Собака доктор

То, что наши лучшие друзья - собаки - одновременно могут быть и лучшим лекарством от множества самых разных заболеваний, уже давно перестало быть научной сенсацией. И пока ученые занимаются изучением феномена анималотерапии (лечение с помощью животных), группа мурманских кинологов приступила к использованию его на практике.
Собака доктор
ПОРОДА: ТЕРАПЕВТ

Если ребенок провел детство без собаки, значит, ему не повезло, считает известный писатель и кинолог Конрад Лоренц. Ну а если ребенок страдает к тому же каким-либо серьезным заболеванием? Значит, ему в еще большей степени требуется четвероногий друг. Конечно, далеко не каждая семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями, может взять на себя еще и заботу о домашнем питомце. Именно поэтому группа энтузиастов создала в заполярном Мурманске необычную общественную организацию "Вайкес", цель которой - подготовка собак для занятий с детьми-инвалидами.

Набор волонтеров проводился в кинологических клубах и на площадках для дрессировки. И, надо сказать, что все владельцы собак с готовностью откликнулись на призыв помочь детям, сформировать волонтерскую группу не составило труда. Хотя инструкторы Татьяна Пашкова и Вера Никитская проводили чрезвычайно жесткий отбор кандидатов: методом тестирования отсеивались псы, которые проявляли хоть малейшую нервозность или агрессивность. Порода для четвероногих "терапевтов" не имела никакого значения: в группе есть забавная маленькая дворняжка, огромный английский мастиф, весельчак керри-блю-терьер, ротвейлер, бриар и несколько цвергшнауцеров.

Еще одно непременное требование: "анималотерапевты" должны быть здоровы, привиты и ухожены. Никакой грязной или нерасчесанной шерсти, неприятного запаха и прочих последствий хозяйской нерадивости.

Основная трудность заключалась в том, что медицинские и социальные учреждения отнеслись к предложению "Вайкеса" о сотрудничестве без энтузиазма. Но кто ищет, тот всегда найдет. В мае 2004 года ребята пришли в социально-благотворительный клуб родителей и детей-инвалидов "Надежда". Руководитель клуба Валентина Кислякова встретила кинологов с радостью и тут же дала согласие на проведение еженедельных занятий. А после первых же занятий волонтеров "Вайкеса" пригласили в коррекционную школу и специализированный детский сад.

Большинство детей не имело опыта общения с собаками, поэтому знакомство началось с самых маленьких четвероногих "волонтеров": цвергшнауцеров, рост которых не превышает 35 сантиметров. Конечно, в различных детских учреждениях занятия строятся по-разному. Ведь в коррекционной школе учатся дети с ограниченными возможностями. В "Надежде" занимаются ребята, которых нынешняя система образования признала неспособными к обучению даже в специализированных школах. А в детском коррекционном садике N 71, несмотря на его название, находятся ребята с 6 до 18 лет с очень тяжелыми поражениями нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Большинство из них приковано к инвалидным коляскам.

ВРАЧА ЗОВУТ ВЕСНУШКА

...Коляски выстроены вдоль стен полукругом, сидящие в них маленькие инвалиды не сводят восторженных глаз с черных усатых мордашек. Другие дети расположились на длинных скамейках. Ирина и Татьяна подводят по очереди к ребятам Джентльмена Денди Лайонса, Ай-Люли Бубу и Анчутку, дают их погладить, вкладывают в детские ладошки кусочки заранее припасенного лакомства, показывают, как правильно кормить собак - непременно с раскрытой ладошки.

Черную собачку Веснушку, которую можно смело назвать опытным "анималотерапевтом", сажают на колени к мальчугану в инвалидной коляске. Он, судорожно захватив искалеченной болезнью ручонкой шерсть, невольно дернул ее. Но Веснушка лишь успокаивающе лизнула его в щеку. А подоспевшая Татьяна осторожно разжала стиснутые пальчики: нельзя, чтобы у животных возникали неприятные ощущения, занятия должны всем приносить только радость. И, взяв детскую ладошку в свою руку, женщина тихонько гладит пса по голове. Холодная детская ручонка потихоньку отогревается, теплеет, и на бледном лице мальчугана появляется счастливая улыбка.

