Что ж, теперь давайте подумаем, каким же должен быть тот мужской дух, который в соединении с женским создаёт лад (гармонию)?
Какой должна быть настоящая женщина, наверное, знают уже и мужчины, и женщины. Книжные полки прогибаются от написанных книг о том, какой должна быть Она.
Какой должна быть настоящая женщина, наверное, знают уже и мужчины, и женщины. Книжные полки прогибаются от написанных книг о том, какой должна быть Она.
Но в семье, дорогие друзья, их двое! И какой бы Божественной она ни была, если рядом с ней мужчина с низкими нравственными качествами и бедным внутренним духовным миром, никакая Богиня не создаст гармоничную семью.
Так какие же качества и моральные и духовные добродетели должен иметь мужчина, который ждёт рождения самого прекрасного сына? Итак, поговорим об отце, который является примером для своих наследников.
Мужские качества и черты характера — какие они? В чём они проявляются? Обратим внимание будущих пап на то, что черты и качества, о которых мы сейчас будем говорить, являются очень важными в жизни каждого мужчины. Поразмышляйте об этом, задумайтесь, есть ли они у вас в полной мере? Потому что если вы ими не владеете, то будет трудно взрастить их в своём собственном сыне.
Достоинство — авторитет, уважение, сила, власть, всеобщее признание, влияние. Его имеет мужчина, который вследствие своих действий, духовных и нравственных качеств заслужил авторитет и уважение перед семьёй и обществом. Когда двое о чём-то дискутируют и не могут найти решение, то обращаются к третьему, к тому, кто мудрее и мнением которого они дорожат. Авторитет мужчины и отца является тем стержнем, на котором держится уважение семьи со стороны общества и других семей. В семье, где уважение к отцу на высоте, дети растут степенные и уважают себя и других людей.
Как воспитать достоинство во взрослом возрасте?
Найдите человека, жизненный путь которого, поступки и дела могут стать для вас примером. Наполнитесь уважением к нему и попробуйте наследовать его.
В развитии этого качества должна помогать и жена.
Когда-то наши бабушки в светёлке, где стоял обеденный стол, ставили на самом почётном месте большой, красиво вырезанный стул. Он был немного больше стульев всех остальных членов семьи. И вся семья знала — это стул отца, и никто не имел права на него садиться, когда он дома.
Никогда жена не должна кричать на мужа в присутствии детей или родственников, друзей, знакомых... Нельзя плохо отзываться о нём или говорить, что у него есть плохие черты, рассказывать о недостойном поведении. Жена выплеснет душу и забудет, снова обнимет его и всё простит. Но люди не забудут и, когда будут рассказывать об этом мужчине кому-то, создавая его образ, вспомнят и негативный рассказ.
В то же время уважение к такому мужчине в обществе, где он должен проявлять свои таланты и приобретать материальные блага для своей семьи, очень пострадает. Особенно опасно жаловаться на мужа другим женщинам. Потому что мы прекрасно знаем, что в семьях, где муж с женой живут в более-менее гармоничных отношениях, он всегда с ней советуется в важных вопросах. Может так случиться, что именно от этой семьи будет зависеть, получит ваш муж нужную работу или нет. А рассказы о том, какой плохой ваш муж, быстро дойдут до слуха жены его партнёра или начальника. Возможно, мужчина не обратил бы внимания на эти рассказы, но женщина — это другое... И тогда работа или какая-то другая перспектива, которая будет зависеть от этой семьи, достанется тому, кто пользуется большим уважением. О достоинстве и авторитете мужчины в, семье можно рассказывать вечность. На самом деле каждая женщина хочет иметь в семье такого авторитетного мужчину. В то же время, имея неправильные «установки» современного общества, вместо поддержки и принятия, часто начинает с ним конкурировать и бороться — за любовь детей, значимость и даже успешность в карьере. Как следствие, страдает от этого больше всего именно она. Когда в семье нет достоинства и уважения к отцу, жена со временем просто «ломается», не в силах стать тем стержнем для семьи, особенно когда у неё растёт сын.
Запомните! Уважение окружающих вырастает из уважения к себе самому. Что бы ни случилось, мужчина, который себя уважает, никогда не ругается, не говорит о ком-то плохо, не радуется чужой беде, так как это признак слабости и духовной немощи. Вместо того чтобы говорить, он действует и побеждает.
Поэтому, дорогие наши мамочки и папочки, помогайте друг другу, чтобы в семье присутствовал авторитет и достоинство не только отца, но и матери. Потому что, если вы не будете уважать друг друга, то вас не будут уважать ни ваши дети, ни другие люди... Что очень опасно для семьи.
Действенность — действенное отношение мужчины к жизни в семье и обществе, в котором он выступает как инициативный проводник норм, принципов и идеалов, переданных ему в наследство или приобретенных собственным опытом. Собственная активная жизненная позиция является очень важной чертой для мужчины. Потому что он должен иметь в себе силу к действию и быть в состоянии принимать решения и нести за них ответственность. Если в семье мужчина не проявляет её, то тогда это качество развивает женщина. И потом мужчине очень тяжело отвоевать потерянные позиции. Тогда жена принимает решения, а он только соглашается, а со временем его уже и не спрашивают.
