В зале ожидания мелодично звенит колокольчик.
- Дзинь, дзинь, - слышится издалека. Вскоре эту нехитрую мелодию начинают заглушать ритмичные звуки бубна. Взоры пассажиров невольно притягивает появившаяся в зале группа людей в ярких восточных одеждах.
- Дзинь, дзинь, - слышится издалека. Вскоре эту нехитрую мелодию начинают заглушать ритмичные звуки бубна. Взоры пассажиров невольно притягивает появившаяся в зале группа людей в ярких восточных одеждах.
После объявления прибытия очередного рейса они выстраиваются полукругом около двери и начинают танцевать. Любопытство берет верх, и многие пассажиры подходят поближе.
- Вы куда-то летите? - обращается ко мне молодая женщина. - Ваша поездка будет удачной, если вы сейчас встретите на своем пути нашего гуру.
Скользнув взглядом по православному крестику, она протягивает красочный журнал.
- Возьмите почитать.
- Господи, - произносит пожилая соседка. - Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день... Научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
В России, где испокон веков традиционными считались несколько религий - православие, ислам, иудаизм и буддизм, сейчас в любой момент можно встретить "проповедников", обрабатывающих на свой лад россиян. Растерянному человеку на выбор предлагаются различные духовные учения, на глазах меняющие общепризнанные ценности. Сегодня представители неоиндуистских, неохристианских, псевдорелигиозных, оккультных течений работают не только с жителями центральных городов, но и в отдаленной провинции. В последние два года активизировались попытки закрепления последователей различных пророков и новоявленных гуру в предгорьях Кавказа. Свой интерес к здешним местам они объясняют поисками новой Шамбалы - места, где человек ближе всего находиться к непознанному. Однако на самом деле они в первую очередь думают о расширении своего влияния. Под вполне благовидными предлогами изучаются местные условия жизни, разыскиваются последователи и сторонники.
Май 2005 года. На крыше заброшенного здания предгорного летнего лагеря к удивлению местных жителей устанавливаются спутниковые антенны. В лагере обосновывается группа одиноких мужчин самого разного возраста - последователей неоиндуистского медитационного культа "Трансцендентальная медитация Махариши". Из 20 человек шестеро - иностранцев, в том числе двое граждан Узбекистана и четверо - Казахстана. Остальные - жители Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Хабаровского края, Республики Татарстан и других регионов России. С местными жителями они говорят о красоте здешних мест, реки Лабы и предгорий Кавказа. Объясняют им, что приехали сюда отдыхать. Однако строгая дисциплина, наличие современной спутниковой связи, теле- и радиоаппаратуры, компьютеров, большое количество видеокассет и литературы по учению Махариши свидетельствуют о том, что этой мужской компании не до отдыха. Здесь идет интенсивная учеба. Двое из этой группы имеют в своей среде статус "Учителя", около десяти человек именуются "Сидхами", остальные - ученики. При первой же попытке местных властей выяснить цель приезда этой делегации срабатывает принцип "телефонного права". Некий чиновник, представившийся сотрудником администрации Президента, настоятельно рекомендует не мешать отдыхающим. В нынешнем году последователи Махариши в знакомом лагере еще не появлялись.
Июль 2005 года. В администрацию Мостовского района обращается жительница города Нальчик с предложением провести "Марш мира против наркотиков". Маршрут этого марша должен пройти через село Соленое, станицу Андрюки, поселок Псебай, село Шедок и хутор Куйбышев. В числе его участников значатся 20 представителей Курджиновского "Ашрама" Международного общества сознания Кришны, которые хотят проследовать по населенным пунктам на быках и индийских колесницах. Получив отказ на проведение этого мероприятия, кришнаиты в августе все же приезжают в село Соленое и ведут просветительскую работу среди населения.
...Июнь 2006 года. В одной из предгорных станиц ведет прием целительница, книги которой издаются огромными тиражами в Москве. На Северный Кавказ она приезжает наездами, когда ей надоедает московская богема, в перерывах между поездками на Тибет и в Индию. За высоким забором видны небольшие домики, в которых постоянно проживают какие-то люди. Целительница придерживается оккультного неоиндуистского учения Сатья Саи Бабы, поэтому и необычные домики построены в стиле ведических традиций. Похожий архитектурный ансамбль возводится и на соседнем хуторе. Здесь она намеривается построить гостиничный комплекс, в котором будут проживать ее ученики и последователи. Около домовладения целительницы - целая вереница машин. Прием она ведет по предварительной записи, но принимает не каждого.
