В России началась новая кампания по борьбе с курением. На сигаретных пачках уже появились страшные черные надписи: «Курение убивает», «Курение может вызвать бесплодие», «Курение приводит к импотенции». Предполагается, что они заставят петербуржцев распрощаться с табаком.
На радость фармацевтическим компаниям, которые давно превратили борьбу с курением в сверхприбыльный бизнес. «МК» в Питере» выяснил, почему средства от смертельной привычки стоят так дорого и нужно ли ждать от них помощи.
Петербург — самый курящий
В год от курения в России вымирает город размером с Тверь (350 тысяч человек). Новый дизайн сигаретных пачек, как рассчитывают законодатели, должен остановить этот процесс. Впрочем, пока Россия, да и Петербург, остаются для табачных компаний сказочным местом. В стране из года в год курят все больше людей. С 1990 по 2006 год потребление сигарет выросло аж на 60 процентов. А Петербург и вовсе можно назвать городом, в котором курят чуть ли не все подряд. По данным статистики, в Северной столице «смолит» каждый второй мужчина и каждая третья женщина. А треть питерских курильщиков — подростки. 20 процентов курящих петербурженок не расстаются с сигаретой даже во время беременности. Быстро избавиться от никотиновой зависимости Петербургу будет сложнее, чем любому другому городу России. На Северную столицу приходится почти половина российского рынка табачных изделий. В городе и его окрестностях вовсю работают четыре крупнейших производителя сигарет, три из которых — представители транснациональных табачных гигантов («Бритиш Американ Тобакко Санкт-Петербург», «Джапан Тобакко Интернешнл» и «Филип Моррис Ижора»). Сигареты — это пятая часть продукции пищевой промышленности города. И их производство из года в год растет примерно на 10 процентов.
Такая ситуация может быть выгодна и фармацевтическим компаниям. Ведь каждая, пусть и неудачная, попытка бросить курить приносит им немалые деньги.
— Фармацевтические компании не заинтересованы в том, чтобы люди «завязали» со смертельной привычкой, — считает директор Центра по изучению проблем взаимодействия власти и бизнеса Павел Толстых. — Им нужны те, кто из года в год пытается бросить курить. Такие люди активнее всего покупают лейкопластыри, антидепрессанты. Это как с лампочками… Уже давно есть возможность изобрести устройство, которое не будет перегорать и гаснуть. Но это никому не выгодно. Вот и фармацевтам не нужен эффективный препарат. Требуется средство, которое люди постоянно бы покупали. Только это приносит деньги.
Не курить — дорогое удовольствие
Один из самых распространенных способов бросить курить — никотинозаместительная терапия. Ее суть в том, что пациент замещает сигаретный никотин, поступающий в организм при курении, на менее вредный лекарственный никотин. Постепенно в течение 10–12 недель его доза снижается до нуля. Никотиновые пластыри — не самое дешевое удовольствие: одна упаковка стоит около 600 рублей. А значит, чтобы с их помощью бросить курить, потребуется никак не меньше 2–3 тысяч рублей. Но и это не гарантирует того, что на табаке можно будет поставить крест.
— Лекарства, которые содержат никотин (пластыри, никотиновые ингаляторы, спреи, жвачки), в принципе не могут избавить от зависимости, — считает врач Надежда Аксенова. — Они вредны. И с этим никто спорить не будет. У тех же пластырей есть побочные эффекты: бессонница и раздражение кожи. Никотиновая жевательная резинка иногда вызывает тошноту и головокружение. А спрей приводит к кашлю и жжению в носу. Лучше использовать все-таки лекарства из натуральных компонентов.
В петербургском представительстве компании «Эвалар» вовсю рекламируют свое «чудо-средство». Таблетки, в состав которых входит корневище аира, якобы вызывают отвращение ко вкусу сигарет. За 4 недели, как обещают фармацевты, страсть к курению развеется вместе с табачным дымом. Но один курс такого лечения будет стоить около 1500 рублей.
Натуральным считается и препарат «Чампикс». Лекарство блокирует никотиновые рецепторы в той зоне, которая отвечает за получение удовольствия, и таким образом облегчает отказ от сигарет. Однако придется раскошелиться: одна упаковка (112 таблеток) стоит около 3 тысяч рублей. А на 3-месячный курс лечения придется потратить не меньше 4–5 тысяч.