Когда звёздные половинки, мужчина и женщина, нашли друг друга, такие вопросы даже не возникают — там господствует лад. Так или иначе, мужчина, с уважением и почтением относящийся к жене, всё равно решающее слово должен оставлять за собой. Конечно, он должен посоветоваться с женой, а то и со всей семьёй. Но решающее слово должно быть только его. Потому что только он ответственен за то направление, в котором двигается семья. Это не значит, что мужчина обязан всё контролировать. Нет, только главное. А в других вопросах он может перепоручать своё право жене или тем своим детям, которые ответственны за этот определённый вопрос. Поэтому будьте твёрдыми, активными и действенными.
Бережливость — экономность, расчётливость. Ум, доброта, мужественность — любое из этих качеств даёт основание гордиться своим мужчиной. Что же даёт бережливость? Многие люди прячут это качество, чтобы посторонние не подумали, что они скупые или жадные. На самом деле бережливость и скупость даже близко не являются родственными качествами.
Скупость — эгоистична, всё себе, накопление ради накопления. Бережливый мужчина — совсем не эгоистичен. Он просто всегда заботится о других, но умеет ценить то, что имеет. Давайте посмотрим противоположные качества бережливости: расточительность, транжирство.
Каждая женщина согласится с тем, что для мужчины это качество очень важно. Бережливость — это ещё и забота о других: купить новые вещи в дом или новую одежду... Человек, который не умеет беречь то, что приобрёл, быстро теряет добытое. Кроме материальной части, человек проявляет бережливость и в области отношений. Чего стоит мужчина, который не умеет беречь супружеские отношения, любовь жены и детей?
Бережливость заставляет контролировать себя и пространство, в котором живёшь. Она концентрирует внимание на важных элементах жизни людей.
Вот несколько советов жизненной мудрости:
• Постарайся избегать суетливых и слабых людей. Уви¬дев чужие недостатки, не спеши их критиковать, если не знаешь, как их исправить.
• Откажись от детских иллюзий, что кто-то тебе что-то обязан сделать, подносить всё готовое на тарелочке только потому, что ты придумал какую-то идею.
• Бережливо и предусмотрительно трать свои усилия. Так, чтобы каждое твоё действие помогало решить ещё три других — в этом победа.
• Продумай, есть ли условия для реализации твоего замысла. Если нет, создай их!
• Встретив препятствия, не падай духом или «в обморок»! Всё новое часто должно пробивать себе путь в борьбе с застарелым и мёртвым. Это закон развития. И этому ты должен радоваться, ибо это значит, что твоя идея нова и перспективна.
• Познай самого себя и своих соперников! Всегда помни, что твой противник крепко с тобой связан. Ты с ним — одно целое! Это — как будто твоя душа играет сама с собой в шахматы. Она и по эту сторону, и по ту. Ей интересно не то, кто выиграет, а сам процесс игры, то, как проявит себя один игрок и другой.
• Цените и уважайте своего соперника. Он даёт возможность проявиться вашим способностям, которые спрятаны в вашей душе. Так вот, ваш соперник пришёл, чтобы их разбудить, чтобы вы стали проявлять свой острый ум, смелость, неординарность и т. д. Соблюдение этих советов даст вам возможность достичь того, что вы задумали. В противном случае, если вы будете только говорить о том, что можно сделать, но не делать этого, то потеряете к себе уважение в обществе.
Верность — нравственное качество, которое характеризирует личность и её поведение. Это неизменная преданность какому-то конкретному делу; выполнение взятых на себя обязательств; неизменность в отношениях с другими людьми, которые повязаны дружбой или любовью. Верность — это служение избранной цели, мечте, идее, традициям, Родине.
Верность имеет общий корень со словом «вера». Когда в человеке нет веры, тогда он не способен достичь больших вершин. Можно ли постичь великие истины, если не веришь тем людям, которые несут эти истины? Если в человеке нет веры в Бога, в себя, тогда он словно без позвоночника, без того стержня, стрелы, которая удерживает вместе дух, душу и тело и ведёт их к развитию.
Верность своим убеждениям, традициям своего народа, своего рода, его законам .чести и нравственности наполняют глубоким содержанием дух человека. К такому человеку всегда чувствуется уважение и почтение. Его ценит любой коллектив, семья... Такой отец даёт детям веру в себя, в мир, в то, что есть что-то такое непознанное, до чего не дотронешься рукой, но, когда оно есть в душе, поднимаются крылья и достигаются самые большие высоты своей жизни!
Сколько воинов шли на смерть из-за верности своим убеждениям... Благодаря их верности своей земле наш славянский род удерживает тот участок Земли, который нам даровали Боги. Благодаря верности своей Отчизне мы существуем как народ. Верность — сестра мужества и героизма. Великие мужи нашего рода имели в своём сердце это такое важное качество.
Верность проявляет себя в разных ситуациях. Однажды, будучи ещё совсем маленькой, я стала свидетельницей одного происшествия, которое оставило в моём сознании глубокий след.
