Мы привыкли думать о корейцах как о морской нации. Действительно, для этого есть основания: Корея является второй кораблестроительной державой мира и имеет один из самых больших в мире рыболовных флотов, а корейцев немало среди профессиональных моряков, которые служат на кораблях на всех океанах планеты.
Всё это так. Но при более внимательном взгляде становится ясным, что отношения между корейцами и морем сложнее, чем можно было бы ожидать. Как ни странно, корейский язык не имеет специального слова для обозначения пляжа. Точнее, такое слово – 'сабин' – в словаре найдётся, но оно представляет собой технический термин, созданный только в конце XIX века, когда западные трактаты по географии и геологии впервые стали переведиться на языки Восточной Азии. В более древние времена у корейцев не было специального слова, которым можно было бы описать такую, казалось бы, очевидную часть их пейзажа как пляж – и это несмотря на то, что на Корейский полуостров не очень велик, и от любой его точки до морского побережья даже в старые времена было, самое большее, два иди три дня пути.
В чём тут дело? Отношение к морю в старой Корее было двойственным. Видный корейский географ профессор Квон Хёк-чжа заметил по этому поводу: “есть причина, почему у нас (корейцев - А.Л.) нет слова для обозначения 'пляжа'. Мы ходили в море, чтобы ловить рыбу, но мы боялись моря”.
Возможно, одна из причин такого отношения к морю было то обстоятельство, что Корея, как и другие страны Восточной Азии, так не создала развитой системы дальней морской торговли. Морской торговлей в прибрежных водах Восточной Азии занимались моряки с Ближнего и Среднего Востока, в основном арабы. Именно выходцем из окитаевшейся арабо-мусульманской семьи был Чжан Хэ, знаменитый организатор китайских экспедициий XV в. в Индийском океане и, бесспорно, наиболее замечательная фигура в "морской истории" Дальнего Востока. По большому счёту, все перевозки а регионе сводились к каботажным плаваниям, а по возможности товары вообще старались доставлять сухопутным путём.
Но почему океанская торговля так и не получила развития в регионе, география которого вполне благоприятствует дальним плаваниям? Возможно, главное препятствие заключалось в специфической позиции конфуцианских государств, которые относились к морю с большим подозрением.
В отличие от стран Европы, правительства которых либо поощряли морскую торговлю, либо не обращали на неё особого внимания, в странах Восточной Азии на международную торговлю, в особенно морскую, смотрели с подозрением. С точки зрения властей, международная торговля и дальние плавания были делом, неизбежно привлекавшим всяческие антисоциальные элементы - беглецов, бандитов, спекулянтов, шпионов и мятежников. Конфуцианские моралисты вообще не любили торговлю как таковую: по их мнению, она представляла собой непроизводительную деятельность, которая только портила нравы и провоцировала социальные потрясения. Идеальное конфуцианское государство должно было иметь лишь минимально необходимое количество торговцев. Особые подозрения у властей и стоявших за ними конфуцианских идеологов вызывала международная торговля, так как странствовавшие из одной страны в другую купцы находились вне сферы контроля любого отдельного правительства.
Таким образом, не удивительно, что династия Ли (Чосон), правившая Кореей с конца XIV века, поставила дальнюю морскую торговлю вне закона и запретила строительство крупных судов, которые могли бы её вести. На протяжении столетий в стране можно было строить лишь корабли, пригодные для прибрежного плавания. В XV-XVI веках такой подход был обычен для большинства конфуцианских стран. До конца XIX века корейское правительство разрешало только ограниченный товарообмен с непосредственными соседями, причём торговля с Китаем была сухопутной, а торговля с Японией осуществлялась японскими торговцами и на японских судах. Так что превращение Кореи в морскую державу началось совсем недавно, уже в XX веке
Корея имеет большие и красивые пляжи, по большей части расположенные на её восточном побережье. На западном побережье также имеется несколько неплохих пляжей, но из-за необычайно высоких приливов, пляжи западного побережье не очень походят любителям плавания.
Однако в течение столетий эти пляжи были пусты. Корейцы не плавали – точнее, не плавали для удовольствия. Конечно, были люди, которые умели плавать и порою делали это очень хорошо. Ныряльщицы (самыми известными из них были "хэнё" острова Чеджу-до) были опытными пловцами, да и рыбаки обычно могли продерджаться на воде столько, сколько необходимо. Плавание могло быть и частью обучения солдат. Но вот плавание как отдых и как вид спорта оставалось в Корее неизвестным вплоть до начала XX века.
Спортивное плавание появилось в Корее одновременно с другими видами западного спорта, то есть в 1910-20-е годы. Примерно в это время были открыты первые приморские курорты, которые использовались в основном проживавшими в Корее иностранцами. В сентябре 1929 г., газета "Тонъа Ильбо" организовала первые общекорейские соревнование по плаванию, которые прошли в Вонсане, на восточном побережье страны (теперь этот город находится в Северной Корее).
