Ученые показали, что степень понимания между собеседниками зависит от того, насколько мозг слушателя может предугадать следующие, еще не произнесенные слова говорящего, и полагают, что такое "сопряжение мозгов" лежит в основе многих других социальных взаимодействий людей, сообщается в статье исследователей.
Группа ученых под руководством Ури Хассона (Uri Hasson) из Принстонского университета в США показала, что в процессе передачи и восприятия информации с помощью устной речи мозг говорящего и слушателя работают практически зеркально и практически синхронно. Это означает, что у них активизируются одни и те же отделы мозга, при этом в некоторых областях активность головного мозга слушателя отстает от таковой в мозге рассказчика на одну - шесть секунд, а в некоторых, напротив, опережает.
С помощью новаторской методики, сочетающей в себе магниторезонансную томографию головного мозга и специальную технологию оптической звукозаписи, позволяющую без искажений записывать речь говорящего, пока тот находится в томографе, группа Хассона показала, что процесс передачи информации и ее восприятия затрагивает самые различные области головного мозга.
Некоторые из этих областей - височная верхняя извилина, угловая извилина, височно-теменной стык, так называемая нижняя долька и некоторые другие отвечают за непосредственное восприятие, первичную обработку звуков и лингвистические способности человека. Другие, такие как предклинье полушарий головного мозга, дорсолатеральная префронтальная кора, глазнично-лобная кора - за смысловое содержание и социальное значение воспринимаемой информации.
Записав активность головного мозга рассказчика, а также активность 11 слушателей рассказанной им истории, ученые построили математические модели активности, с помощью которых сумели количественно оценить степень сопряженности (схожести по пространственным и временным параметрам) в работе головного мозга говорящего и воспринимающего человека.
Исследователи показали, что это сопряжение в работе возникает именно в ходе того, как рассказчик осмысливает произносимую им информацию, а слушатель осмысливает сказанное. В эксперименте с русскоговорящим рассказчиком и англоговорящими слушателями, равно как в эксперименте, где рассказчик озвучивал одну историю, а слушатели затем слушали совершенно другую, такого сопряжения работы головного мозга наблюдать не удалось.
При этом ученые с помощью проведенных после эксперимента опросов, призванных выявить степень понимания слушателем рассказанной истории, выяснили, что эта степень тем выше, чем больше сопряжение тех отделов головного мозга, активность которых сначала возникает у слушателя, и только затем у рассказчика. При этом отделы мозга, помогающие распознавать и осмысливать речь, у слушателей активизируются всегда после рассказчика. Авторы статьи полагают, что отделы головного мозга, активизирующиеся сперва у слушателей, и только потом у рассказчиков, помогают слушателю на основании уже осмысленного фрагмента истории предугадать дальнейшее развитие сюжета за несколько секунд до того, как рассказчик его озвучит. Чем лучше человек предугадывает, тем лучше он понимает суть и детали рассказываемой истории.
Ученые уверены, что степень сопряжения в этих отделах головного мозга может определять не только вероятность, с которой рассказчик и слушатель могут найти общий язык, но и исход массы других самых разных межличностных социальных процессов.
"Дальнейшее понимание нервных процессов, помогающих добиться сопряжения в работе нейронов головного мозга собеседников, может пролить свет на механизмы, по которым наши умы взаимодействуют между собой и связываются для формирования сообществ", - пишут авторы в своей статье.
С помощью новаторской методики, сочетающей в себе магниторезонансную томографию головного мозга и специальную технологию оптической звукозаписи, позволяющую без искажений записывать речь говорящего, пока тот находится в томографе, группа Хассона показала, что процесс передачи информации и ее восприятия затрагивает самые различные области головного мозга.
Некоторые из этих областей - височная верхняя извилина, угловая извилина, височно-теменной стык, так называемая нижняя долька и некоторые другие отвечают за непосредственное восприятие, первичную обработку звуков и лингвистические способности человека. Другие, такие как предклинье полушарий головного мозга, дорсолатеральная префронтальная кора, глазнично-лобная кора - за смысловое содержание и социальное значение воспринимаемой информации.
Записав активность головного мозга рассказчика, а также активность 11 слушателей рассказанной им истории, ученые построили математические модели активности, с помощью которых сумели количественно оценить степень сопряженности (схожести по пространственным и временным параметрам) в работе головного мозга говорящего и воспринимающего человека.
Исследователи показали, что это сопряжение в работе возникает именно в ходе того, как рассказчик осмысливает произносимую им информацию, а слушатель осмысливает сказанное. В эксперименте с русскоговорящим рассказчиком и англоговорящими слушателями, равно как в эксперименте, где рассказчик озвучивал одну историю, а слушатели затем слушали совершенно другую, такого сопряжения работы головного мозга наблюдать не удалось.
При этом ученые с помощью проведенных после эксперимента опросов, призванных выявить степень понимания слушателем рассказанной истории, выяснили, что эта степень тем выше, чем больше сопряжение тех отделов головного мозга, активность которых сначала возникает у слушателя, и только затем у рассказчика. При этом отделы мозга, помогающие распознавать и осмысливать речь, у слушателей активизируются всегда после рассказчика. Авторы статьи полагают, что отделы головного мозга, активизирующиеся сперва у слушателей, и только потом у рассказчиков, помогают слушателю на основании уже осмысленного фрагмента истории предугадать дальнейшее развитие сюжета за несколько секунд до того, как рассказчик его озвучит. Чем лучше человек предугадывает, тем лучше он понимает суть и детали рассказываемой истории.
Ученые уверены, что степень сопряжения в этих отделах головного мозга может определять не только вероятность, с которой рассказчик и слушатель могут найти общий язык, но и исход массы других самых разных межличностных социальных процессов.
"Дальнейшее понимание нервных процессов, помогающих добиться сопряжения в работе нейронов головного мозга собеседников, может пролить свет на механизмы, по которым наши умы взаимодействуют между собой и связываются для формирования сообществ", - пишут авторы в своей статье.