Наступившая жара, словно зимняя стужа, сделала работу автосервисов и эвакуаторов напряженной и выгодной. Только если зимой основные проблемы автомобилистов связаны с невозможностью завестись и кузовным ремонтом, то летом у машин совершенно неожиданно отказывают различные узлы двигателя и подвески.
В результате на перегруженных и раскаленных трассах один за другим останавливаются автомобили и ждут помощи с открытыми, как пасти у уставших псов, капотами. Жаркие часы пик становятся раем для служб, предоставляющих услуги эвакуации. Эвакуаторы подобно стервятникам подъезжают к бездыханным автомобилям и утаскивают их с дороги, облегчая движение по трассе и кошелек владельца автомобиля.
Нежеланные встречи
На эвакуаторах злоключения автомобилистов не заканчиваются. В «обдирание» клиента вступают работники автосервисов… Порядочные сервисмены, которые борются за клиента, а не за сиюминутную прибыль, чаще всего знают основные болезни авто, от которых у них поднимается температура, и оперативно лечат недуги за приемлемые деньги. Ушлые же работники сервисов часто делают вид, что проблема очень серьезная и утверждают, что без длительной дорогостоящей диагностики браться за ремонт все равно, что вслепую. Когда автомобиль обездвижен, и мы вынуждены чиниться там, где ближе, уберечься от недобросовестных мастеров практически невозможно. Остается лишь надеяться на то, что репутация – главное богатство данного автосервиса.
Система охлаждения
Эксперты утверждают, что круг возможных неисправностей, которые могут быть вызваны жарой, достаточно узок.
Если банальный долив охлаждающей жидкости не помогает, то в первую очередь причиной перегрева может стать выход из строя системы охлаждения двигателя. Чаще всего причина повышенной температуры заключается в том, что из-за окисленных контактов вентилятора радиатора была разомкнута электрическая цепь, и вентилятор перестал работать. Специалисты в таких случаях рекомендуют охлаждать мотор, включив «печку» на максимальный обогрев или попытаться включить вентилятор радиатора принудительно, чтобы он вращался постоянно. Для этого иногда достаточно просто выдернуть один из штекеров из электромотора вентилятора (конструкции бывают разные). Если это действие эффекта не дало, можно попробовать замкнуть кусочком провода контакты в штекере и вставить его обратно в клемму (для особо рисковых или подкованных товарищей). Если же и это не помогло, можно взять провод подлиннее и подвести напряжение от плюсовой клеммы аккумулятора к одному из контактов вентилятора и закрепить его, например, спичкой в правильном гнезде. В зависимости от того, в каком порядке к электромотору подведены «минус» и «плюс», вентилятор может крутиться в разные стороны. Необходимо помнить, что поток воздуха от вентилятора должен идти на мотор, иначе перегрев продолжится.
Еще одна причина выхода системы охлаждения из строя – термостат. Он перестает открываться в нужный момент, и разогретая в «охлаждающей рубашке» двигателя жидкость не может попасть в радиатор охлаждения. Следовательно, если мотор перегревается, а радиатор на ощупь (трогать с крайней осторожностью) остается относительно холодным, надо пробить или извлечь термостат. Как правило, термостат находится в доступном месте на одной из толстых труб системы охлаждения, либо на корпусе двигателя в том месте, куда подходит толстая труба. Вычисляем место его нахождения (лучше с помощью отзывчивого и опытного брата-водителя, согласившегося остановиться и помочь) и выкручиваем термостат. Если конструкция позволяет ехать без термостата, собираем систему и едем, а если нет, то пробиваем клапан отверткой так, чтобы он не мог препятствовать протеканию жидкости, и ставим термостат на место. Больше ничто не сможет удержать жидкость от попадания в радиатор. В целях сохранения собственного здоровья рекомендуется все операции по реанимации двигателя делать на остывшем моторе, иначе можно сильно обжечься.
Есть поломки, которые устранить на дороге практически невозможно. К ним относится выход из строя жидкостной помпы, которая обеспечивает циркуляцию жидкости по системе охлаждения. В этом случае автомобиль нуждается в эвакуации, иначе перегрев неизбежен и ремонт двигателя может быть очень дорогостоящим.
