Фабрики вселенной

В ходе Большого Взрыва появились лишь самые легкие из элементов, водород и гелий. Более тяжелые стали продуктом жизнедеятельности звезд: в их недрах, под колоссальным давлением и при огромной температуре протекает термоядерный синтез.
Фабрики вселенной
Ведущий к появлению углерода, кислорода и так далее – расчеты показывают, что энергии обычных звезд достаточно для получения элементов, содержащих вплоть до 26-ти протонов в ядре. Иначе говоря, максимум – железо.

За всю остальную часть Таблицы Менделеева, как полагается, ответственны сверхновые звезды. Внушительная энергия их взрывов создает мощный поток нейтрино, устремляющихся из недр сверхновой к ее верхним слоям на скорости, близкой к световой. Они, как шары в боулинге, выбивают протоны и нейтроны из встречающихся на пути атомов – и те вовлекаются в общее движение. Таким образом создается своего рода «ветер» нейтронов и протонов, которые сливаются, образуя сперва ядра легких элементов, а при присоединении все новых протонов – все более тяжелых.

Однако даже в этих обстоятельствах все ограничивается максимум 28-ю протонами, то есть никелем. Взаимное отталкивание положительно заряженных протонов становится слишком велико, чтобы в эту компанию смог влиться еще хотя бы один. Но в дело вступают нейтроны: будучи электронейтральными, они могут попасть в ядро и уже внутри него превратиться в протоны, в ходе так называемого R-процесса.

До сих пор мало кто сомневался, что примерно таким образом наш мир насыщается всеми разнообразными элементами – но исследование немецкого физика-теоретика Томаса Янки (Thomas Janka) и его коллег принесло неожиданный результат: подобный механизм для самых тяжелых естественных элементов не должен работать. Они появляются как-то иначе.

Используя в своих расчетах самые последние и точные данные об энергетических свойствах протонов, нейтронов и нейтрино, ученые создали компьютерную модель типичного взрыва сверхновой. Понятно, что способность такого взрыва порождать все более тяжелые элементы в ходе R-процесса определяется числом нейтронов, которое может проникнуть в ядро более легкого атома. А это число, в свою очередь, зависит от количества свободных нейтронов в системе.

Моделирование показало, что в «ветре частиц», который порождает сверхновая, протонов заметно больше, чем нейтронов. Получается, свободных нейтронов будет в любом случае недостаточно, чтобы, вливаясь во все более тяжелые ядра, создавать ядра еще более тяжелые. По оценке ученых, максимум, на что способен этот механизм – ядра с 50-ю протонами (т.е. олово). «А это уже – окончательный тупик», - добавляет Томас Янка.

Впрочем, его коллеги не считают вопрос закрытым. По мнению японца Косуке Сумиёси (Kohsuke Sumiyoshi), механизм и свойства крупных сверхновых могут быть кардинально иными, нежели то, что использовал в своей модели Томас Янка. Соответственно, и распределение протонов и нейтронов в потоке может оказаться другим (сам Янка считает, что и в этом случае все происходит в согласии с его моделью). Вопрос происхождения самых тяжелых элементов внезапно стал научной проблемой.

Кстати, современное человечество давно получает искусственные элементы, которые в естественных условиях не существуют и существовать не могут.
×

По теме Фабрики вселенной

Парадоксы Вселенной

Введение ВселеннаяВ космологии вопрос о конечности или бесконечности Вселенной...
Журнал

Возникновение вселенной

Подлинное смятение в мировые научные круги внесли новейшие данные, полученные с...
Журнал

Теория вселенной

В 1982 году произошло замечательное событие. Исследовательская группа под...
Журнал

Черные дыры во вселенной

Как показало исследование астрономов из университета Мичигана (University of...
Журнал

Молчание Вселенной

Хорошо известно, что единственный результат, полученный за 55 лет эпизодических...
Журнал

Измерения вселенной

Их называют исчадием ада, их изучают закрытые научные институты с помощью...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы