Почти 40 тысяч путешественников из различных стран мира побывали в Антарктиде в 2009 году, сообщает Международная Ассоциация Туроператоров в Антарктике (IATTO). Первая туристическая экспедиция отправилась в Антарктиду в 1966 под предводительством Ларс-Эрика Линдблада.
Он считал, что люди обязаны своими глазами увидеть красоту Антарктиды, чтобы понять ее хрупкость и необходимость бережного отношения к ней. И не ошибся, полярные снега и айсберги пришлись по душе многим. С 1989 года туристы посетили около 200 уголков Антарктического полуострова, в том числе 20 исследовательских станций.
«Серьезный рост антарктического туризма стал возможен с развалом Советского Союза, так как важнейшим ресурсом для организации туров в Антарктике являются специализированные дорогостоящие мореходные суда и квалифицированные моряки», - рассказывает Михаил Сафонов, генеральный директор Группы «RuDive». На рубеже 80-90х годов множество советских научных судов осталось без финансирования, так что этот ресурс как нельзя кстати пришелся для освоения туристической отрасли. Американские и европейские туроператоры получили возможность заключить договоры долгосрочной аренды подходящих для антарктических условий судов за невысокую цену. Это позволило начать круизы в Антарктиду, стоимость которых укладывалась в приемлемые для европейцев и американцев несколько тысяч долларов. Основу арктического туристического рынка сейчас составляют несколько американских и европейских туроператоров и около 30 судов. Подавляющее большинство судов осталось с советских времен. Часть из них остается в собственности российских организаций и находится в долгосрочном фрахте у западных туроператоров. Некоторые туроператоры уже приобрели собственные суда. Большая часть моряков, обеспечивающих туристические плавания в Антарктиде - россияне.
«До 2009 года количество туристов в Антарктиду возрастало на 20% в год, - рассказывает Алексей Миронов, генеральный директор клуба путешествий «Special», - в связи с кризисом ситуация поменялась. В текущем сезоне (2009-2010 год) поток упал на 40%. Доля россиян в антарктическом туризме составляет не более 1%. Российских туристов мало по нескольким причинам. Во-первых, высокая цена круиза и авиаперелета (в среднем 210 тысяч рублей за 11 дней и авиабилет 40-60 тысяч). Во-вторых, многие просто не знают о такой возможности: нет ни одного круизного оператора в Арктике и Антарктике, зарегистрированного в России. В-третьих, большинство материалов и лекторы – англоязычные, что является дополнительной сложностью».
Экспедиционные круизы в Антарктиду попадают в категорию «софт-адвенче» (мягкое приключение), но существуют и экстремальные туры: лыжные экспедиции в Антарктике, авиаперелет на Южный полюс. Большую часть времени путешественники проводят на борту, все высадки на сушу происходят строго по расписанию. Обычно экскурсия составляет не более 3-х часов, количество людей на берегу строго ограничено (не более 100 человек). Туристов обязательно сопровождают специалисты: орнитологи, биологи, геологи, гляциологи. Бурю восторга вызывают встречи с пингвинами, но, согласно экологическим нормам, самостоятельно заходить в пингвиньи колонии запрещено. Также среди туристов популярны каякинг, треккинг и ночевка в палатке на льду. Иногда заказывают дайвинг, но тут не обойтись без специальной подготовки. «Дайверы должны быть опытные и иметь свое хорошее оборудование, - рассказывает Михаил Сафонов. – Больше всего люди хотят понырять с китами и тюленями, посмотреть, как под водой летают пингвины, и, конечно, увидеть подводную часть айсберга».
В Антарктиду едут, в первую очередь, люди с высоким уровнем образования и интеллектуального развития. Но что-то интересное для себя находят в таком опыте и искатели приключений, и неженки, и «ботаники». Антарктида – удивительное место, территория мира. Там нет сухопутных хищников, а, значит, никто никого не боится. Животные подходят к человеку вплотную. К тому же, континент не принадлежит ни одному государству. Нет армии и полиции, люди добровольно соблюдают правила общего поведения. Возможно поэтому более 80% путешественников, побывавших в Антарктике, снова отправляются в полярные регионы.