Пляжная культура начала развиваться в Корее только в шестидесятые годы. Поначалу местом отдыха служили песчаные наносы и отмели реки Ханган, куда горожане ходили позагорать и поплавать. Этих отмелей сейчас не существуют, так как залежи ханганского песка были израсходованы на нужды строительства в семидесятые и восьмидесятые годы. С начала семидесятых корейцы стали ездить на западное побережье, а с 1975 г., после завершения строительства первой скоростной автомагистрали, соединившей столицу с восточным побережьем, всё большее количество сеульцев стало появляться на пляжах провинции Канвон. Отдых на пляже стал нормой - или почти нормой. Однако подозреваю, что предки нынешних корейцев немало бы удивились, узнав, что их потомки проводят свободное время, сидя под ярким солнцем не берегу моря. Им это занятие, полагаю, показалось бы весьма странным...
В чём тут дело? Отношение к морю в старой Корее было двойственным. Видный корейский географ профессор Квон Хёк-чжа заметил по этому поводу: “есть причина, почему у нас (корейцев - А.Л.) нет слова для обозначения 'пляжа'. Мы ходили в море, чтобы ловить рыбу, но мы боялись моря”.
Возможно, одна из причин такого отношения к морю было то обстоятельство, что Корея, как и другие страны Восточной Азии, так не создала развитой системы дальней морской торговли. Морской торговлей в прибрежных водах Восточной Азии занимались моряки с Ближнего и Среднего Востока, в основном арабы. Именно выходцем из окитаевшейся арабо-мусульманской семьи был Чжан Хэ, знаменитый организатор китайских экспедициий XV в. в Индийском океане и, бесспорно, наиболее замечательная фигура в "морской истории" Дальнего Востока. По большому счёту, все перевозки а регионе сводились к каботажным плаваниям, а по возможности товары вообще старались доставлять сухопутным путём.
Но почему океанская торговля так и не получила развития в регионе, география которого вполне благоприятствует дальним плаваниям? Возможно, главное препятствие заключалось в специфической позиции конфуцианских государств, которые относились к морю с большим подозрением.
В отличие от стран Европы, правительства которых либо поощряли морскую торговлю, либо не обращали на неё особого внимания, в странах Восточной Азии на международную торговлю, в особенно морскую, смотрели с подозрением. С точки зрения властей, международная торговля и дальние плавания были делом, неизбежно привлекавшим всяческие антисоциальные элементы - беглецов, бандитов, спекулянтов, шпионов и мятежников. Конфуцианские моралисты вообще не любили торговлю как таковую: по их мнению, она представляла собой непроизводительную деятельность, которая только портила нравы и провоцировала социальные потрясения. Идеальное конфуцианское государство должно было иметь лишь минимально необходимое количество торговцев. Особые подозрения у властей и стоявших за ними конфуцианских идеологов вызывала международная торговля, так как странствовавшие из одной страны в другую купцы находились вне сферы контроля любого отдельного правительства.
Таким образом, не удивительно, что династия Ли (Чосон), правившая Кореей с конца XIV века, поставила дальнюю морскую торговлю вне закона и запретила строительство крупных судов, которые могли бы её вести. На протяжении столетий в стране можно было строить лишь корабли, пригодные для прибрежного плавания. В XV-XVI веках такой подход был обычен для большинства конфуцианских стран. До конца XIX века корейское правительство разрешало только ограниченный товарообмен с непосредственными соседями, причём торговля с Китаем была сухопутной, а торговля с Японией осуществлялась японскими торговцами и на японских судах. Так что превращение Кореи в морскую державу началось совсем недавно, уже в XX веке
Корея имеет большие и красивые пляжи, по большей части расположенные на её восточном побережье. На западном побережье также имеется несколько неплохих пляжей, но из-за необычайно высоких приливов, пляжи западного побережье не очень походят любителям плавания.
Однако в течение столетий эти пляжи были пусты. Корейцы не плавали – точнее, не плавали для удовольствия. Конечно, были люди, которые умели плавать и порою делали это очень хорошо. Ныряльщицы (самыми известными из них были "хэнё" острова Чеджу-до) были опытными пловцами, да и рыбаки обычно могли продерджаться на воде столько, сколько необходимо. Плавание могло быть и частью обучения солдат. Но вот плавание как отдых и как вид спорта оставалось в Корее неизвестным вплоть до начала XX века.
Спортивное плавание появилось в Корее одновременно с другими видами западного спорта, то есть в 1910-20-е годы. Примерно в это время были открыты первые приморские курорты, которые использовались в основном проживавшими в Корее иностранцами. В сентябре 1929 г., газета "Тонъа Ильбо" организовала первые общекорейские соревнование по плаванию, которые прошли в Вонсане, на восточном побережье страны (теперь этот город находится в Северной Корее).
Пляжная культура начала развиваться в Корее только в шестидесятые годы. Поначалу местом отдыха служили песчаные наносы и отмели реки Ханган, куда горожане ходили позагорать и поплавать. Этих отмелей сейчас не существуют, так как залежи ханганского песка были израсходованы на нужды строительства в семидесятые и восьмидесятые годы. С начала семидесятых корейцы стали ездить на западное побережье, а с 1975 г., после завершения строительства первой скоростной автомагистрали, соединившей столицу с восточным побережьем, всё большее количество сеульцев стало появляться на пляжах провинции Канвон. Отдых на пляже стал нормой - или почти нормой. Однако подозреваю, что предки нынешних корейцев немало бы удивились, узнав, что их потомки проводят свободное время, сидя под ярким солнцем не берегу моря. Им это занятие, полагаю, показалось бы весьма странным...
Обсуждения Корейцы и море