Ошарашивающее исследование, имевшее место где-то десятилетие тому назад, и в которое многие сегодня отказываются поверить, выявило, что если людей просят сосредоточиться на видео с людьми, играющие баскетбольными мячами, около половины наблюдателей пропускают проходящего через группу игроков и бьющего себя в грудь человека в костюме гориллы.
Но теперь исследователи, идя в этой связи дальше показали, что люди, которые знают, что такое удивительное событие может произойти, на самом деле не лучше замечают и другие непредвиденные события - и даже может быть еще хуже их замечают - по сравнению с теми, кто никаких неожиданностей не ждал.
В тесте "Невидимая горилла" добровольцы просматривали видео, в котором две группы людей — одни в белых одеждах, другие - в черных — бегали вперемешку и передавали друг другу баскетбольные мячи. Добровольцев попросили посчитать пасы среди одетых в белое игроков, игнорируя пасы тех, в черном.
Сбивающие с толку результаты когнитивных психологов Дэниела Симонса и Кристофера Чабриса были подробно изложены в исследовании 1999 года. Тогда они показали, насколько людям трудно сосредоточиваться на чем-то, что они закрывают глаза на все неожиданное, причем даже когда смотрят на него в упор. Когда некто развивает "слепоту на неожиданности" — именно так называется этот эффект - легко упустить детали, когда некто элементарно не смотрел на них.
Конечно, эти результаты противоречат здравому смыслу 90 процентов людей, которые убеждены, что они уж крупную гориллу на видео они заметят. Проблема состоит в том, что это видео стало настолько известным, что многие знают заранее, что когда их просят сосчитать баскетбольные пасы, обязательно нужно искать гориллу.
В новом исследовании Симонс решил использовать «позор невидимой гориллы» с выгодой для себя, создав аналогичное видео с прицелом на аналогичное задание.
Идея с этим новым видео состояла в том, чтобы понять, заметят ли те, кто знал о невидимой горилле заранее другие неожиданные события в том же самом видео.
Из 41 добровольца Симонс протестировал тех, кто никогда не видел и не слышал о старом видео. Чуть меньше половины пропустили гориллу в новом видео, точно также как это произошло и в его старых экспериментах. 23 добровольца, знавшие об оригинальном видео с гориллой, в новом эксперименте все до одного заметили фальшивую обезьяну.
Однако, зная о горилле заранее нельзя повысить свои шансы на обнаружение других непредвиденных ситуаций. Лишь 17 процентов из тех, кто был знаком со старым видео, заметили одно или обе новые непредвиденные ситуации в новом видео. Для сравнения, 29 процентов из тех, кто ничего не знал о старом видео в новом видео одну из других непредвиденных ситуаций заметил.
В тесте "Невидимая горилла" добровольцы просматривали видео, в котором две группы людей — одни в белых одеждах, другие - в черных — бегали вперемешку и передавали друг другу баскетбольные мячи. Добровольцев попросили посчитать пасы среди одетых в белое игроков, игнорируя пасы тех, в черном.
Сбивающие с толку результаты когнитивных психологов Дэниела Симонса и Кристофера Чабриса были подробно изложены в исследовании 1999 года. Тогда они показали, насколько людям трудно сосредоточиваться на чем-то, что они закрывают глаза на все неожиданное, причем даже когда смотрят на него в упор. Когда некто развивает "слепоту на неожиданности" — именно так называется этот эффект - легко упустить детали, когда некто элементарно не смотрел на них.
Конечно, эти результаты противоречат здравому смыслу 90 процентов людей, которые убеждены, что они уж крупную гориллу на видео они заметят. Проблема состоит в том, что это видео стало настолько известным, что многие знают заранее, что когда их просят сосчитать баскетбольные пасы, обязательно нужно искать гориллу.
В новом исследовании Симонс решил использовать «позор невидимой гориллы» с выгодой для себя, создав аналогичное видео с прицелом на аналогичное задание.
Идея с этим новым видео состояла в том, чтобы понять, заметят ли те, кто знал о невидимой горилле заранее другие неожиданные события в том же самом видео.
Из 41 добровольца Симонс протестировал тех, кто никогда не видел и не слышал о старом видео. Чуть меньше половины пропустили гориллу в новом видео, точно также как это произошло и в его старых экспериментах. 23 добровольца, знавшие об оригинальном видео с гориллой, в новом эксперименте все до одного заметили фальшивую обезьяну.
Однако, зная о горилле заранее нельзя повысить свои шансы на обнаружение других непредвиденных ситуаций. Лишь 17 процентов из тех, кто был знаком со старым видео, заметили одно или обе новые непредвиденные ситуации в новом видео. Для сравнения, 29 процентов из тех, кто ничего не знал о старом видео в новом видео одну из других непредвиденных ситуаций заметил.
Обсуждения Неожиданности