Три веры, три религии, три корня
Иерусалим раскинулся на холме близ источника Геон, неподалеку от горы Мориа. Он стоял в стороне от торговых путей, пролегавших тогда с востока на запад и с севера на юг. 3000 лет назад здесь, по преданиям, появилось первое поселение.
Иерусалим раскинулся на холме близ источника Геон, неподалеку от горы Мориа. Он стоял в стороне от торговых путей, пролегавших тогда с востока на запад и с севера на юг. 3000 лет назад здесь, по преданиям, появилось первое поселение.
С тех пор и начался отсчет времени: 3000 лет войн, пожаров и страданий. Такая горькая судьба! И в то же время такая достойная, стоическая.
Три религии – иудаизм, христианство, ислам – почитают священной эту землю. Паломники трех религий совершают длительные переходы, чтобы попасть сюда. Какая-то неведомая сила притягивает людей.
В самом сердце Иерусалима находится Гара-Мориа, более известная всем как Храмовая гора. Это самое святое место для всех иудеев мира. Как повествуют иудейские источники, с Храмовой горы Бог взял глину, чтобы создать первого человека, и что именно на Гара-Мориа находится тот самый Краеугольный Камень, с которого началось сотворение мира.
Но Храмовая гора является священной и для мусульман. По-арабски она называется Эль-Харам эль-Кадси а-Шариф, что в переводе звучит как «Святое место в Иерусалиме». По исламской традиции, ангелы Аллаха посетили тот же Краеугольный камень прежде, чем Аллах создал человека.
И позже, с этого же камня пророк Мухаммед вознесся на небо. Вот этот Краеугольный Камень и Храмовая гора, на которой он находится, и являются камнем преткновения в арабо-израильском конфликте уже много лет.
Христиане, прибывшие в Иерусалим, стремятся отыскать Виа Долороса, Улицу Страданий, чтобы пройти Крестным путем, которым шел Иисус на Голгофу. Улица начинается в мусульманском квартале, в стенах Старого города с места, где Иисус был приговорен к распятию, и заканчивается в храме Гроба Господня. Здесь свершилось распятие Иисуса Христа, на этом месте был выстроен христианский храм.
Суть
Города, как и люди, нам интересны тем, что составляет их суть, а не внешность. Овеянный легендами Иерусалим всегда привлекал к себе внимание людей, ищущих ответы на вопросы о начале всех начал, о смысле бытия, о происхождении человечества.
Иерусалим – это не древние камни, это сильный дух и вера, способная сокрушить армию, это борьба за освобождение от рабства, главным образом, внутреннего. И нужно проникнуться всем этим прежде, чем попадешь в сей древний город, чтобы понять его. Многовековые постройки Иерусалима – это не Нотр-Дам де Пари, не Колизей, и не Сикстинская капелла… Туда едут не наслаждаться красотой произведений искусства. Туда едут, чтобы постигнуть этот мир и найти свое место в нем.
Много боли и слез впитали в себя камни древнего города. Не случайно сохранившаяся стена разрушенного храма называется Стеной Плача. Сколько раз рушились храмы, столько же раз возрождалась вера. Нелегко пронести ее сквозь века и войны, сквозь пожарища и кровь.
Здесь зажигают свечи
История Иерусалима началась в Бронзовый век. Основали город люди, живущие в Палестине и называющие себя евусеями. Это один из Ханаанских народов. Как и множество древних городов, Иерусалим образовался там, где была вода. Источник Геон и положил начало существованию города. Потом здесь стали останавливаться на ночлег караваны.
Около 1000 года до н. э. Иерусалим стал еврейской столицей. Тогда к власти пришел царь Давид, он укрепил город, обнес его крепостной стеной. Царь Давид построил на горе Мориа жертвенник Бога. Так было положено начало святости горы Мориа и Иерусалима в иудаизме.
