Археограф Борис Морозов обнаружил древнейший русский образец автографа на книге.
Книга 1660 года издания принадлежит к Прологам - нравоучительным сборникам для домашнего чтения. В Прологах печатались переводные и оригинальные рассказы и жития.
Книга 1660 года издания принадлежит к Прологам - нравоучительным сборникам для домашнего чтения. В Прологах печатались переводные и оригинальные рассказы и жития.
Пролог 1660 года, который изучал Морозов, был "вложен" (то есть подарен) в Троицкую церковь в Никитниках в Москве (также известна как церковь Богородицы Грузинской, находится в Китай-городе). В соответствии с традицией, по нижнему краю листа была сделана соответствующая дарственная надпись. Как установил Морозов, "вклад" сделал дьяк Иван Щепоткин, богатый купец и книгоиздатель.
Писатель Иван Щепоткин был открыт для современной исторической науки исследователем древнерусской литературы Натальей Савельевой в 2006 году. Она обнаружила, в частности, рукопись его "Повести о явлении иконы Богородицы Грузинской". Эта икона, в честь которой и была возведена церковь в Никитниках, была привезена в Москву Щепоткиным из Пинеги (ныне поселок в Архангельской области) во время чумы 1654 года, поскольку считалось, что она исцеляет от моровой болезни. Икона была написана в Грузии, в начале XVII века была вывезена в Персию в числе трофеев шаха-завоевателя Аббаса I Великого, а затем выкуплена пинежскими купцами и перевезена в Россию.
В Прологе 1660 года, изданном Щепоткиным, напечатана, в частности, его собственная "Повесть о явлении иконы Богородицы Грузинской", что и позволяет считать эту книгу древнейшим примером русского дарственного автографа.
Писатель Иван Щепоткин был открыт для современной исторической науки исследователем древнерусской литературы Натальей Савельевой в 2006 году. Она обнаружила, в частности, рукопись его "Повести о явлении иконы Богородицы Грузинской". Эта икона, в честь которой и была возведена церковь в Никитниках, была привезена в Москву Щепоткиным из Пинеги (ныне поселок в Архангельской области) во время чумы 1654 года, поскольку считалось, что она исцеляет от моровой болезни. Икона была написана в Грузии, в начале XVII века была вывезена в Персию в числе трофеев шаха-завоевателя Аббаса I Великого, а затем выкуплена пинежскими купцами и перевезена в Россию.
В Прологе 1660 года, изданном Щепоткиным, напечатана, в частности, его собственная "Повесть о явлении иконы Богородицы Грузинской", что и позволяет считать эту книгу древнейшим примером русского дарственного автографа.