Однако увеличение потока туристов в Антарктиду может быть небезопасным для экологии региона. В связи с этим США предлагают ограничить размер круизных судов до 500 человек на борту и разрешить стоянку лишь одного лайнера при условии схода на берег не более 100 человек. Ситуация находится под контролем Международной Ассоциации Туроператоров в Антарктике.
«Серьезный рост антарктического туризма стал возможен с развалом Советского Союза, так как важнейшим ресурсом для организации туров в Антарктике являются специализированные дорогостоящие мореходные суда и квалифицированные моряки», - рассказывает Михаил Сафонов, генеральный директор Группы «RuDive». На рубеже 80-90х годов множество советских научных судов осталось без финансирования, так что этот ресурс как нельзя кстати пришелся для освоения туристической отрасли. Американские и европейские туроператоры получили возможность заключить договоры долгосрочной аренды подходящих для антарктических условий судов за невысокую цену. Это позволило начать круизы в Антарктиду, стоимость которых укладывалась в приемлемые для европейцев и американцев несколько тысяч долларов. Основу арктического туристического рынка сейчас составляют несколько американских и европейских туроператоров и около 30 судов. Подавляющее большинство судов осталось с советских времен. Часть из них остается в собственности российских организаций и находится в долгосрочном фрахте у западных туроператоров. Некоторые туроператоры уже приобрели собственные суда. Большая часть моряков, обеспечивающих туристические плавания в Антарктиде - россияне.
«До 2009 года количество туристов в Антарктиду возрастало на 20% в год, - рассказывает Алексей Миронов, генеральный директор клуба путешествий «Special», - в связи с кризисом ситуация поменялась. В текущем сезоне (2009-2010 год) поток упал на 40%. Доля россиян в антарктическом туризме составляет не более 1%. Российских туристов мало по нескольким причинам. Во-первых, высокая цена круиза и авиаперелета (в среднем 210 тысяч рублей за 11 дней и авиабилет 40-60 тысяч). Во-вторых, многие просто не знают о такой возможности: нет ни одного круизного оператора в Арктике и Антарктике, зарегистрированного в России. В-третьих, большинство материалов и лекторы – англоязычные, что является дополнительной сложностью».
Экспедиционные круизы в Антарктиду попадают в категорию «софт-адвенче» (мягкое приключение), но существуют и экстремальные туры: лыжные экспедиции в Антарктике, авиаперелет на Южный полюс. Большую часть времени путешественники проводят на борту, все высадки на сушу происходят строго по расписанию. Обычно экскурсия составляет не более 3-х часов, количество людей на берегу строго ограничено (не более 100 человек). Туристов обязательно сопровождают специалисты: орнитологи, биологи, геологи, гляциологи. Бурю восторга вызывают встречи с пингвинами, но, согласно экологическим нормам, самостоятельно заходить в пингвиньи колонии запрещено. Также среди туристов популярны каякинг, треккинг и ночевка в палатке на льду. Иногда заказывают дайвинг, но тут не обойтись без специальной подготовки. «Дайверы должны быть опытные и иметь свое хорошее оборудование, - рассказывает Михаил Сафонов. – Больше всего люди хотят понырять с китами и тюленями, посмотреть, как под водой летают пингвины, и, конечно, увидеть подводную часть айсберга».
В Антарктиду едут, в первую очередь, люди с высоким уровнем образования и интеллектуального развития. Но что-то интересное для себя находят в таком опыте и искатели приключений, и неженки, и «ботаники». Антарктида – удивительное место, территория мира. Там нет сухопутных хищников, а, значит, никто никого не боится. Животные подходят к человеку вплотную. К тому же, континент не принадлежит ни одному государству. Нет армии и полиции, люди добровольно соблюдают правила общего поведения. Возможно поэтому более 80% путешественников, побывавших в Антарктике, снова отправляются в полярные регионы.
Однако увеличение потока туристов в Антарктиду может быть небезопасным для экологии региона. В связи с этим США предлагают ограничить размер круизных судов до 500 человек на борту и разрешить стоянку лишь одного лайнера при условии схода на берег не более 100 человек. Ситуация находится под контролем Международной Ассоциации Туроператоров в Антарктике.