14-летнему Арсению, страдающему синдромом Дауна, из всех собак особенно понравился веселый крепыш по кличке Буба. Удивительно, но и пес этот явно с первых же минут знакомства выделил мальчика из числа остальных детей. При каждом удобном случае он так и норовил подойти к нему и сесть рядышком, тесно прижавшись к ноге. Их взаимное расположение было столь очевидно, что Арсению было тут же предложено попробовать себя в роли дрессировщика. Конечно же, Ирина, хозяйка Бубы, изо всех старалась, чтобы ее помощь начинающему "кинологу" была незаметной: шепотом дублировала команды, помогала и направляла действия Арсения. Но и подросток старался изо всех сил - и блестяще справился с задачей.

Занятия в детском саду, где находятся самые "тяжелые" дети, строятся в основном на контакте детей с животными. Огромную радость ребятам доставляет такое простейшее упражнение, как "водилки", когда, взяв собаку за поводок, они просто ходят по залу. Детям, сидящим в инвалидных колясках, поводок привязывают к ручке коляски, а петлю на конце поводка надевают на кисть руки - ребенок должен чувствовать, что это он сам, самостоятельно ведет собаку. Еще одно любимейшее занятие - поглаживание "терапевта". Не будем вдаваться в научные рассуждения о биополях, положительной энергетике животного и прочих сложных вещах. Факт остается фактом: при многократном повторении поглаживающих движений по собачьей шерсти холодные ручки больных детей становятся теплыми, заметно уменьшается спастика (напряжение) мышц.

В итоге у ребят появились свои любимые четвероногие врачи, и они приносят на занятия печенье, сухарики, чтобы угостить "свою" собаку. У одних это вальяжный ласковый французский бульдог Илюша, у других - ротвейлер Авантюра (для друзей и близких просто Тина). Хозяйка Тины, Зинаида Кульбаба, научила ее играть в "собачку". Надо видеть, каким восторгом сияют глаза малыша, сидящего в инвалидной коляске, когда мощная псина беспрекословно выполняет его команды.

- Вот уже на протяжении года раз в неделю приходит к нам "Вайкес", - говорит старший воспитатель специализированного детского сада N 71 Марина ФЕНУХИНА. - Перед первым занятием мы провели собрание с родителями. Узнали, есть ли у их детей аллергия на шерсть животных, не возражают ли они против подобной деятельности, и только после этого решились. Для нас это бесценный опыт. Ведь большинство ребят ограничены четырьмя стенами, многие просто не видели животных. Собака лечит наших детей одним своим присутствием - улучшает настроение. Кроме того, движения детей с ДЦП (которых у нас немало в саду) крайне ограничены, для них игра с собакой - своего рода лечебная физкультура и физиотерапия, вместе взятые. У ребенка появляется мотив, чтобы сделать движение, он хочет действовать самостоятельно. Осознание того, что его слушается собака, повышает самооценку. А все в комплексе приводит к тому, что корректируются двигательные, речевые и психические нарушения.
×

По теме Собака доктор

Говорящая собака

Как утверждает Паулина Крус, хозяйка суки породы высокогорных терьеров по кличке...
Журнал

Покусала собака

У собаки, как у всех хищников на верхней и нижней челюсти есть по два клыка...
Журнал

Собака для здоровья

Согласно проведенному исследованию, на здоровье владельцев собак их питомцы...
Журнал

Пропала собака

Случилось то, что происходит со всеми очень часто (но Вы то рассчитывали, что...
Журнал

Биология: Какая собака самая злая

Ветеринары из Независимого университета Барселоны, исследовав более тысячи...
Журнал

Уродливая собака

Миниатюрная четырехлетняя собака породы чихуахуа по кличке Принцесса Эбби...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Основные ошибки в воспитании детей
Формула Эйнштейна