- Хочешь стать богатым - создай свою религию, - Александр Назаренко цитирует слова основателя "Церкви Саентологии" Рона Хаббарта. Сам он себя не относит ни к какому религиозному течению, только говорит, что у него свое видение жизни. Два года назад Назаренко хотел открыть в Псебае школу славяно-горской борьбы, которой занимается уже десять лет. Помимо боевых упражнений парня интересуют старославянские и ведические обряды и ритуалы. Благое, на первый взгляд, дело, позволяющее увлечь за собой многих мальчишек, тем не менее не увенчалось успехом. Пока рассматривалось предложение по открытию школы, родственники обвинили Александра в жестоком обращении со своим пасынком. По этому факту возбудили уголовное дело, которое вскоре было прекращено. В результате семья оказалась под контролем комиссии по делам несовершеннолетних. Заниматься с детьми боевыми искусствами, проповедовать среди них свою философию и особый спартанский образ жизни Александру не разрешили.
К последователю старославянских и ведических традиций мы заехали вместе с членом комиссии по делам несовершеннолетних, ведущим специалистом Мостовского района по взаимодействию с общественными, политическими, религиозными организациями, профилактики наркомании и экстремизма Андреем Матлаевым. Пока Андрей Викторович беседует с женой Александра, я пытаюсь завести разговор с ним. Но он явно не складывается. Мужчина прислушивается к ответам жены, наблюдает за поведением пасынка. Вскоре у него в руке гаснет сигарета. Реакция малолетнего мальчика просто поражает - неожиданно он срывается с места и за несколько секунд умудряется поднести отчиму новую сигарету. Ребенок уже воспитан в нужном ключе.
Несколько лет назад жители поселка Бурного оказались взбудоражены наплывом гостей к Льву Ситникову, а также доносившимися с его двора песнопениями. Человек, закончивший в молодости философский факультет, а потом, в зрелые годы, удалившийся от людей для борьбы со своей нелегкой болезнью, вызывал повышенный интерес у многих путешественников, заглянувших в предгорные места Кавказа. В отдаленный поселок устремились последователи различный практик оздоровления и омоложения организма.
- У меня никогда не было никаких оздоровительных, философских систем, - говорит Л. Ситников. - Я одиночка, занимающийся психоанализом.
Рядом с собственным домом Ситников сейчас строить многоэтажную гостиницу, собирается развивать туристический бизнес. И не скрывает, что стройка ведется за счет его клиентов - богатых бизнесменов из Краснодара:
- Люди, занимающиеся бизнесом, хотят получить душевное равновесие. Я часто говорю им, что не в деньгах счастье.
Увлечение различными модными философскими и религиозными учениями характерно как раз для людей обеспеченных. Представители местных элит нередко отдают предпочтение современному учению, проповедующему теорию причинности. Его сторонники находят причинно-следственную связь в каждом явлении нашей жизни. Если ты можешь это делать, значит, научился руководить своей жизнью, в твоих силах стать и сверхчеловеком. На обучающих семинарах проповедники учат настраивать организм человека на саморегуляцию и обучают различным рунным технологиям. Общение с подобными проповедниками привело к нервному срыву одну из мостовских школьниц.
Подальше от Москвы, и вообще городской суеты, шестнадцать лет назад уехали и супруги Котовы. Обосновались они тоже в поселке Бурном, в домике на пригорке, возвышающемся над Малой Лабой. Местные жители долго присматривались к необычной паре, собирающей различные виды древесины.
- Наверное, друиды, - предположил кто-то из них.
Оказалось, просто талантливые люди, увлекающиеся гончарным делом и резьбой по дереву. Шумный город они бросили ради возможности спокойно трудиться на лоне природы. Рассказывая о своей жизни в предгорном поселке, Григорий Котов смеется:
- За шестнадцать лет мы здесь женой на себе изучили все этапы развития человеческого общества. Сами прошли путь от собирательства до капитализма.
Капитализмом в отдельно взятом поселке мой собеседник называет появившуюся возможность продавать свои изделия туристам, приезжающим отдыхать в эти места. Продается ровно столько, сколько нужно семье для жизни.
- Для российского человека неприемлема философия, обожествляющая культ денег, которая сейчас нам навязывается, - говорит Григорий Котов. - Мы должны быть ближе к своим корням.
