Первоэлементы стихии

Мы знаем, что существует пять первокачеств (Танматр), проявляющихся как Звук, Шершавость, Форма или Цвет, Вкус и Запах.

Шабда Танматра проявляется исключительно как Звук. Сущест­вует много различных звуков (не только по вариации, но и по силе, громкос­ти, резкости и т.д.), хотя основных - два - неотчетли­вый и отчетливый, но на изначальном уровне Шабда Танматра ме­жду всеми существующими звуками нет различий.
Первоэлементы стихии
Спарша Тан­матра проявляется исключительно как Тактильное ощущение. Су­ществует много всевозможных тактильных ощущений (гладкое, шершавое, ребристое, вязкое, жирное, холодное, го­рячее, теплое и т.д.), но на уровне Шабда Танматра между ними нет раз­личий. Рупа Танматра проявляет себя как Цвет (форма). Существует бес­конечное множество цветов от белого до черного, хотя основных - шесть (белый, черный, красный, синий, желтый и зеленый), но на уровне Рупа Танматра между всеми цветами и формами нет разли­чий. Раса Танматра проявляется исключительно как Вкус. Сущест­вует шесть основных вку­сов (сладкий, соленый, кислый, острый, горький и вяжущий), но на уровне Раса Танматра между всеми вкусами нет разницы. Гандха Тан­матра проявляется исключитель­но как Запах. Существует много всевоз­можных запахов (но основ­ных - шесть), но на уровне Гандха Танматра между всеми запахами нет различий.

В Аюрведе процесс творения человеческого тела рассматривает­ся с позиции теории о пяти первоэлементах, воздействия субстан­ций, Тридо­ша, трех махагун материальной природы, семи тканей и нечистот. Все живые существа и неживые материальные объекты сотворяются из все­возможных комбинаций одних и тех же пяти первоэлементов. Живое от­личается от мертвого только наличием души. Первоэлементы складыва­ют физическую и энергетическую структуру субстанции, с помощью ко­то­рой проявляются все ее ка­чества.

Многочисленные переводчики индийской философской литера­туры переводят слово "бхута" как "элемент", а "махабхута" как "первоэле­мент". Мне приходится следовать установившейся тради­ции, хотя это в некотором смысле ошибка. К сожалению, многие терми­ны и философс­кие понятия невозможно перевести одним словом ни на один язык мира, в том числе и на русский. Поэтому, как че­ловек привык употреблять та­кие специфические латинские меди­цинские термины, как гастрит, неф­рит, гематома и др., точно также через некоторое время запомнятся и аюрведические термины.

"Бхута" это не "элемент" в точном современном значении этого слова, а "параману" - не "атом" или "молекула". Несмотря на это, многие авторы (в том числе и индийские) с восторгом приняли эти эквиваленты, проиг­норировав тот факт, что Бхута не являются эле­ментами, молекулами, та­кими как молекулы кислорода, магния или фосфора, и с точки зрения хи­мии не могут быть выделены и подвергнуты комплексному анализу. Те же "элементы", которые выде­лены в чистом виде химией и занесены (или еще не занесены) в таблицу Менделеева, состоят из параману, сложных частиц, кото­рые в свою очередь состоят из всевозможных комбинаций перво­элементов.

Дравйагуна Сутра характеризует первоэлементы в основном с пози­ции формирования ими качеств лекарственных трав, Чарака с позиции построения человеческого организма и Тридоша, также, как и Сушрута, который, однако, характеризует их не только с по­зиции продуцирования качеств лекарственных препаратов (С.С.1.41.1-7), но и по принципу влияния и формирования человеческо­го тела (С.С.3.1.19).

Чарака характеризует зависимость органов и систем органов че­ловече­ского организма от составляющих их первоэлементов следу­ющим обра­зом: "Те части тела, которые функционально утяжелены, большие, громоздкие, грубые, твердые и малоподвижные, например зубы, ногти, кости, мышцы, кожа, связки, волосы, усы с бородой, телесные волосы и т.д. в основном состоят из первоэлемента Земля. Органы обоняния, запах и маслянистость тела также происходят из нее. Те части тела, которые жидкие, подвижные, влажные, мягкие, вялые, нежные, слизистые и теку­чие, например хилус, желчь, лимфа, кровь, жир, Капха и Питта, пот, моча, кал и др. в основном состоят из Воды. Вкус и органы вкуса тоже водные. Сущность Питты, жар, сияние и цвет тела идут от Огня. Органы зрения также огненной природы. Акт вдоха и выдоха, открытия и закры­тия, сжа­тия и разжатия, движение, напряжения и расслабления, морга­ние, биение (пульс), всасывание питательных веществ, и т.д. обеспечи­ваются Воздухом. Тактильная чувствительность также идет от этого пер­воэле­мента. Поры и каналы, пустоты в костях - Эфирной при­роды. Звуки и ор­ганы слуха тоже относятся к этому первоэлементу. Что бы ни двига­лось в организме, все движется за счет наличия сознания в теле "(Ч.С.4.7.16).
×

По теме Первоэлементы стихии

Эхо стихии

Исследователи описывают собственную систему частоты вторичных толчков, которая...
Журнал

Стихии и погода

Экономические потери от природных и техногенных катастроф во всем мире...
Журнал

Перед лицом стихии

К началу нового года стихия разбушевалась, нарушив жизнь миллионов людей на трех...
Журнал

Разгул стихии. Кто виноват?

Землетрясение в Японии, произошедшее этой весной и нанесшее колоссальные...
Журнал

Забытые стихии Природы

Мы ушли от понимания Природы, от связи с землей, от гибкости воды, от силы огня...
Журнал

Стихии Знаков Зодиака по цвету

Все цвета обладают уникальной энергетикой, поэтому астрологи считают, что для...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы