В ходе предыдущих исследований, технологии нейровизуализации показали, что медитативные техники могут способствовать значительным изменениям в области головного мозга, связанных с концентрацией, но считалось, что достижение нужного эффекта требует усиленной тренировки.
Однако, согласно новому исследованию, пользу можно получить, прилагая гораздо меньшие усилия. Это позволяет предположить, что разум более легко обучаем, чем считалось ранее.
Психологи обнаружили, что участники, размышлявшие по 20 минут в день, в течение четырех дней, показали очевидное улучшение своих познавательных навыков и справились значительно лучше с когнитивными тестами, чем контрольная группа.
«Результаты тестов сопоставимы с результатами, полученными после проведения интенсивной подготовки», – сообщил в пресс-релизе доктор Фадель Зейдан. Доктор Зейдан занимает должность научного руководителя в университете Уэйк Форест, и является бывшим аспирантом университета Северной Каролины в Шарлотте, где были проведены исследования.
«Проще говоря, значительные улучшения, которые мы обнаружили уже после четырех дней медитации, действительно удивляют, – отметил Зейдан. – Это говорит о том, что ум, на самом деле, легко изменяем и на него легко повлиять, в частности путем медитации.»
Исследование было издано 2 апреля в разделе «Сознание и Познание».
В эксперименте приняли участие 63 студента-добровольца. Участники были разделены на две группы, одни выполняли курс медитации, в то время как другие, столько же по времени, слушали книгу (Джон Р. Р. Толкиена «Хоббит»), которую читали вслух.
До и после медитации и прослушивания чтения книги, поведение участников тщательно тестировали и выставляли оценки их настроению, уровню внимательности, памяти, зрительному вниманию и бдительности.
В начале эксперимента обе группы находились примерно в равной степени по всем показателям. В конце эксперимента в обеих группах у участников улучшилось настроение, но медитировавшая группа показала значительное улучшение уровня познавания. Медитировавшая группа проявила себя в 10 раз лучше во время теста в котором нужно было сосредоточиться, держа другую информацию в памяти.
«Медитировавшей группе были даны такие же когнитивные тесты, как и другой группе, – сказал Зейдан. – Задания были ограничены по времени и вызывали у участников стресс. Группа, прошедшая краткую подготовку в осознанности, справилась с ними значительно лучше».
«Дальнейшие исследования обоснованы, – подчеркнул он, отметив, что исследования и сканирование головного мозга подтверждают изменения, происходящие в нем, на что указывают поведенческие тесты. – Это, видимо, самый сильный аргумент в пользу идеи, что мы можем изменить наш собственный ум для улучшения наших когнитивных процессов. И самое главное, аргумент в пользу способности поддерживать активность и внимательность на протяжении всей недели», – сказал он.
Зейдан отметил, что краткая медитация только подготавливает ум к деятельности, но эффект не постоянный, поэтому, для долгосрочного эффекта, нужно регулярно выполнять медитацию.
Психологи обнаружили, что участники, размышлявшие по 20 минут в день, в течение четырех дней, показали очевидное улучшение своих познавательных навыков и справились значительно лучше с когнитивными тестами, чем контрольная группа.
«Результаты тестов сопоставимы с результатами, полученными после проведения интенсивной подготовки», – сообщил в пресс-релизе доктор Фадель Зейдан. Доктор Зейдан занимает должность научного руководителя в университете Уэйк Форест, и является бывшим аспирантом университета Северной Каролины в Шарлотте, где были проведены исследования.
«Проще говоря, значительные улучшения, которые мы обнаружили уже после четырех дней медитации, действительно удивляют, – отметил Зейдан. – Это говорит о том, что ум, на самом деле, легко изменяем и на него легко повлиять, в частности путем медитации.»
Исследование было издано 2 апреля в разделе «Сознание и Познание».
В эксперименте приняли участие 63 студента-добровольца. Участники были разделены на две группы, одни выполняли курс медитации, в то время как другие, столько же по времени, слушали книгу (Джон Р. Р. Толкиена «Хоббит»), которую читали вслух.
До и после медитации и прослушивания чтения книги, поведение участников тщательно тестировали и выставляли оценки их настроению, уровню внимательности, памяти, зрительному вниманию и бдительности.
В начале эксперимента обе группы находились примерно в равной степени по всем показателям. В конце эксперимента в обеих группах у участников улучшилось настроение, но медитировавшая группа показала значительное улучшение уровня познавания. Медитировавшая группа проявила себя в 10 раз лучше во время теста в котором нужно было сосредоточиться, держа другую информацию в памяти.
«Медитировавшей группе были даны такие же когнитивные тесты, как и другой группе, – сказал Зейдан. – Задания были ограничены по времени и вызывали у участников стресс. Группа, прошедшая краткую подготовку в осознанности, справилась с ними значительно лучше».
«Дальнейшие исследования обоснованы, – подчеркнул он, отметив, что исследования и сканирование головного мозга подтверждают изменения, происходящие в нем, на что указывают поведенческие тесты. – Это, видимо, самый сильный аргумент в пользу идеи, что мы можем изменить наш собственный ум для улучшения наших когнитивных процессов. И самое главное, аргумент в пользу способности поддерживать активность и внимательность на протяжении всей недели», – сказал он.
Зейдан отметил, что краткая медитация только подготавливает ум к деятельности, но эффект не постоянный, поэтому, для долгосрочного эффекта, нужно регулярно выполнять медитацию.
Обсуждения Медитация бодрости