В руках мастера появляется маленький глиняный колокольчик. На его верхушке возвышается беленький домик с красной крышей. Неподалеку бежит речка, через которую перекинут небольшой мостик. Поблизости виднеется лес. Красота неописуемая, чем-то напоминающая красоту здешних мест.
- Дзинь, дзинь, - ударяется о края глиняный язычок, словно напоминая о том, что пора возвращаться к своим истокам.
- Вы куда-то летите? - обращается ко мне молодая женщина. - Ваша поездка будет удачной, если вы сейчас встретите на своем пути нашего гуру.
Скользнув взглядом по православному крестику, она протягивает красочный журнал.
- Возьмите почитать.
- Господи, - произносит пожилая соседка. - Дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день... Научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
В России, где испокон веков традиционными считались несколько религий - православие, ислам, иудаизм и буддизм, сейчас в любой момент можно встретить "проповедников", обрабатывающих на свой лад россиян. Растерянному человеку на выбор предлагаются различные духовные учения, на глазах меняющие общепризнанные ценности. Сегодня представители неоиндуистских, неохристианских, псевдорелигиозных, оккультных течений работают не только с жителями центральных городов, но и в отдаленной провинции. В последние два года активизировались попытки закрепления последователей различных пророков и новоявленных гуру в предгорьях Кавказа. Свой интерес к здешним местам они объясняют поисками новой Шамбалы - места, где человек ближе всего находиться к непознанному. Однако на самом деле они в первую очередь думают о расширении своего влияния. Под вполне благовидными предлогами изучаются местные условия жизни, разыскиваются последователи и сторонники.
Май 2005 года. На крыше заброшенного здания предгорного летнего лагеря к удивлению местных жителей устанавливаются спутниковые антенны. В лагере обосновывается группа одиноких мужчин самого разного возраста - последователей неоиндуистского медитационного культа "Трансцендентальная медитация Махариши". Из 20 человек шестеро - иностранцев, в том числе двое граждан Узбекистана и четверо - Казахстана. Остальные - жители Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Хабаровского края, Республики Татарстан и других регионов России. С местными жителями они говорят о красоте здешних мест, реки Лабы и предгорий Кавказа. Объясняют им, что приехали сюда отдыхать. Однако строгая дисциплина, наличие современной спутниковой связи, теле- и радиоаппаратуры, компьютеров, большое количество видеокассет и литературы по учению Махариши свидетельствуют о том, что этой мужской компании не до отдыха. Здесь идет интенсивная учеба. Двое из этой группы имеют в своей среде статус "Учителя", около десяти человек именуются "Сидхами", остальные - ученики. При первой же попытке местных властей выяснить цель приезда этой делегации срабатывает принцип "телефонного права". Некий чиновник, представившийся сотрудником администрации Президента, настоятельно рекомендует не мешать отдыхающим. В нынешнем году последователи Махариши в знакомом лагере еще не появлялись.
Июль 2005 года. В администрацию Мостовского района обращается жительница города Нальчик с предложением провести "Марш мира против наркотиков". Маршрут этого марша должен пройти через село Соленое, станицу Андрюки, поселок Псебай, село Шедок и хутор Куйбышев. В числе его участников значатся 20 представителей Курджиновского "Ашрама" Международного общества сознания Кришны, которые хотят проследовать по населенным пунктам на быках и индийских колесницах. Получив отказ на проведение этого мероприятия, кришнаиты в августе все же приезжают в село Соленое и ведут просветительскую работу среди населения.
...Июнь 2006 года. В одной из предгорных станиц ведет прием целительница, книги которой издаются огромными тиражами в Москве. На Северный Кавказ она приезжает наездами, когда ей надоедает московская богема, в перерывах между поездками на Тибет и в Индию. За высоким забором видны небольшие домики, в которых постоянно проживают какие-то люди. Целительница придерживается оккультного неоиндуистского учения Сатья Саи Бабы, поэтому и необычные домики построены в стиле ведических традиций. Похожий архитектурный ансамбль возводится и на соседнем хуторе. Здесь она намеривается построить гостиничный комплекс, в котором будут проживать ее ученики и последователи. Около домовладения целительницы - целая вереница машин. Прием она ведет по предварительной записи, но принимает не каждого.