Это святое место для всех евреев мира. Здесь Давид решил заложить Храм, который должен был стать центром духовности. Он велел перенести в Иерусалим Скрижали Завета – две каменные таблички с Десятью Заповедями, данные Моисею, и Менору, золотой светильник, в котором вечно горит огонь.
Но не Давид, а его сын царь Соломон ставит Первый Храм. Он стал единственным центром богослужения у еврейского народа: с тех пор, где бы ты ни жил, трижды в год – в праздники паломничества – ты должен придти в Иерусалимский храм с жертвоприношением.
В VI веке до н. э., во время правления Вавилонского царя Навуходоносора, когда Иудея являлась частью Вавилонской империи, Иерусалим был полностью разрушен,а Первый Храм – Храм Соломона – сожжен. Скрижали Завета исчезли. Так закончилась эпоха Первого Храма.
После освобождения Иерусалима персами царь Кир позволил построить Второй Храм. Так и было сделано. Теперь здесь проводились иудейские обряды и заседал Синедрион.
Ирод Великий, иудейский царь, правивший в I веке до н. э., реконструировал Второй Храм, сделал его более представительным, богатым и величественным. Слава о нем пошла по всему миру. При царе Ироде Иерусалим стал самой известной и самой блестящей из восточных столиц, как пишет римский историк Плиний Старший. Но после Ирода Второй храм был разрушен. От него осталась лишь западная стена. Ее назвали Стеной Плача – Котэль. Сюда, к древнему камню, приходят молиться, просить о своих родных, приносят записки и всовывают их меж камней. Здесь зажигают свечи.
Символ мира
Во все века Иерусалим переходил из рук в руки, от народа к народу, от царя к царю, от империи к империи. В разные периоды Иерусалим бывал то столицей королевства крестоносцев, то религиозным центром исламского мира, то город захватывали монголы, или поочередно египетские, багдадские халифы или турецкие султаны. Войны за Иерусалим продолжались и в наши дни. Последняя Шестидневная война произошла в 1967 году.
А начиная с 1980 года, Иерусалим стал неделимой столицей Израиля. И сегодня его называют Святым городом, символом всеобщего мира и возрождения. Не только паломники, но и многие туристы приезжают в Иерусалим, чтобы познакомиться с его историей. Иерусалим нужен, чтобы каждый приехавший в это необыкновенное место, мог задуматься: кто он? Для чего живет? Где его дом? Где исток его?
Три религии – иудаизм, христианство, ислам – почитают священной эту землю. Паломники трех религий совершают длительные переходы, чтобы попасть сюда. Какая-то неведомая сила притягивает людей.
В самом сердце Иерусалима находится Гара-Мориа, более известная всем как Храмовая гора. Это самое святое место для всех иудеев мира. Как повествуют иудейские источники, с Храмовой горы Бог взял глину, чтобы создать первого человека, и что именно на Гара-Мориа находится тот самый Краеугольный Камень, с которого началось сотворение мира.
Но Храмовая гора является священной и для мусульман. По-арабски она называется Эль-Харам эль-Кадси а-Шариф, что в переводе звучит как «Святое место в Иерусалиме». По исламской традиции, ангелы Аллаха посетили тот же Краеугольный камень прежде, чем Аллах создал человека.
И позже, с этого же камня пророк Мухаммед вознесся на небо. Вот этот Краеугольный Камень и Храмовая гора, на которой он находится, и являются камнем преткновения в арабо-израильском конфликте уже много лет.
Христиане, прибывшие в Иерусалим, стремятся отыскать Виа Долороса, Улицу Страданий, чтобы пройти Крестным путем, которым шел Иисус на Голгофу. Улица начинается в мусульманском квартале, в стенах Старого города с места, где Иисус был приговорен к распятию, и заканчивается в храме Гроба Господня. Здесь свершилось распятие Иисуса Христа, на этом месте был выстроен христианский храм.
Суть
Города, как и люди, нам интересны тем, что составляет их суть, а не внешность. Овеянный легендами Иерусалим всегда привлекал к себе внимание людей, ищущих ответы на вопросы о начале всех начал, о смысле бытия, о происхождении человечества.
