Строительство первых железных дорог встречало активное сопротивление со стороны общественных деятелей, предпринимателей и населения.Первым пострадал проект железной дороги Манчестер – Ливерпуль. Нападки со стороны обитателей деревень, вблизи которых должна была пройти трасса, начались уже на стадии производства нивелировочных работ.
Местные жители, подстрекаемые владельцами водных каналов и другими транспортными «бизнесменами», нередко встречали изыскателей с кулаками. А на границе владений графа Стаффорда, особенно враждебно настроенного к стальным магистралям, они столкнулись с вооружённой охраной. Топографические съёмки пришлось проводить в ночное время, используя всевозможные уловки.
Новость о внесении проекта закона о Манчестер-Ливерпульской дороге на рассмотрение в парламент заставила прибегнуть к новым способам борьбы против рельсового пути. В одночасье боевые действия перенеслись на страницы газет. Издания пестрили заголовками об ужасных последствиях открытия железнодорожного сообщения. Экипажных мастеров, кучеров, содержателей постоялых дворов и коневодов стращали полным разорением по причине отсутствия спроса на их услуги. Фермерам грозили тем, что они не смогут продавать сено и овес, так как отпадёт потребность в передвижении на лошадях. Жителей окрестных поселений пугали поездами, уверяя, будто «огонь из паровоза сожжёт дома», а составы «будут давить скот, своим грохотом и страшным видом вызовут потерю молока у коров и преждевременные роды у женщин».
Чтобы убедить общественность в выгодности мероприятия, сторонникам железной дороги понадобилось немало времени и… денег. На «парламентские и юридические расходы», как значилось в отчётах Комитета по постройке Манчестер-Ливерпульской дороги, было брошено 157 тыс. фунтов стерлингов, или 21% от общей стоимости магистрали. Но этот «аргумент» оказался самым действенным. Незадолго до очередного обсуждения вопроса энтузиасты проекта провели референдум среди землевладельцев и арендаторов, живущих по трассе будущей железнодорожной линии. Более половины опрошенных высказались за сооружение дороги, и это стало решающим доводом для парламентариев.
Любопытно, что на заре развития железных дорог аналогичная борьба с новым видом транспорта разворачивалась во всех странах. Так, в начале 30-х годов XIX века одна из американских газет сообщала «общеизвестный факт, что много деловых людей настолько страдали от быстрого переезда из Манчестера в Ливерпуль или Лондон, что нередко забывали о цели своей поездки, и им приходилось писать домой, чтобы узнать, зачем они поехали». В другом издании рассказывалось, как «пожилой господин в результате длительных поездок на железной дороге оказался настолько насыщен скоростью, что бросился головой вперёд на чугунный столб и разнёс голову на куски». А Высшая медицинская коллегия Баварии даже подготовила специальный отчёт. В нём сообщалось, что «быстрая езда должна неизбежно вызвать у пассажиров болезнь мозга, особую разновидность буйной горячки».
Новость о внесении проекта закона о Манчестер-Ливерпульской дороге на рассмотрение в парламент заставила прибегнуть к новым способам борьбы против рельсового пути. В одночасье боевые действия перенеслись на страницы газет. Издания пестрили заголовками об ужасных последствиях открытия железнодорожного сообщения. Экипажных мастеров, кучеров, содержателей постоялых дворов и коневодов стращали полным разорением по причине отсутствия спроса на их услуги. Фермерам грозили тем, что они не смогут продавать сено и овес, так как отпадёт потребность в передвижении на лошадях. Жителей окрестных поселений пугали поездами, уверяя, будто «огонь из паровоза сожжёт дома», а составы «будут давить скот, своим грохотом и страшным видом вызовут потерю молока у коров и преждевременные роды у женщин».
Чтобы убедить общественность в выгодности мероприятия, сторонникам железной дороги понадобилось немало времени и… денег. На «парламентские и юридические расходы», как значилось в отчётах Комитета по постройке Манчестер-Ливерпульской дороги, было брошено 157 тыс. фунтов стерлингов, или 21% от общей стоимости магистрали. Но этот «аргумент» оказался самым действенным. Незадолго до очередного обсуждения вопроса энтузиасты проекта провели референдум среди землевладельцев и арендаторов, живущих по трассе будущей железнодорожной линии. Более половины опрошенных высказались за сооружение дороги, и это стало решающим доводом для парламентариев.
Любопытно, что на заре развития железных дорог аналогичная борьба с новым видом транспорта разворачивалась во всех странах. Так, в начале 30-х годов XIX века одна из американских газет сообщала «общеизвестный факт, что много деловых людей настолько страдали от быстрого переезда из Манчестера в Ливерпуль или Лондон, что нередко забывали о цели своей поездки, и им приходилось писать домой, чтобы узнать, зачем они поехали». В другом издании рассказывалось, как «пожилой господин в результате длительных поездок на железной дороге оказался настолько насыщен скоростью, что бросился головой вперёд на чугунный столб и разнёс голову на куски». А Высшая медицинская коллегия Баварии даже подготовила специальный отчёт. В нём сообщалось, что «быстрая езда должна неизбежно вызвать у пассажиров болезнь мозга, особую разновидность буйной горячки».
Обсуждения Первые железные дороги