С некоторых пор он присутствует и в отечественном автопроме, причем штатно. А в мастерских, которые устанавливают нештатные “кондеи”, запись и очереди, подобные тем, которые четверть века назад выстраивались за автомобилями.
Цена комплекта кондиционеров Sanden, Alkor и ЭЛИНЖ с монтажом колеблется от 1150 у.е. (вазовская “классика”) до 1400-1750 долларов (ГАЗ и УАЗ). И ничего, берут!
Суть установки кондиционера на автомобиль, в котором штатного охладителя воздуха отродясь не было, заключается в том, что на место обычного отопителя ставится новый, увеличенного размера, где помимо радиатора помещается еще и испаритель. Новый отопитель подсоединяется к компрессору, который будет гонять хладореагент по замкнутой цепи (как в холодильнике) и подавать холодный воздух в салон.
Вроде бы ничего особо сложного, однако все-таки устанавливать такое оборудование лучше не самому и не у умельцев в гараже, а на авторизованных сервисных станциях, которые должны дать как минимум полугодовую гарантию. И еще: установив кондиционер, вы, конечно, получите приток холодного воздуха в салоне, но... Во-первых, вы не сможете им нормально управлять: кондиционер будет просто гнать холод до тех пор, пока вы не начнете стучать зубами. Во-вторых, такого рода охлаждающее устройство не защищает от притока извне загрязненного пылью и частицами горения воздуха - для этого на автомобиле должны присутствовать салонный фильтр и система внутрисалонного обдува воздуха. В-третьих, в придачу к комфорту вы можете получить респираторные или вирусные заболевания.
Управлению кондиционером, если раньше его на вашей машине не было, надо учиться, за ним - ну прямо как за девушкой - надо ухаживать...
УРОК ПЕРВЫЙ: температура. Еще 10 лет назад кондиционер был принадлежностью исключительно иномарок выше среднего класса. У прочих авто это была опция, которую предлагалось заказывать за доплату. Сегодня кондиционеры есть практически на всех машинах иностранного производства, но на некоторых это просто кондиционер (устройство для подачи в салон холодного воздуха), а на других - климат-контроль (охлаждение воздуха до определенной, заданной температуры, причем иногда для водителя и пассажира - раздельной). Климат-контроль, безусловно, лучше. Уже хотя бы потому, что позволяет задать нужную температуру, а это очень важно! Можно нагнать внутрь сибирского холода (хотя минимальная “разрешенная” температура - +18), но нужно ли? Если не хотите простудиться, следите за тем, чтобы температура в салоне была лишь на 5-6 градусов ниже той, что снаружи. Иначе ОРВИ вам или вашим детям обеспечена.
УРОК ВТОРОЙ: кондиционер сушит воздух, поэтому берите с собой в дорогу побольше воды и не стесняйтесь ее употреблять, иначе на такой жаре почкам придется нелегко. С другой стороны, если вы включили кондиционер и внутрисалонный обдув и в авто вдруг начали запотевать стекла, пора менять внутрисалонный фильтр! Он давно уже покрылся грязью и плесенью, на нем поселились бактерии, которые прекрасно себя чувствуют во влажной, прохладной среде - вот вам и вирусное заболевание, например ангина (да-да, она тоже может быть вирусной). Стали чаще простужаться - проблема в кондиционере...
Его вообще необходимо просить чистить во время каждого техосмотра, а заодно и производить его антибактериологическую обработку. Есть специальные растворы-спреи, но все равно лучше доверить это дело профессионалам.
