В 1875 году Московская дума дала согласие на устройство конечной (тупиковой) станции Курского вокзала вблизи Каланчёвской площади. Если бы проект был реализован, то столица обзавелась бы площадью четырёх вокзалов. Истории было угодно сложиться так, что временная станция Курского вокзала осталась постоянной на века.
В январе 1875 года правительственный проект такой станционной постройки был передан на предварительное рассмотрение Думы. И 2 октября последняя ответила, что «не находит препятствий к осуществлению проекта устройства постоянной станции Московско-Курской железной дороги», но при этом указала на необходимость расширения Рязанского проезда по всему его протяжению.
Между станцией Московско-Рязанской железной дороги и полотном соединительного пути Курской и Николаевской железных дорог находился весьма узкий проезд - шириной от 5 до 7,6 сажени. Он всегда был очень тесным, но по нему шло напряжённое передвижение экипажей к трём железнодорожным станциям (вокзалам). Теснота стала ещё более ощутимой, когда по проезду были проложены рельсы Сокольничьей ветки конно-железной дороги.
Ещё в 1874 году Городская управа задумала расширить проезд, по крайней мере до десяти сажен. Не дремал и зоркий глаз обер-полицмейстера, который в 1875 году отмечал, что в тесном проезде существует опасность от столкновений экипажей с вагонами конно-железной дороги на крутом повороте под мостом соединительного пути. Для расширения Рязанского проезда надо было бы отрезать землю от двух железных дорог и двух местных владельцев: господ Стукена и Бровкина.
Предполагалось устройство постоянной тупиковой станции Московско-Курской железной дороги (как и соседние конечные станции Николаевской, Московско-Ярославско-Архангельской и Московско-Казанской железных дорог) на месте между Каланчёвской улицей и площадью таможни. С четвёртого вокзала пошли бы дальние поезда до Курска, Орла, Белгорода и Харькова и далее на юг. То есть нынешняя Площадь трёх вокзалов стала бы площадью четырёх вокзалов, а то и пяти вокзалов, если таковым считать Царский павильон, находившийся на месте современного остановочного пункта Москва-Каланчёвская.
Пока вопрос строительства четвёртого вокзала был актуален, Управа в течение трёх лет (1876-1878) давала отказы местным землевладельцам Стукену и Бровкину на какие-либо новые постройки у Рязанского проезда, причиняя им значительные убытки и ведя бесплодную переписку с правлением Московско-Курской железной дороги. По полным подсчётам, расширение проезда обошлось бы городу в 13694 руб. 90 копеек. Но были проблемы (затянувшиеся в решении до 1883 года) с передачей части земли от Рязанской железной дороги. Точка в этом деле была поставлена лишь приговором Думы от 25 октября 1883 года.
В итоге от строительства Курского вокзала на Каланчёвке городские власти отказались.
В московской жизни часто случалось так, что правительственное предписание сразу не исполнялось. Потому «временная станция» до сих пор принимает и отправляет свои поезда на Земляном валу в местности, называвшейся по ранее стоявшей там церкви - «у Николы Ковыльского». Кроме того, «временная станция» Курского хода дала постоянное место терминалу нижегородской линии взамен маленького вокзальчика за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. После выкупа Нижегородской железной дороги в казну правительства была создана Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железные дороги, и Нижегородский вокзал решено было объединить с новым Курским вокзалом (который тогда был назван Курско-Нижегородским).
Между станцией Московско-Рязанской железной дороги и полотном соединительного пути Курской и Николаевской железных дорог находился весьма узкий проезд - шириной от 5 до 7,6 сажени. Он всегда был очень тесным, но по нему шло напряжённое передвижение экипажей к трём железнодорожным станциям (вокзалам). Теснота стала ещё более ощутимой, когда по проезду были проложены рельсы Сокольничьей ветки конно-железной дороги.
Ещё в 1874 году Городская управа задумала расширить проезд, по крайней мере до десяти сажен. Не дремал и зоркий глаз обер-полицмейстера, который в 1875 году отмечал, что в тесном проезде существует опасность от столкновений экипажей с вагонами конно-железной дороги на крутом повороте под мостом соединительного пути. Для расширения Рязанского проезда надо было бы отрезать землю от двух железных дорог и двух местных владельцев: господ Стукена и Бровкина.
Предполагалось устройство постоянной тупиковой станции Московско-Курской железной дороги (как и соседние конечные станции Николаевской, Московско-Ярославско-Архангельской и Московско-Казанской железных дорог) на месте между Каланчёвской улицей и площадью таможни. С четвёртого вокзала пошли бы дальние поезда до Курска, Орла, Белгорода и Харькова и далее на юг. То есть нынешняя Площадь трёх вокзалов стала бы площадью четырёх вокзалов, а то и пяти вокзалов, если таковым считать Царский павильон, находившийся на месте современного остановочного пункта Москва-Каланчёвская.
Пока вопрос строительства четвёртого вокзала был актуален, Управа в течение трёх лет (1876-1878) давала отказы местным землевладельцам Стукену и Бровкину на какие-либо новые постройки у Рязанского проезда, причиняя им значительные убытки и ведя бесплодную переписку с правлением Московско-Курской железной дороги. По полным подсчётам, расширение проезда обошлось бы городу в 13694 руб. 90 копеек. Но были проблемы (затянувшиеся в решении до 1883 года) с передачей части земли от Рязанской железной дороги. Точка в этом деле была поставлена лишь приговором Думы от 25 октября 1883 года.
В итоге от строительства Курского вокзала на Каланчёвке городские власти отказались.
В московской жизни часто случалось так, что правительственное предписание сразу не исполнялось. Потому «временная станция» до сих пор принимает и отправляет свои поезда на Земляном валу в местности, называвшейся по ранее стоявшей там церкви - «у Николы Ковыльского». Кроме того, «временная станция» Курского хода дала постоянное место терминалу нижегородской линии взамен маленького вокзальчика за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала. После выкупа Нижегородской железной дороги в казну правительства была создана Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железные дороги, и Нижегородский вокзал решено было объединить с новым Курским вокзалом (который тогда был назван Курско-Нижегородским).
Обсуждения Каланчёвская площадь