Никогда не спи за рулем!

Отчего автомобили оказываются на встречке? Неудачный обгон? Весьма вероятно. Но нередко водитель просто засыпает за рулем. Примерам несть числа. Из последних: несколько дней назад в подмосковной Балашихе прямо около поста ДПС врезался в столб Volvo - водитель гнал в Златоглавую из Перми.
Никогда не спи за рулем!
И заснул, не доехав до МКАД несколько километров. После того как в Москве заснувший за рулем военный сбил насмерть на пешеходном переходе двух человек, применительно к водителям было введено понятие “апноэ сна” - синдром внезапного засыпания, вызываемый некоторыми заболеваниями и хронической усталостью (см. “МН” № 30 от 13.07. с.г.).

Начинающим автомобилистам надо иметь в виду, что водитель утомляется гораздо быстрее, если ведет машину в монотонном режиме - через лес или через поля, когда трасса похожа на бесконечную ленту, наматывающуюся на огромный барабан. Едешь по такой дороге, а по обочине сплошь памятники с именами погибших в авариях. Кажется - ну как такое возможно? Абсолютно прямая дорога, никаких препятствий. Вот именно, что никаких - не хватает встряски, адреналина, выделяющегося в минуту опасности (например, при обгоне).

Отдых необходим уже через 4-5 часов непрерывного движения. А еще через 3-4 часа человек только волевым усилием может поддерживать безопасность движения на приемлемом уровне. Однако и у силы воли есть свой предел... Если вести машину всю ночь, то реакция будет такой, как если бы вы выпили залпом полбутылки водки. А если сесть за руль, поспав менее четырех часов, - реакция будет замедленной, как после бутылки пива.

Первый вывод - перед долгой дорогой надо как следует выспаться! Не менее восьми часов. Тогда нервной “подзарядки” хватит на большее время.

Человек так устроен, что ищет причины проблемы где угодно, но не в себе. Усталость воспринимается как физическое неудобство: спинка кресла жесткая, подушка сиденья короткая... Подсознательно мы стараемся устроиться поудобнее, принимая положение... идеальное для сна: или чуть сползаем с кресла, откидываясь на спину, или, наоборот, пригибаемся ближе к рулю.

Второй вывод - чувствуете, что что-то не так, примите как можно более неудобную позу: меняйте наклон спинки кресла вплоть до вертикального, ощущайте дискомфорт, он не даст заснуть.

Нет ничего хуже, чем вести машину ночью. Если вы один, можно хотя бы открыть настежь окна, чтобы продувало ночным ветерком, врубить на полную громкость автомагнитолу - под такой рев не заснешь. В конце концов, можно курить... Но если салон полон сонного сопения пассажиров - беда, это и водителя провоцирует на сон.

Третий вывод - не спать в салоне должны как минимум двое: водитель и один из пассажиров. При этом очень хорошо, чтобы он был хорошим собеседником, во время болтовни уж точно не заснешь. А если уж спать, то всем вместе, остановившись в безопасном месте на обочине. Постарайтесь выбрать место в тени. Если не получается - закройте окна тканью и оставьте работать кондиционер: в вашем положении не до экономии топлива.

Еще одна причина сна - смог и жара. Человек “засыпает” в условиях постепенного убывания кислорода, сам того не замечая. Этому способствует дым от горящих лесов и торфяников, что актуально этим летом. А при жаре за +30 содержание кислорода снижается процентов на 20 - это все равно что подняться на гору высотой три километра: неминуемы гипоксия и засыпание. Инспекторы ГИБДД советуют водителям, чьи авто не оборудованы кондиционерами, в самую лютую жару - с 12 до 15 часов - вообще не садиться за руль. А остальным - использовать кондиционер с внутрисалонным обдувом. Но не понижайте температуру слишком сильно - есть риск получить ангину. Плюс 24-25 градусов - самое оно. Конечно, если вы в машине один и ваша задача не заснуть, можно понизить и до +19... Но лучше остановиться и отдохнуть.

Четвертый вывод - при длительном путешествии не экономьте на горючем: включайте кондиционер, водителю необходим свежий холодный воздух.

Все вышеизложенные примеры позволят сопротивляться засыпанию какое-то время. Однако на личном печальном опыте могу утверждать - момент засыпания определить невозможно. Открываешь глаза, а ты уже на встречной или летишь в кювет. Я человек нервный, сон неглубокий, именно это жизнь и спасло. Первый раз - на Киевском (тогда еще не реконструированном) шоссе в 1999-м, второй - этой весной под Минском. Надеюсь, третьего раза не будет.

Возьмите за правило: как бы вы ни спешили, через каждые три-четыре часа за рулем нужно устраивать себе отдых. Припарковаться, выйти из машины, пройтись, сделать несколько гимнастических упражнений - махов руками, приседаний, наклонов. Дышите полной грудью. Чашка кофе - это хорошо. Но - одна: подстегивать себя не надо. А энергетики за рулем лучше не пить вообще - от водительской усталости они не помогают.

Замечательно, если в салоне есть сменный водитель. Один - ведет, другой - отдыхает. Но помните: отдых - значит сон. Бодрствующий пассажир устает сильнее водителя. И не “ложитесь” на переднем сиденье - спящий пассажир действует как снотворное.
×

По теме Никогда не спи за рулем!

17 секретов, которые ваш врач никогда не откроет

37% врачей хотели бы сказать: – Пожалуйста, мойтесь, перед тем как прийти на...
Журнал

А паразиты - никогда!

Само собой, паразиты угрожают нам не только в теплое время года, но именно летом...
Журнал

Обама: США никогда не будут воевать с исламом

США никогда не будут воевать с исламом, заявил сегодня президент Барак Обама...
Журнал

Глава Kodak: бумажные издания не умрут никогда

Президент компании Kodak Филип Фарачи в интервью газете «Ведомости» высказал...
Журнал

Хотите больше никогда не ошибаться?!

Как возможно раскрыть всю систему реальности и сделать правильный расчет? Ведь...
Журнал

Мир никогда не будет прежним

В конце каждого года принято подводить его итоги и строить прогнозы на будущее...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Основные ошибки в воспитании детей
Формула Эйнштейна