На фоне неимоверной популярности научной фантастики после совершившегося в XX веке скачка прогресса едва ли найдётся что-то, что могло бы поразить искушённого в технологиях жителя XXI века. Роботы, биотехнологии, космические полёты — всё уже было многократно снято, нарисовано и описано.
Но прикладная телепатия — это уже что-то новое. Причём фирма, занятая в этой области, уже прошла IPO и представлена на NASDAQ.
Речь, впрочем, не о попытках двигать спички, как в небезызвестном рассказе братьев Стругацких. Прямое направление деятельности проекта BrainGate компании Cyberkinetics, основанного на разработках Джона Донахью, профессора Университета Брауна, — техника, позволяющая считывать сигналы электрической активности мозга и, соответственно, управлять электрической техникой. Идея довольно проста по сути. Электричество, биотоки управляют действиями человека, электрические схемы — «сердце» техники. Связующее звено — вот всё, что нужно, чтобы со скоростью мысли переключиться с телеканала, на котором началась реклама. Или управлять инвалидной коляской, или общаться в интернете, или просто выключить свет в комнате — сфера применения этой технологии поистине неизмерима. Особенно для тех, кто страдает теми или иными формами неврологических расстройств.
Нейроимплантаты, которые ещё 20 лет назад казались литературным приёмом, а пять лет назад — в «Матрице» — ярким кинематографическим образом, за последнее десятилетие перешли в разряд перспективных исследований. Если врачи уже всерьёз обсуждают управление искусственными конечностями, доступное инвалидам, так, может быть, и превращение мозга в огромный винчестер тоже станет реальным раньше, чем мы думаем?
Даже жаль: никакой непостижимой техноромантики — запатентованный в надлежащем порядке чип, одобренный для использования в исследовательских целях Федеральной комиссией США по контролю за лекарствами и имплантируемый пациенту в мозг. Девяносто шесть микроскопических электродов регистрируют всплески активности нейронов в определённых зонах, отвечающих, например, за координацию движений рук или перемещения в пространстве. В отличие от рекламных слоганов, эта система действительно предугадывает желания, как хорошо вышколенный слуга. Получив информацию о всплеске электромагнитной активности, программа декодирует её и управляет робоманипулятором-рукой, курсором компьютера или инвалидной коляской.
Помимо интерпретации паттернов нейронов в реальном времени, BrainGate в мельчайших деталях сохраняет всю доступную информацию: бесценная возможность для нейрофизиологов, изучающих, к примеру, эпилепсию.
Результаты операции оказались потрясающими даже для хирургов с многолетней практикой. После успешно проведённых экспериментов на обезьянах (те на удивление быстро научились включать и выключать светильники, просто бегая по залу и играя друг с другом) пришла очередь клинических исследований на людях. Компании удалось найти нескольких добровольцев, которые до сих пор вполне довольны результатами. Хотя последнее неудивительно, учитывая их диагнозы: у одного из них повреждён позвоночник, другие также лишены надежд на нормальную жизнь.
Для тех, кто подвергся серьёзным травмам, ограничившим трудоспособность, и лишился привычного образа жизни, эта технология станет настоящим благословением. В самом начале экспериментов, ещё в 2004 году, парализованный пациент смог переключать телевизионные каналы, включать и выключать свет в комнате.
Но что это значит для всех остальных, тех, кому нет нужды компенсировать последствия болезней? Компания Emotiv уже предлагает поклонникам онлайновых игр шлем, аналогичный медицинскому оборудованию для снятия электроэнцефалограмм. Не стоит переоценивать его возможности и надеяться, что это устройство позволит полноценно управлять компьютером. Но по крайней мере в Pac-Man с этой новинкой сыграть уже можно.
Пытающаяся занять свою нишу на том же рынке компания Zeo — при основании с ней, кстати, тесно сотрудничал один из авторов BrainGate — нашла более оригинальное применение аналогичному устройству. Компания предлагают самый щадящий будильник на рынке, который сработает только в фазе лёгкого сна, когда пробуждение наименее проблематично. Кроме того, предлагается записывать данные о поведении мозга во время сна, чтобы, по словам пресс-релиза, сравнивать их с результатами других людей. Без модной риторики социальных сетей, видимо, успеха сегодня добиться нелегко.
Развитие прямых человеко-машинных интерфейсов — на основе фундаментальных исследований мозга и нанотехнологий — рано или поздно приведет к тому, что прямое подключение нервной системы к компьютеру (в духе «Матрицы» — кабель в мозг, ну или хотя бы в зрительный нерв) перестанет быть фантастикой. Какая уж фантастика, когда речь идет, например, об избавлении от слепоты — работы в этом направлении ведутся настолько интенсивно, что можно уже делать ставки на то, когда появится первый киборганический глаз с разрешением вашего дисплея. И этот глаз можно будет подключить не только к видеокамере, но и к медиаплееру или к программе для чтения электронных книг.
Но точность такого метода, естественно, сильно ограниченна, чего не скажешь о BrainGate. Основное препятствие, отпугивающее всех, впервые узнавших об этой технологии, — необходимость операции на мозге. Но взамен пациенту предоставляются возможности, неслыханные на сегодняшний день. Сила мысли начинает в буквальном смысле творить чудеса. Собственно говоря, ограничений на использование этой техники нет в принципе. Сегодня человек управляет своим инвалидным креслом, завтра он сможет управлять автомобилем: как только вы сможете управлять курсором — вам открыты все возможности, всё что угодно. От работы дизайнера до управления спутником — всё, что можно выполнить с помощью персонального компьютера.