УРОК ТРЕТИЙ: кондиционер должен работать... круглый год. Да, именно так. Поскольку на всех деталях “цепочки охлаждения” сказываются разницы температур, часто засыхают резиновые уплотнители и резиновые детали компрессора (втулки, сальники и т.п.). Чтобы этого не происходило, кондиционер надо запускать как минимум на полчаса хотя бы раз в месяц, даже если погода к этому не располагает.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: время от времени кондиционер надо заправлять хладореагентом. Причем только тем, который был изначально закачан в систему. Иначе внутри может начаться химическая реакция. Не советуем пользоваться услугами частников, все еще предлагающих на трассах регулировку СО и карбюраторов, заправку кондиционеров. В полевых условиях просто невозможно продиагностировать систему, вакуумировать ее (т.е. удалить излишки влаги и воздуха). Кроме того, заправка подразумевает долив не только хладореагента, но и особого масла. Кстати, об обслуживании. Если вы вдруг впадаете в шоковое состояние, увидев, как из-под машины вытекает лужица, успокойтесь: это просто конденсат, который стекает с испарителя, - нормальное условие работы кондиционера. Гораздо хуже, если лужица не вытекает, - это значит, что забита дренажная трубка. Значит, жидкость будет скапливаться в поддоне испарителя, что послужит идеальной средой для размножения микробов, а кроме того, повлияет на работу кондиционера не самым лучшим образом.
И еще о том, почему как минимум раз в год (а лучше бы чаще) надо проверять состояние кондиционера. Как и все, что состоит из трубок, система кондиционирования может прохудиться (например, зимой). Вряд ли вы это заметите. А к лету в брешь набьется мусор, соль с дороги и т.п. - и кондиционер просто не будет работать. Придется не только менять сломанное, но и чистить всю систему - а это удовольствие недешевое.
УРОК ПЯТЫЙ: практически у всех машин работа кондиционера означает повышенный расход топлива (примерно на два литра на каждые 100 км против нормы). При резких маневрах, при работе двигателя на высоких оборотах включенный кондиционер может привести к перегреву мотора.
Еще нюанс: если двигатель машины не может похвастаться звериной мощью, нужно помнить о том, что работающий кондиционер отнимет у вашей “ласточки” часть ее прыти, - а этого может не хватить при рискованном обгоне. Так что, прежде чем выезжать за прерывистую линию, охладитель лучше выключить.
АНЕКДОТ НАЧАЛА 1990-Х. По Москве жарким летом едет старенькая “шестерка”. Окна закрыты, в салоне - четыре грузина в пальто и кепках-аэродромах. Все обливаются потом. Сидящий за рулем говорит: “Ничего, ничего, зато все думают, что у нас кондиционер”.
Суть установки кондиционера на автомобиль, в котором штатного охладителя воздуха отродясь не было, заключается в том, что на место обычного отопителя ставится новый, увеличенного размера, где помимо радиатора помещается еще и испаритель. Новый отопитель подсоединяется к компрессору, который будет гонять хладореагент по замкнутой цепи (как в холодильнике) и подавать холодный воздух в салон.
Вроде бы ничего особо сложного, однако все-таки устанавливать такое оборудование лучше не самому и не у умельцев в гараже, а на авторизованных сервисных станциях, которые должны дать как минимум полугодовую гарантию. И еще: установив кондиционер, вы, конечно, получите приток холодного воздуха в салоне, но... Во-первых, вы не сможете им нормально управлять: кондиционер будет просто гнать холод до тех пор, пока вы не начнете стучать зубами. Во-вторых, такого рода охлаждающее устройство не защищает от притока извне загрязненного пылью и частицами горения воздуха - для этого на автомобиле должны присутствовать салонный фильтр и система внутрисалонного обдува воздуха. В-третьих, в придачу к комфорту вы можете получить респираторные или вирусные заболевания.
Управлению кондиционером, если раньше его на вашей машине не было, надо учиться, за ним - ну прямо как за девушкой - надо ухаживать...
УРОК ПЕРВЫЙ: температура. Еще 10 лет назад кондиционер был принадлежностью исключительно иномарок выше среднего класса. У прочих авто это была опция, которую предлагалось заказывать за доплату. Сегодня кондиционеры есть практически на всех машинах иностранного производства, но на некоторых это просто кондиционер (устройство для подачи в салон холодного воздуха), а на других - климат-контроль (охлаждение воздуха до определенной, заданной температуры, причем иногда для водителя и пассажира - раздельной). Климат-контроль, безусловно, лучше. Уже хотя бы потому, что позволяет задать нужную температуру, а это очень важно! Можно нагнать внутрь сибирского холода (хотя минимальная “разрешенная” температура - +18), но нужно ли? Если не хотите простудиться, следите за тем, чтобы температура в салоне была лишь на 5-6 градусов ниже той, что снаружи. Иначе ОРВИ вам или вашим детям обеспечена.