Около года назад в России появились «электронные сигареты». В 2009 году на молодежном форуме на Селигере новинку показали и Владимиру Путину. Разработка премьер-министру понравилась. «Электронное чудо» не выделяет дым, а значит, безвредно для окружающих. Считается, что и курящие куда меньше рискуют здоровьем. Вместо табака в электронной сигарете есть емкость, куда заливают жидкость, содержащую никотин. Емкость нагревается, и «курильщик» вдыхает пар. Все бы хорошо, но отбором проектов, которые показывали Путину на Селигере, занималась член Общественной палаты и генеральный директор Ассоциации «Совета по вопросам развития табачной промышленности» Надежда Школкина. Противники сигарет называют ее своим главным врагом.
— «Электронные сигареты» спонсируются табачными компаниями, — говорит Павел Толстых. — Мы предполагаем, что новинка появилась на рынке для того, чтобы отвлечь внимание властей от реальных проблем с курением. С другой стороны, якобы безопасная «электронная сигарета» — это в некотором роде отличная реклама обычных сигарет.
Кстати, врачи еще не смогли доказать безвредность «электронных сигарет». В Израиле, например, они и вовсе запрещены. В России же их можно купить в любом интернет-магазине. Стоит «чудо» около 3 тысяч рублей.
Сигаретам место — в аптеке
Впрочем, даже самые дорогие средства от курения не дают стопроцентной гарантии успеха.
— 60 процентов россиян пытаются бросить курить с помощью «Чампикса», — рассказывает сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. — 25–60 процентов выбирают никотиновые пластыри в сочетании с ингаляторами. Еще 15 процентов людей штудируют книгу Алана Кара «Легкий способ бросить курить». Но чаще всего успеха в борьбе с курением достигают те, кто решил сразу и безо всяких средств бросить пагубную привычку.
С Дарьей Халтуриной согласна известный психолог и нарколог Наталья Субашы:
— Помогает только полный отказ от сигарет. Никотин и смолы химически участвуют в обмене веществ. Сигареты становятся стилем жизни: кто-то любит курить, когда пьет кофе, кто-то берет сигарету сразу после еды... Чтобы бросить курить, надо изменить свою жизнь, свою личность. Сделать это «курильщику» очень тяжело. Это не аппендицит, который можно вырезать и забыть о нем.
Полный отказ от сигарет — это еще и самый дешевый способ борьбы с курением.
— Почему все средства от курения такие дорогие? — спрашивает Павел Толстых и тут же сам отвечает: — Все эти препараты принадлежат фармацевтическим транснациональным корпорациям, которые получают с них миллиардные доходы. Понятно, что они не хотят терять этот источник больших денег. А потому за счет лицензий и патентов компании специально ограничивают конкуренцию в этом бизнесе. И держат такие цены на лекарства против курения, которые выгодны им. И от этого никуда не деться.
— На российском рынке фактически сложилась монополия, — добавляет Дарья Халтурина. — Большинство средств против курения поставляет одна западная фирма «Пфайзер», которая принадлежит «Джонсону и Джонсону». А российские производители бороться с этой транснациональной корпорацией не могут.
По мнению антитабачников, помочь петербуржцам бросить курить должно государство, а не компания «Джонсон и Джонсон».
— Сейчас принимается национальная стратегия по борьбе против табака, — рассказывает Дарья Халтурина. — Она на грани подписания. Стратегия запрещает любую рекламу табака, повышает доступность услуг по отказу от курения, защищает пассивных курильщиков: в любом общественном месте будут созданы зоны, свободные от дыма.
Но самая эффективная мера — увеличение акцизов. Сейчас с пачки сигарет с фильтром табачники отчисляют в бюджет от 4 до 6 рублей. А вот в беднейших странах Евросоюза (Румыния, Болгария) эта цифра достигает 50 рублей.
Павел Толстых готов идти еще дальше: он предлагает курильщиков фактически приравнять к пациентам, а сигареты им продавать лишь в аптеках по справке от врача.
— К сожалению, я не верю, что в нашей стране кто-нибудь примет такое решение, — с сожалением говорит Павел Толстых. — У нас табачники очень сильно залезли в правительство. Причем они там присутствуют исторически…
МК-справка
Как мир бросает курить
- Италия, Норвегия — рекламу сигарет в этих странах запретили еще в 1962 и 1975 годах соответственно. В итоге число курящих среди 15-летних девушек там стало ниже 20 процентов.
- Швеция, Норвегия, Литва, Канада и ряд других стран полностью запретили курение в общественных местах.
- В Ирландии нельзя выставлять сигареты на витрины магазинов. Курильщик должен тихо спросить конкретную марку, и продавец достанет ее из-под прилавка.