Топливная система
Также от жары может перестать давать необходимое давление изношенный топливный насос. Если мотор не перегрет, а в расширительном бачке есть охлаждающая жидкость, то, возможно, машина заглохла по этой причине. Не спешите отчаиваться. Надо дать машине остыть минут 15-20. Мембраны насоса должны частично восстановить свои свойства, и машина заведется. Таким образом, с остановками можно добраться до сервиса своим ходом. Если же даже после охлаждения машина так и не завелась, насос окончательно сломался, либо причина поломки более серьезная и может быть установлена только специалистом.
Экзотика
Нередко случается так, что все системы двигателя в норме, но он все равно перегревается в пробке. Здесь дело, скорее всего, либо в недостатке охлаждающей жидкости (в крайнем случае, можно долить водопроводной воды или негазированной минеральной), либо произошла экзотическая поломка. Например, проблема может быть в тормозах…
Я сам стал жертвой подобной поломки. От жары и трения температура в тормозном механизме может достигать 500 и более градусов. Если тормозной суппорт уже не новый, на стенках его цилиндра появляются микротрещины, скапливаются частички металла и материала, из которого сделаны тормозные колодки. Повышение температуры вызывает расширение трещин, мусор плавится и прилипает к подвижным частям механизма. В результате тормозной поршень не может свободно ходить. Нажатие на педаль тормоза заставляет поршень идти вперед, но на исходное место он уже возвратиться не в состоянии. Следовательно, тормозные колодки все время немного прижаты к тормозному диску, а их трение при движении раскаляет диск докрасна. Это видно, да и о диск колеса можно обжечься. В моторном отсеке из-за «тормозной печи» температура поднимается настолько, что вентилятор не в силах с ней справиться: он обдувает горячий мотор раскаленным воздухом. В результате все усилия по охлаждению напрасны. Рецепт один: останавливаться и давать двигателю и тормозам остыть. И немедленно на сервис.
Безусловно, описанные выше диагнозы – не все возможные варианты поломок, а человеку неподготовленному сложно да и не к чему самостоятельно ковыряться в проводах и железках под капотом авто. Лучше специалиста машине никто не поможет, но бывают случаи, когда спасения ждать неоткуда, тогда, надеюсь, мои советы окажутся кстати.
Нежеланные встречи
На эвакуаторах злоключения автомобилистов не заканчиваются. В «обдирание» клиента вступают работники автосервисов… Порядочные сервисмены, которые борются за клиента, а не за сиюминутную прибыль, чаще всего знают основные болезни авто, от которых у них поднимается температура, и оперативно лечат недуги за приемлемые деньги. Ушлые же работники сервисов часто делают вид, что проблема очень серьезная и утверждают, что без длительной дорогостоящей диагностики браться за ремонт все равно, что вслепую. Когда автомобиль обездвижен, и мы вынуждены чиниться там, где ближе, уберечься от недобросовестных мастеров практически невозможно. Остается лишь надеяться на то, что репутация – главное богатство данного автосервиса.
Система охлаждения
Эксперты утверждают, что круг возможных неисправностей, которые могут быть вызваны жарой, достаточно узок.
Если банальный долив охлаждающей жидкости не помогает, то в первую очередь причиной перегрева может стать выход из строя системы охлаждения двигателя. Чаще всего причина повышенной температуры заключается в том, что из-за окисленных контактов вентилятора радиатора была разомкнута электрическая цепь, и вентилятор перестал работать. Специалисты в таких случаях рекомендуют охлаждать мотор, включив «печку» на максимальный обогрев или попытаться включить вентилятор радиатора принудительно, чтобы он вращался постоянно. Для этого иногда достаточно просто выдернуть один из штекеров из электромотора вентилятора (конструкции бывают разные). Если это действие эффекта не дало, можно попробовать замкнуть кусочком провода контакты в штекере и вставить его обратно в клемму (для особо рисковых или подкованных товарищей). Если же и это не помогло, можно взять провод подлиннее и подвести напряжение от плюсовой клеммы аккумулятора к одному из контактов вентилятора и закрепить его, например, спичкой в правильном гнезде. В зависимости от того, в каком порядке к электромотору подведены «минус» и «плюс», вентилятор может крутиться в разные стороны. Необходимо помнить, что поток воздуха от вентилятора должен идти на мотор, иначе перегрев продолжится.