- Хочешь стать богатым - создай свою религию, - Александр Назаренко цитирует слова основателя "Церкви Саентологии" Рона Хаббарта. Сам он себя не относит ни к какому религиозному течению, только говорит, что у него свое видение жизни. Два года назад Назаренко хотел открыть в Псебае школу славяно-горской борьбы, которой занимается уже десять лет. Помимо боевых упражнений парня интересуют старославянские и ведические обряды и ритуалы. Благое, на первый взгляд, дело, позволяющее увлечь за собой многих мальчишек, тем не менее не увенчалось успехом. Пока рассматривалось предложение по открытию школы, родственники обвинили Александра в жестоком обращении со своим пасынком. По этому факту возбудили уголовное дело, которое вскоре было прекращено. В результате семья оказалась под контролем комиссии по делам несовершеннолетних. Заниматься с детьми боевыми искусствами, проповедовать среди них свою философию и особый спартанский образ жизни Александру не разрешили.
К последователю старославянских и ведических традиций мы заехали вместе с членом комиссии по делам несовершеннолетних, ведущим специалистом Мостовского района по взаимодействию с общественными, политическими, религиозными организациями, профилактики наркомании и экстремизма Андреем Матлаевым. Пока Андрей Викторович беседует с женой Александра, я пытаюсь завести разговор с ним. Но он явно не складывается. Мужчина прислушивается к ответам жены, наблюдает за поведением пасынка. Вскоре у него в руке гаснет сигарета. Реакция малолетнего мальчика просто поражает - неожиданно он срывается с места и за несколько секунд умудряется поднести отчиму новую сигарету. Ребенок уже воспитан в нужном ключе.
Несколько лет назад жители поселка Бурного оказались взбудоражены наплывом гостей к Льву Ситникову, а также доносившимися с его двора песнопениями. Человек, закончивший в молодости философский факультет, а потом, в зрелые годы, удалившийся от людей для борьбы со своей нелегкой болезнью, вызывал повышенный интерес у многих путешественников, заглянувших в предгорные места Кавказа. В отдаленный поселок устремились последователи различный практик оздоровления и омоложения организма.
- У меня никогда не было никаких оздоровительных, философских систем, - говорит Л. Ситников. - Я одиночка, занимающийся психоанализом.
Рядом с собственным домом Ситников сейчас строить многоэтажную гостиницу, собирается развивать туристический бизнес. И не скрывает, что стройка ведется за счет его клиентов - богатых бизнесменов из Краснодара:
- Люди, занимающиеся бизнесом, хотят получить душевное равновесие. Я часто говорю им, что не в деньгах счастье.
Увлечение различными модными философскими и религиозными учениями характерно как раз для людей обеспеченных. Представители местных элит нередко отдают предпочтение современному учению, проповедующему теорию причинности. Его сторонники находят причинно-следственную связь в каждом явлении нашей жизни. Если ты можешь это делать, значит, научился руководить своей жизнью, в твоих силах стать и сверхчеловеком. На обучающих семинарах проповедники учат настраивать организм человека на саморегуляцию и обучают различным рунным технологиям. Общение с подобными проповедниками привело к нервному срыву одну из мостовских школьниц.
Подальше от Москвы, и вообще городской суеты, шестнадцать лет назад уехали и супруги Котовы. Обосновались они тоже в поселке Бурном, в домике на пригорке, возвышающемся над Малой Лабой. Местные жители долго присматривались к необычной паре, собирающей различные виды древесины.
- Наверное, друиды, - предположил кто-то из них.
Оказалось, просто талантливые люди, увлекающиеся гончарным делом и резьбой по дереву. Шумный город они бросили ради возможности спокойно трудиться на лоне природы. Рассказывая о своей жизни в предгорном поселке, Григорий Котов смеется:
- За шестнадцать лет мы здесь женой на себе изучили все этапы развития человеческого общества. Сами прошли путь от собирательства до капитализма.
Капитализмом в отдельно взятом поселке мой собеседник называет появившуюся возможность продавать свои изделия туристам, приезжающим отдыхать в эти места. Продается ровно столько, сколько нужно семье для жизни.
- Для российского человека неприемлема философия, обожествляющая культ денег, которая сейчас нам навязывается, - говорит Григорий Котов. - Мы должны быть ближе к своим корням.
В руках мастера появляется маленький глиняный колокольчик. На его верхушке возвышается беленький домик с красной крышей. Неподалеку бежит речка, через которую перекинут небольшой мостик. Поблизости виднеется лес. Красота неописуемая, чем-то напоминающая красоту здешних мест.
- Дзинь, дзинь, - ударяется о края глиняный язычок, словно напоминая о том, что пора возвращаться к своим истокам.
Обсуждения Религиозные секты