УРОК ВТОРОЙ: кондиционер сушит воздух, поэтому берите с собой в дорогу побольше воды и не стесняйтесь ее употреблять, иначе на такой жаре почкам придется нелегко. С другой стороны, если вы включили кондиционер и внутрисалонный обдув и в авто вдруг начали запотевать стекла, пора менять внутрисалонный фильтр! Он давно уже покрылся грязью и плесенью, на нем поселились бактерии, которые прекрасно себя чувствуют во влажной, прохладной среде - вот вам и вирусное заболевание, например ангина (да-да, она тоже может быть вирусной). Стали чаще простужаться - проблема в кондиционере...
Его вообще необходимо просить чистить во время каждого техосмотра, а заодно и производить его антибактериологическую обработку. Есть специальные растворы-спреи, но все равно лучше доверить это дело профессионалам.
УРОК ТРЕТИЙ: кондиционер должен работать... круглый год. Да, именно так. Поскольку на всех деталях “цепочки охлаждения” сказываются разницы температур, часто засыхают резиновые уплотнители и резиновые детали компрессора (втулки, сальники и т.п.). Чтобы этого не происходило, кондиционер надо запускать как минимум на полчаса хотя бы раз в месяц, даже если погода к этому не располагает.
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ: время от времени кондиционер надо заправлять хладореагентом. Причем только тем, который был изначально закачан в систему. Иначе внутри может начаться химическая реакция. Не советуем пользоваться услугами частников, все еще предлагающих на трассах регулировку СО и карбюраторов, заправку кондиционеров. В полевых условиях просто невозможно продиагностировать систему, вакуумировать ее (т.е. удалить излишки влаги и воздуха). Кроме того, заправка подразумевает долив не только хладореагента, но и особого масла. Кстати, об обслуживании. Если вы вдруг впадаете в шоковое состояние, увидев, как из-под машины вытекает лужица, успокойтесь: это просто конденсат, который стекает с испарителя, - нормальное условие работы кондиционера. Гораздо хуже, если лужица не вытекает, - это значит, что забита дренажная трубка. Значит, жидкость будет скапливаться в поддоне испарителя, что послужит идеальной средой для размножения микробов, а кроме того, повлияет на работу кондиционера не самым лучшим образом.
И еще о том, почему как минимум раз в год (а лучше бы чаще) надо проверять состояние кондиционера. Как и все, что состоит из трубок, система кондиционирования может прохудиться (например, зимой). Вряд ли вы это заметите. А к лету в брешь набьется мусор, соль с дороги и т.п. - и кондиционер просто не будет работать. Придется не только менять сломанное, но и чистить всю систему - а это удовольствие недешевое.
УРОК ПЯТЫЙ: практически у всех машин работа кондиционера означает повышенный расход топлива (примерно на два литра на каждые 100 км против нормы). При резких маневрах, при работе двигателя на высоких оборотах включенный кондиционер может привести к перегреву мотора.
Еще нюанс: если двигатель машины не может похвастаться звериной мощью, нужно помнить о том, что работающий кондиционер отнимет у вашей “ласточки” часть ее прыти, - а этого может не хватить при рискованном обгоне. Так что, прежде чем выезжать за прерывистую линию, охладитель лучше выключить.
АНЕКДОТ НАЧАЛА 1990-Х. По Москве жарким летом едет старенькая “шестерка”. Окна закрыты, в салоне - четыре грузина в пальто и кепках-аэродромах. Все обливаются потом. Сидящий за рулем говорит: “Ничего, ничего, зато все думают, что у нас кондиционер”.
Обсуждения Холод, который всегда с тобой