- В Бельгии, Румынии, Великобритании, Австралии на сигаретных пачках, помимо предупреждающих надписей, размещены крупные изображения человеческого органа, пострадавшего от курения. В итоге в Австралии, например, курят всего 12 процентов жителей, и цель правительства — довести долю до 9 процентов.
Петербург — самый курящий
В год от курения в России вымирает город размером с Тверь (350 тысяч человек). Новый дизайн сигаретных пачек, как рассчитывают законодатели, должен остановить этот процесс. Впрочем, пока Россия, да и Петербург, остаются для табачных компаний сказочным местом. В стране из года в год курят все больше людей. С 1990 по 2006 год потребление сигарет выросло аж на 60 процентов. А Петербург и вовсе можно назвать городом, в котором курят чуть ли не все подряд. По данным статистики, в Северной столице «смолит» каждый второй мужчина и каждая третья женщина. А треть питерских курильщиков — подростки. 20 процентов курящих петербурженок не расстаются с сигаретой даже во время беременности. Быстро избавиться от никотиновой зависимости Петербургу будет сложнее, чем любому другому городу России. На Северную столицу приходится почти половина российского рынка табачных изделий. В городе и его окрестностях вовсю работают четыре крупнейших производителя сигарет, три из которых — представители транснациональных табачных гигантов («Бритиш Американ Тобакко Санкт-Петербург», «Джапан Тобакко Интернешнл» и «Филип Моррис Ижора»). Сигареты — это пятая часть продукции пищевой промышленности города. И их производство из года в год растет примерно на 10 процентов.
Такая ситуация может быть выгодна и фармацевтическим компаниям. Ведь каждая, пусть и неудачная, попытка бросить курить приносит им немалые деньги.
— Фармацевтические компании не заинтересованы в том, чтобы люди «завязали» со смертельной привычкой, — считает директор Центра по изучению проблем взаимодействия власти и бизнеса Павел Толстых. — Им нужны те, кто из года в год пытается бросить курить. Такие люди активнее всего покупают лейкопластыри, антидепрессанты. Это как с лампочками… Уже давно есть возможность изобрести устройство, которое не будет перегорать и гаснуть. Но это никому не выгодно. Вот и фармацевтам не нужен эффективный препарат. Требуется средство, которое люди постоянно бы покупали. Только это приносит деньги.
Не курить — дорогое удовольствие
Один из самых распространенных способов бросить курить — никотинозаместительная терапия. Ее суть в том, что пациент замещает сигаретный никотин, поступающий в организм при курении, на менее вредный лекарственный никотин. Постепенно в течение 10–12 недель его доза снижается до нуля. Никотиновые пластыри — не самое дешевое удовольствие: одна упаковка стоит около 600 рублей. А значит, чтобы с их помощью бросить курить, потребуется никак не меньше 2–3 тысяч рублей. Но и это не гарантирует того, что на табаке можно будет поставить крест.
— Лекарства, которые содержат никотин (пластыри, никотиновые ингаляторы, спреи, жвачки), в принципе не могут избавить от зависимости, — считает врач Надежда Аксенова. — Они вредны. И с этим никто спорить не будет. У тех же пластырей есть побочные эффекты: бессонница и раздражение кожи. Никотиновая жевательная резинка иногда вызывает тошноту и головокружение. А спрей приводит к кашлю и жжению в носу. Лучше использовать все-таки лекарства из натуральных компонентов.
В петербургском представительстве компании «Эвалар» вовсю рекламируют свое «чудо-средство». Таблетки, в состав которых входит корневище аира, якобы вызывают отвращение ко вкусу сигарет. За 4 недели, как обещают фармацевты, страсть к курению развеется вместе с табачным дымом. Но один курс такого лечения будет стоить около 1500 рублей.
Натуральным считается и препарат «Чампикс». Лекарство блокирует никотиновые рецепторы в той зоне, которая отвечает за получение удовольствия, и таким образом облегчает отказ от сигарет. Однако придется раскошелиться: одна упаковка (112 таблеток) стоит около 3 тысяч рублей. А на 3-месячный курс лечения придется потратить не меньше 4–5 тысяч.
Около года назад в России появились «электронные сигареты». В 2009 году на молодежном форуме на Селигере новинку показали и Владимиру Путину. Разработка премьер-министру понравилась. «Электронное чудо» не выделяет дым, а значит, безвредно для окружающих. Считается, что и курящие куда меньше рискуют здоровьем. Вместо табака в электронной сигарете есть емкость, куда заливают жидкость, содержащую никотин. Емкость нагревается, и «курильщик» вдыхает пар. Все бы хорошо, но отбором проектов, которые показывали Путину на Селигере, занималась член Общественной палаты и генеральный директор Ассоциации «Совета по вопросам развития табачной промышленности» Надежда Школкина. Противники сигарет называют ее своим главным врагом.