И на этом этапе реальность и мир научной фантастики становятся неразличимыми. В своё время основатели одного очень известного поисковика так описывали будущее: «Вся информация человечества будет на расстоянии мысли». Кажется, их пророчество реализуется немного быстрее и буквальнее, чем можно было себе представить.
Речь, впрочем, не о попытках двигать спички, как в небезызвестном рассказе братьев Стругацких. Прямое направление деятельности проекта BrainGate компании Cyberkinetics, основанного на разработках Джона Донахью, профессора Университета Брауна, — техника, позволяющая считывать сигналы электрической активности мозга и, соответственно, управлять электрической техникой. Идея довольно проста по сути. Электричество, биотоки управляют действиями человека, электрические схемы — «сердце» техники. Связующее звено — вот всё, что нужно, чтобы со скоростью мысли переключиться с телеканала, на котором началась реклама. Или управлять инвалидной коляской, или общаться в интернете, или просто выключить свет в комнате — сфера применения этой технологии поистине неизмерима. Особенно для тех, кто страдает теми или иными формами неврологических расстройств.
Нейроимплантаты, которые ещё 20 лет назад казались литературным приёмом, а пять лет назад — в «Матрице» — ярким кинематографическим образом, за последнее десятилетие перешли в разряд перспективных исследований. Если врачи уже всерьёз обсуждают управление искусственными конечностями, доступное инвалидам, так, может быть, и превращение мозга в огромный винчестер тоже станет реальным раньше, чем мы думаем?
Даже жаль: никакой непостижимой техноромантики — запатентованный в надлежащем порядке чип, одобренный для использования в исследовательских целях Федеральной комиссией США по контролю за лекарствами и имплантируемый пациенту в мозг. Девяносто шесть микроскопических электродов регистрируют всплески активности нейронов в определённых зонах, отвечающих, например, за координацию движений рук или перемещения в пространстве. В отличие от рекламных слоганов, эта система действительно предугадывает желания, как хорошо вышколенный слуга. Получив информацию о всплеске электромагнитной активности, программа декодирует её и управляет робоманипулятором-рукой, курсором компьютера или инвалидной коляской.
Помимо интерпретации паттернов нейронов в реальном времени, BrainGate в мельчайших деталях сохраняет всю доступную информацию: бесценная возможность для нейрофизиологов, изучающих, к примеру, эпилепсию.
Результаты операции оказались потрясающими даже для хирургов с многолетней практикой. После успешно проведённых экспериментов на обезьянах (те на удивление быстро научились включать и выключать светильники, просто бегая по залу и играя друг с другом) пришла очередь клинических исследований на людях. Компании удалось найти нескольких добровольцев, которые до сих пор вполне довольны результатами. Хотя последнее неудивительно, учитывая их диагнозы: у одного из них повреждён позвоночник, другие также лишены надежд на нормальную жизнь.
Для тех, кто подвергся серьёзным травмам, ограничившим трудоспособность, и лишился привычного образа жизни, эта технология станет настоящим благословением. В самом начале экспериментов, ещё в 2004 году, парализованный пациент смог переключать телевизионные каналы, включать и выключать свет в комнате.
Но что это значит для всех остальных, тех, кому нет нужды компенсировать последствия болезней? Компания Emotiv уже предлагает поклонникам онлайновых игр шлем, аналогичный медицинскому оборудованию для снятия электроэнцефалограмм. Не стоит переоценивать его возможности и надеяться, что это устройство позволит полноценно управлять компьютером. Но по крайней мере в Pac-Man с этой новинкой сыграть уже можно.
Пытающаяся занять свою нишу на том же рынке компания Zeo — при основании с ней, кстати, тесно сотрудничал один из авторов BrainGate — нашла более оригинальное применение аналогичному устройству. Компания предлагают самый щадящий будильник на рынке, который сработает только в фазе лёгкого сна, когда пробуждение наименее проблематично. Кроме того, предлагается записывать данные о поведении мозга во время сна, чтобы, по словам пресс-релиза, сравнивать их с результатами других людей. Без модной риторики социальных сетей, видимо, успеха сегодня добиться нелегко.
Развитие прямых человеко-машинных интерфейсов — на основе фундаментальных исследований мозга и нанотехнологий — рано или поздно приведет к тому, что прямое подключение нервной системы к компьютеру (в духе «Матрицы» — кабель в мозг, ну или хотя бы в зрительный нерв) перестанет быть фантастикой. Какая уж фантастика, когда речь идет, например, об избавлении от слепоты — работы в этом направлении ведутся настолько интенсивно, что можно уже делать ставки на то, когда появится первый киборганический глаз с разрешением вашего дисплея. И этот глаз можно будет подключить не только к видеокамере, но и к медиаплееру или к программе для чтения электронных книг.
Но точность такого метода, естественно, сильно ограниченна, чего не скажешь о BrainGate. Основное препятствие, отпугивающее всех, впервые узнавших об этой технологии, — необходимость операции на мозге. Но взамен пациенту предоставляются возможности, неслыханные на сегодняшний день. Сила мысли начинает в буквальном смысле творить чудеса. Собственно говоря, ограничений на использование этой техники нет в принципе. Сегодня человек управляет своим инвалидным креслом, завтра он сможет управлять автомобилем: как только вы сможете управлять курсором — вам открыты все возможности, всё что угодно. От работы дизайнера до управления спутником — всё, что можно выполнить с помощью персонального компьютера.
И на этом этапе реальность и мир научной фантастики становятся неразличимыми. В своё время основатели одного очень известного поисковика так описывали будущее: «Вся информация человечества будет на расстоянии мысли». Кажется, их пророчество реализуется немного быстрее и буквальнее, чем можно было себе представить.
Обсуждения Энергия мысли