В одной из глав его главного труда «Канона врачебной науки» (1023 г.) указывается на состояние тела перед выполнением физических упражнений и важности подготовки организма к ним.
Как пишется в каноне «при начале физических упражнений тело должно быть чистым, то есть во внутренних органах и сосудах не должно содержаться плохих, незрелых химусов (соков и перевариваемой пищи – прим.
Как пишется в каноне «при начале физических упражнений тело должно быть чистым, то есть во внутренних органах и сосудах не должно содержаться плохих, незрелых химусов (соков и перевариваемой пищи – прим.
ред), потому что физические упражнения распространяют их по всему телу». Помимо этого, вчерашняя пища уже должна быть усвоена внутренними органами. И лучше всего заниматься перед тем, когда подходит время следующего принятия пищи.
Однако не стоит заниматься спустя долгое время после принятия пищи. Готовность организма к занятию физическими упражнениями Авиценна советует определять по «зрелости мочи, по ее составу и окраске». Если прошло слишком большое время после переваривания и усвоения пищи, то в таком случае «естество человека на определенное время остается свободным от переработки пищи, и в результате этого в моче загорится огненная окраска, которая переходит границы естественной желтизны». Занятия упражнениями в таком состоянии вредны, так как способствуют истощению резервов организма.
Поэтому Авиценна заключает: «Если состояние человека нуждается в интенсивной физической деятельности, то желательно, чтобы его желудок был не очень пустым, а зимой в нем находилось бы небольшое количество пищи тяжелой, а летом легкой». Но перед началом занятий необходимо сначала «вытряхнуть излишки из кишок и мочевого пузыря», а уже потом приступать.
Состояние уравновешенности
Заниматься физическими упражнениями лучше, когда тело горячее и влажное, чем когда оно холодное и сухое. Самая лучшая пора — это состояние уравновешенности. Так как иногда человек с горячей и сухой натурой может заболеть, если выполняет интенсивную физическую нагрузку. А после прекращения может выздороветь.
Поэтому при подготовке необходимо сперва растереть тело грубой тканью, в результате чего оживает естество человека, и расширяются поры кожи. Затем следует натереться сладким маслом и провести легкий массаж мышц. После чего можно приступить к занятиям. В весенние дни лучше всего заниматься в дневное время, а летом можно заниматься и в более ранние часы. Зимой же лучше заниматься вечером.
Что касается продолжительности занятий, Авиценна советует обращать внимание на три критерия. «Первое — это цвет кожи человека: если он продолжает улучшаться, то значит, что еще можно продолжать упражнения. Второе — движения: если они продолжают оставаться легкими, то, значит, еще не пришло время прекращать упражнения. И наконец, третье — состояние органов: если они продолжают набухать, то также можно заниматься».
Когда же все эти проявления начинают исчезать, и пот начинает течь ручьем, то выполнение упражнений следует прекратить. После прекращения упражнений следует вновь натереться маслом, стимулирующих потоотделение, и в особенности после упражнений, «связанных с глубоким дыханием».
И наконец, крайний совет, заключающийся в постоянстве принятия определенного количества пищи и объемов физической нагрузки. «Если ты в первый день установил предел упражнений и питания, то в таком случае ты знаешь и, то количество пищи, которое можно перенести, поэтому ты ничего не изменяй на другой день, ибо количества пищи и упражнений на второй день должны быть такими же, какими они были в первый день».
Однако не стоит заниматься спустя долгое время после принятия пищи. Готовность организма к занятию физическими упражнениями Авиценна советует определять по «зрелости мочи, по ее составу и окраске». Если прошло слишком большое время после переваривания и усвоения пищи, то в таком случае «естество человека на определенное время остается свободным от переработки пищи, и в результате этого в моче загорится огненная окраска, которая переходит границы естественной желтизны». Занятия упражнениями в таком состоянии вредны, так как способствуют истощению резервов организма.
Поэтому Авиценна заключает: «Если состояние человека нуждается в интенсивной физической деятельности, то желательно, чтобы его желудок был не очень пустым, а зимой в нем находилось бы небольшое количество пищи тяжелой, а летом легкой». Но перед началом занятий необходимо сначала «вытряхнуть излишки из кишок и мочевого пузыря», а уже потом приступать.
Состояние уравновешенности
Заниматься физическими упражнениями лучше, когда тело горячее и влажное, чем когда оно холодное и сухое. Самая лучшая пора — это состояние уравновешенности. Так как иногда человек с горячей и сухой натурой может заболеть, если выполняет интенсивную физическую нагрузку. А после прекращения может выздороветь.
Поэтому при подготовке необходимо сперва растереть тело грубой тканью, в результате чего оживает естество человека, и расширяются поры кожи. Затем следует натереться сладким маслом и провести легкий массаж мышц. После чего можно приступить к занятиям. В весенние дни лучше всего заниматься в дневное время, а летом можно заниматься и в более ранние часы. Зимой же лучше заниматься вечером.
Что касается продолжительности занятий, Авиценна советует обращать внимание на три критерия. «Первое — это цвет кожи человека: если он продолжает улучшаться, то значит, что еще можно продолжать упражнения. Второе — движения: если они продолжают оставаться легкими, то, значит, еще не пришло время прекращать упражнения. И наконец, третье — состояние органов: если они продолжают набухать, то также можно заниматься».
Когда же все эти проявления начинают исчезать, и пот начинает течь ручьем, то выполнение упражнений следует прекратить. После прекращения упражнений следует вновь натереться маслом, стимулирующих потоотделение, и в особенности после упражнений, «связанных с глубоким дыханием».
И наконец, крайний совет, заключающийся в постоянстве принятия определенного количества пищи и объемов физической нагрузки. «Если ты в первый день установил предел упражнений и питания, то в таком случае ты знаешь и, то количество пищи, которое можно перенести, поэтому ты ничего не изменяй на другой день, ибо количества пищи и упражнений на второй день должны быть такими же, какими они были в первый день».
Обсуждения Авиценна о упражнениях