение, а не принуждение, прощение, а не месть. Лейтмотив символогии - универсализм. Масонство помогает пройти путь, но не претендует на обязательность. Для масона совершенствование равнозначно самостроительству, он призван вечно строить, продвигать дело роста, подъема, познания - таково его предназначение. Это великое дело он должен затем передать миру. "Храм" есть не только отражение мира, но и воспроизведение на земле трансцендентной модели.
Итак, при масонском подходе, смысл воронцовского дворца - мистерия единой Истины. Это масонский храм, всегда открытый миру и переданный ему (парк всегда был открыт для посещения, а через внутренний двор шла транзитная дорога). Начнем читать смыслы, помня, что "масонская символика - криптография, доверенная творческой расшифровке всякого из вольных каменщиков по своему усмотрению".
"Вход в масонский храм символически обращен на запад, у входа - две колонны B и J: колонна B (Боаз), "утвержденный силой", - слева, ниже; колонна J (Иахин), "утвержденный Богом", - справа, выше. Это довольно точное описание западного входа Алупки.
Символические колонны напоминают исписанные иероглифами обелиски, которые возвышались перед египетскими храмами. Их находят и в двух округлых порталах готических соборов. Это две колонны Геркулеса, указывавшие границы, между которыми индивидуальность человека умирает. Масонский ритуал посвящения включает в себя предупреждение кандидату перед входом в храм - "если ты держишься за человеческие отличия, уходи - здесь их нет". Северная колонна также символизирует разрушение, первозданный Хаос; Южная - созидание, упорядоченность, систему, внутреннюю взаимосвязь. Это Земля и Космос, Chaos и Amber.
Между колоннами Храма могут изображаться ступени, которые символизируют испытания и очищение стихиями при получении масонского посвящения.
На востоке - трон Мастера. Восток - источник духовного света. Это кабинет графа, его рабочая библиотека и пейзажный парк. На западе и юге - места первого и второго Смотрителей. Во дворце акцентированы именно западный и южный фасады.
В центре храма - алтарь. У его подножья - один неотесанный и один отесанный камень. Дворец расположен в центре комплекса и окружен как обработанными (с юга), так и необработанными (с севера) скалами.
Вдоль стен храма - шнур с семью узлами любви. Вспомним о шести надписях в южной нише "Нет победителя, кроме Аллаха", идущих по стене, почему их шесть, а не семь - загадка графа Воронцова.
Весь храм построен как священный космос, по линии зенит - надир. В Алупке вертикальное направление задается вершиной Ай-Петри, как бы нерукотворным храмом.
В храме масоны занимаются "Работой", которую открывает Смотритель на западе; Смотритель на юге объявляет об окончании "Работы" и призывает к отдыху. Западный - рабочий вход в Ворнцовский парк, юг - зона отдыха и роскоши.
В храме должны царить разум, серьезность, благодеяние и веселье. Всего этого, по отзывам современников, в Алупке было достаточно.
Масонский Мастер называется (по-английски) "почтенным" ("worshipful"), "достойным" ("worthy"). Забавно, что совпадают инициалы: "Worshipful Master" - WM, "Worthy Master" - WM и "Woronzow Michael" - WM. Граф так и подписывался: M. Woronzow. Его переплетенные инициалы, всюду встречающиеся во дворце - на каминах, мебели и т. д., - весьма напоминают масонские клейма.
Масонский Храм прямоуголен. Как и главный корпус дворца.
Пол храма в шахматную клетку символизирует космический дуализм, тернистый путь по "черному" и "белому", Землю. Мы отдыхаем по мере усталости, мы ценим удовольствие лишь в сопоставлении его с той же мерой страдания. Радость пропорциональна горю и тоске, им предшествовавшим. Обнаружение ошибки открывает истину. Добро влечет нас в той мере, в какой нас отталкивало зло. Ценность выживания измеряется силой борьбы против побежденных трудностей, стоявших на пути. Вот и у графа в Зимнем саду пол шахматный.
.Масоны считают, что Дерево положило начало дуалистическому разделению мира; Дерево ассоциируется часто также с героическими деяниями. Мастер, как стражник-Херувим в Библии, охраняет Древо Жизни мечом. Меч - мужской архетип, так же как чаша - женский. Пламенный меч - символ силы, воли, творчества, разрушающее и очистительное начало. Заметим, что в центре комплекса Массандра прямо над стеною двора - дерево, японская софора, и его хозяин - герой, весьма хорошо владеющий мечом, и умело защищавший свой сад. Кроме того, в плане дворец очень похож на меч, обращенный к западу и югу и "охраняющий" дерево и "чашу" (фонтаны дворца), а граф - творец, разрушитель, очиститель. Вообще, силуэт дворца в плане допускает несколько толкований. Его можно интерпретировать как топор, которым рубили ливанские кедры для строительства храма - кедров в парке много. Существует и символика сломанного ключа: обязанность Мастера починить его, сложить воедино, то есть победить смерть воскресением.
Большую роль в масонской символике играет Арка. Существует обряд Арки - квинтэссенция масонской философии, он неотделим от степени Мастера. Арка символизирует соприкосновение с Богом, спиритуализм, вход в вечную жизнь, прекрасное, силу, радугу. Нет нужды говорить, что, в отличие от колонн, арка и ее мотивы - основной архитектурный акцент дворца. Главную роль, конечно, играет арка-ниша южного фасада
Цвета находящихся в храме голубой, пурпуровой и червленой завес ассоциируются с цветами комнат дворца: Голубой гостиной, Малинового кабинета (Ситцевой комнаты), Китайского кабинета (Малой гостиной).
В обряде инициации масоны используют воду в сосуде (символ души в теле), "кубок возлияний" (чаша с водой памяти и водой забвения), образ реки Леты, ведущей в Аид, модель пещеры (зал размышлений, место медитации), надпись VITRIOL - "посети утробу земли и, направив свой путь, ты найдешь тайный камень" (то есть глубоко осмысли теневые стороны своего существа, свою слепоту и непросвещенность) - все это находит свое соответствие в озерах и гротах алупкинского Хаоса. Даже алхимические символы Солнце и Луна (золото и серебро) присутствуют в названиях этих озер.
И в гербе Воронцовых, изображение которого можно часто встретить во дворце, роза и лилия - так же естественно прочитывается символически, например, как расцвет духа и обозначение святого триединства. Кстати, фонтан с розами и лилиями существовал некогда в конце "львиной" лестницы…
И, конечно, пирамида встречается не только в воронцовском озере. Этот символ - "самый масонский".
Обсуждения Масонский храм