Еще одна причина выхода системы охлаждения из строя – термостат. Он перестает открываться в нужный момент, и разогретая в «охлаждающей рубашке» двигателя жидкость не может попасть в радиатор охлаждения. Следовательно, если мотор перегревается, а радиатор на ощупь (трогать с крайней осторожностью) остается относительно холодным, надо пробить или извлечь термостат. Как правило, термостат находится в доступном месте на одной из толстых труб системы охлаждения, либо на корпусе двигателя в том месте, куда подходит толстая труба. Вычисляем место его нахождения (лучше с помощью отзывчивого и опытного брата-водителя, согласившегося остановиться и помочь) и выкручиваем термостат. Если конструкция позволяет ехать без термостата, собираем систему и едем, а если нет, то пробиваем клапан отверткой так, чтобы он не мог препятствовать протеканию жидкости, и ставим термостат на место. Больше ничто не сможет удержать жидкость от попадания в радиатор. В целях сохранения собственного здоровья рекомендуется все операции по реанимации двигателя делать на остывшем моторе, иначе можно сильно обжечься.
Есть поломки, которые устранить на дороге практически невозможно. К ним относится выход из строя жидкостной помпы, которая обеспечивает циркуляцию жидкости по системе охлаждения. В этом случае автомобиль нуждается в эвакуации, иначе перегрев неизбежен и ремонт двигателя может быть очень дорогостоящим.
Топливная система
Также от жары может перестать давать необходимое давление изношенный топливный насос. Если мотор не перегрет, а в расширительном бачке есть охлаждающая жидкость, то, возможно, машина заглохла по этой причине. Не спешите отчаиваться. Надо дать машине остыть минут 15-20. Мембраны насоса должны частично восстановить свои свойства, и машина заведется. Таким образом, с остановками можно добраться до сервиса своим ходом. Если же даже после охлаждения машина так и не завелась, насос окончательно сломался, либо причина поломки более серьезная и может быть установлена только специалистом.
Экзотика
Нередко случается так, что все системы двигателя в норме, но он все равно перегревается в пробке. Здесь дело, скорее всего, либо в недостатке охлаждающей жидкости (в крайнем случае, можно долить водопроводной воды или негазированной минеральной), либо произошла экзотическая поломка. Например, проблема может быть в тормозах…
Я сам стал жертвой подобной поломки. От жары и трения температура в тормозном механизме может достигать 500 и более градусов. Если тормозной суппорт уже не новый, на стенках его цилиндра появляются микротрещины, скапливаются частички металла и материала, из которого сделаны тормозные колодки. Повышение температуры вызывает расширение трещин, мусор плавится и прилипает к подвижным частям механизма. В результате тормозной поршень не может свободно ходить. Нажатие на педаль тормоза заставляет поршень идти вперед, но на исходное место он уже возвратиться не в состоянии. Следовательно, тормозные колодки все время немного прижаты к тормозному диску, а их трение при движении раскаляет диск докрасна. Это видно, да и о диск колеса можно обжечься. В моторном отсеке из-за «тормозной печи» температура поднимается настолько, что вентилятор не в силах с ней справиться: он обдувает горячий мотор раскаленным воздухом. В результате все усилия по охлаждению напрасны. Рецепт один: останавливаться и давать двигателю и тормозам остыть. И немедленно на сервис.
Безусловно, описанные выше диагнозы – не все возможные варианты поломок, а человеку неподготовленному сложно да и не к чему самостоятельно ковыряться в проводах и железках под капотом авто. Лучше специалиста машине никто не поможет, но бывают случаи, когда спасения ждать неоткуда, тогда, надеюсь, мои советы окажутся кстати.
Обсуждения Спасение автомобиля в жару