Иерусалим – это не древние камни, это сильный дух и вера, способная сокрушить армию, это борьба за освобождение от рабства, главным образом, внутреннего. И нужно проникнуться всем этим прежде, чем попадешь в сей древний город, чтобы понять его. Многовековые постройки Иерусалима – это не Нотр-Дам де Пари, не Колизей, и не Сикстинская капелла… Туда едут не наслаждаться красотой произведений искусства. Туда едут, чтобы постигнуть этот мир и найти свое место в нем.
Много боли и слез впитали в себя камни древнего города. Не случайно сохранившаяся стена разрушенного храма называется Стеной Плача. Сколько раз рушились храмы, столько же раз возрождалась вера. Нелегко пронести ее сквозь века и войны, сквозь пожарища и кровь.
Здесь зажигают свечи
История Иерусалима началась в Бронзовый век. Основали город люди, живущие в Палестине и называющие себя евусеями. Это один из Ханаанских народов. Как и множество древних городов, Иерусалим образовался там, где была вода. Источник Геон и положил начало существованию города. Потом здесь стали останавливаться на ночлег караваны.
Около 1000 года до н. э. Иерусалим стал еврейской столицей. Тогда к власти пришел царь Давид, он укрепил город, обнес его крепостной стеной. Царь Давид построил на горе Мориа жертвенник Бога. Так было положено начало святости горы Мориа и Иерусалима в иудаизме.
Это святое место для всех евреев мира. Здесь Давид решил заложить Храм, который должен был стать центром духовности. Он велел перенести в Иерусалим Скрижали Завета – две каменные таблички с Десятью Заповедями, данные Моисею, и Менору, золотой светильник, в котором вечно горит огонь.
Но не Давид, а его сын царь Соломон ставит Первый Храм. Он стал единственным центром богослужения у еврейского народа: с тех пор, где бы ты ни жил, трижды в год – в праздники паломничества – ты должен придти в Иерусалимский храм с жертвоприношением.
В VI веке до н. э., во время правления Вавилонского царя Навуходоносора, когда Иудея являлась частью Вавилонской империи, Иерусалим был полностью разрушен,а Первый Храм – Храм Соломона – сожжен. Скрижали Завета исчезли. Так закончилась эпоха Первого Храма.
После освобождения Иерусалима персами царь Кир позволил построить Второй Храм. Так и было сделано. Теперь здесь проводились иудейские обряды и заседал Синедрион.
Ирод Великий, иудейский царь, правивший в I веке до н. э., реконструировал Второй Храм, сделал его более представительным, богатым и величественным. Слава о нем пошла по всему миру. При царе Ироде Иерусалим стал самой известной и самой блестящей из восточных столиц, как пишет римский историк Плиний Старший. Но после Ирода Второй храм был разрушен. От него осталась лишь западная стена. Ее назвали Стеной Плача – Котэль. Сюда, к древнему камню, приходят молиться, просить о своих родных, приносят записки и всовывают их меж камней. Здесь зажигают свечи.
Символ мира
Во все века Иерусалим переходил из рук в руки, от народа к народу, от царя к царю, от империи к империи. В разные периоды Иерусалим бывал то столицей королевства крестоносцев, то религиозным центром исламского мира, то город захватывали монголы, или поочередно египетские, багдадские халифы или турецкие султаны. Войны за Иерусалим продолжались и в наши дни. Последняя Шестидневная война произошла в 1967 году.
А начиная с 1980 года, Иерусалим стал неделимой столицей Израиля. И сегодня его называют Святым городом, символом всеобщего мира и возрождения. Не только паломники, но и многие туристы приезжают в Иерусалим, чтобы познакомиться с его историей. Иерусалим нужен, чтобы каждый приехавший в это необыкновенное место, мог задуматься: кто он? Для чего живет? Где его дом? Где исток его?
Обсуждения Иерусалим