— «Электронные сигареты» спонсируются табачными компаниями, — говорит Павел Толстых. — Мы предполагаем, что новинка появилась на рынке для того, чтобы отвлечь внимание властей от реальных проблем с курением. С другой стороны, якобы безопасная «электронная сигарета» — это в некотором роде отличная реклама обычных сигарет.
Кстати, врачи еще не смогли доказать безвредность «электронных сигарет». В Израиле, например, они и вовсе запрещены. В России же их можно купить в любом интернет-магазине. Стоит «чудо» около 3 тысяч рублей.
Сигаретам место — в аптеке
Впрочем, даже самые дорогие средства от курения не дают стопроцентной гарантии успеха.
— 60 процентов россиян пытаются бросить курить с помощью «Чампикса», — рассказывает сопредседатель Российской антитабачной коалиции Дарья Халтурина. — 25–60 процентов выбирают никотиновые пластыри в сочетании с ингаляторами. Еще 15 процентов людей штудируют книгу Алана Кара «Легкий способ бросить курить». Но чаще всего успеха в борьбе с курением достигают те, кто решил сразу и безо всяких средств бросить пагубную привычку.
С Дарьей Халтуриной согласна известный психолог и нарколог Наталья Субашы:
— Помогает только полный отказ от сигарет. Никотин и смолы химически участвуют в обмене веществ. Сигареты становятся стилем жизни: кто-то любит курить, когда пьет кофе, кто-то берет сигарету сразу после еды... Чтобы бросить курить, надо изменить свою жизнь, свою личность. Сделать это «курильщику» очень тяжело. Это не аппендицит, который можно вырезать и забыть о нем.
Полный отказ от сигарет — это еще и самый дешевый способ борьбы с курением.
— Почему все средства от курения такие дорогие? — спрашивает Павел Толстых и тут же сам отвечает: — Все эти препараты принадлежат фармацевтическим транснациональным корпорациям, которые получают с них миллиардные доходы. Понятно, что они не хотят терять этот источник больших денег. А потому за счет лицензий и патентов компании специально ограничивают конкуренцию в этом бизнесе. И держат такие цены на лекарства против курения, которые выгодны им. И от этого никуда не деться.
— На российском рынке фактически сложилась монополия, — добавляет Дарья Халтурина. — Большинство средств против курения поставляет одна западная фирма «Пфайзер», которая принадлежит «Джонсону и Джонсону». А российские производители бороться с этой транснациональной корпорацией не могут.
По мнению антитабачников, помочь петербуржцам бросить курить должно государство, а не компания «Джонсон и Джонсон».
— Сейчас принимается национальная стратегия по борьбе против табака, — рассказывает Дарья Халтурина. — Она на грани подписания. Стратегия запрещает любую рекламу табака, повышает доступность услуг по отказу от курения, защищает пассивных курильщиков: в любом общественном месте будут созданы зоны, свободные от дыма.
Но самая эффективная мера — увеличение акцизов. Сейчас с пачки сигарет с фильтром табачники отчисляют в бюджет от 4 до 6 рублей. А вот в беднейших странах Евросоюза (Румыния, Болгария) эта цифра достигает 50 рублей.
Павел Толстых готов идти еще дальше: он предлагает курильщиков фактически приравнять к пациентам, а сигареты им продавать лишь в аптеках по справке от врача.
— К сожалению, я не верю, что в нашей стране кто-нибудь примет такое решение, — с сожалением говорит Павел Толстых. — У нас табачники очень сильно залезли в правительство. Причем они там присутствуют исторически…
МК-справка
Как мир бросает курить
- Италия, Норвегия — рекламу сигарет в этих странах запретили еще в 1962 и 1975 годах соответственно. В итоге число курящих среди 15-летних девушек там стало ниже 20 процентов.
- Швеция, Норвегия, Литва, Канада и ряд других стран полностью запретили курение в общественных местах.
- В Ирландии нельзя выставлять сигареты на витрины магазинов. Курильщик должен тихо спросить конкретную марку, и продавец достанет ее из-под прилавка.
- В Бельгии, Румынии, Великобритании, Австралии на сигаретных пачках, помимо предупреждающих надписей, размещены крупные изображения человеческого органа, пострадавшего от курения. В итоге в Австралии, например, курят всего 12 процентов жителей, и цель правительства — довести долю до 9 процентов.
Обсуждения Противотабачная кампания