Я — Лада Куровская. Имея только старшую сестру, я всегда мечтала о брате, который защищал бы меня. У моей маленькой подруги, ей тогда было четыре года, был старший брат, но он был слишком задиристый. И вот однажды, когда вся детвора двора решила проучить его, взяв в круг и приготовившись хорошенько отколотить навязчивого забияку, рядом с ним оказалась его сестра. Мальчик размахивал палкой, время от времени выкрикивая: «А ну, попробуйте подойти!» В его глазах светилась отвага. Сестра сначала пряталась за его спину, отчего мальчик чувствовал себя ещё больше мужчиной, ещё сильнее. Но вдруг кто-то из круга позвал девочку и переманил её к себе. Брат остался один. Тут вдруг откуда-то появилась их мать. Она очень серьёзно пожурила дочь за то, что она оставила брата, а потом ещё долго отчитывала её за это. И оставила дочь во дворе одну, а сыну дала сладостей за то, что он был стойким и не побоялся. Брат подошёл к сестре, которая плакала в уголке, и поделился с ней конфетами, которые дала ему мать, на что мать грозно ответила, что она их не достойна, ведь она предала брата. Сестра горько плакала и не поднимала глаз. Ей было очень стыдно за себя. Не прошло и нескольких дней, как снова возникла похожая ситуация, и в этот раз сестра была рядом с братом и уже не пряталась, а, наоборот, поддерживала его. Мать смотрела через окно и не вмешивалась в ситуацию. Теперь экзамен сдавал брат.
Старуха Прия ещё с ночи молилась над вырезанным из дерева образом Макоши. В ответ на её мольбу молнией мелькнула догадка перед глазами.
— Пророчество сбывается, — бурчала она.
— Какое пророчество, бабушка? — спрашивала Вожена, дивясь поведению старухи.
Но баба только молилась и слёзно просила у Макоши помощи. Как начались сумерки, вышла Прия из дома. Возле калитки стоял волк.
— Береги их, — сказала старуха серому.
— Бабушка! С кем ты разговариваешь? — выбежала сле¬дом за ней девушка.
А та посмотрела и спросила:
— Ты кого-то ждёшь?
Девушка растерялась и спряталась в дом.
Прия села на крыльцо. Ещё ночью она почувствовала, что к ним идёт Сила. Сила, не известная ей. Идёт, чтобы выполнить пророчество. Грустно стало старой, ясно зрела и видела, как Желя извивалась вокруг дома, как Карна с Долей заплетали нитку жизни Вожены. И ничего не могла поделать старуха. Наверное, это угнетало её не меньше, чем само пророчество.
Воспоминания поглотили бабу Прию. Вспомнила, как была повитухой у князя. Принимала роды у великой княгини древнего рода, тянувшегося от могучего Святослава. Но во время родов умерла княгиня. Вскоре произошёл мятеж. Князя и всех его сыновей убил его родной брат, подговоренный ксёндзами, покусившись на семейное поместье. За несколько дней до смерти, словно чувствуя недоброе, просил он Прию, что б ни случилось, беречь его единственную дочь как зеницу ока.
— Потому что несёт она силу Богов в роде нашем, — говорил князь.
Видела она, как шёл младший брат князя со своей свитой. Кричали они, что старовера-язычника убивать идут. Поняла Прия, что не успеет предупредить господина своего. Кинулась в палаты к княжне, выхватила девочку из колыбели и скорее побежала оттуда. Слышался крик, плач... Убивали всех, кто попадался на пути предателей. Не жалели ни детей, ни стариков.
Она тогда в лес убежала. Не заходя даже домой, неслась сквозь заросли, обдирая до крови ноги и крепко прижимая к себе ребёнка.
С того времени многое изменилось, но никогда она не забудет лиц тех, кто убивал семью князя. Да и младший брат князя, убийца, недолго жил в поместье. Через год на охоте «случайно» разорвали его волки, только куски тела валялись по полю. Люди говорили, что ксёндзы так и похоронили его, без головы и рук.
Воспоминания всё сильнее кружились в голове, сменяя боль на ненависть.
Вдруг возле перелаза послышался голос:
— Добрый вечер, пани матко!
Баба Прия подняла голову и увидела красивого молодого человека.
— Добрый вечер, казак, — ответила старуха, — с чем
пришёл?
Встретив суровый взгляд Прии, Яромир наткнулся на него, словно на каменную стену, почувствовав дух Силы. Перевёл дыхание, про себя позвал Велеса в помощь. И, не сводя взгляда, твёрдо сказал:
— Я хочу сватать Божену. Вот и пришёл поговорить.
Старуха смотрела ему в глаза, надеясь увидеть то ли страх, то ли неуверенность. Но ни то ни другое и близко не излучало лицо молодца. Тем временем Божена, услышав чужой голос во дворе, вышла на крыльцо. Увидев Яромира, смутилась, а на лице вспыхнул румянец.
Воля — твёрдая установка психики, сознания, которая выступает как активное действенное условие для достижения цели, для преодоления препятствий на пути к цели. Наши чувства иногда выходят из-под нашего контроля — как жеребец, который встаёт на дыбы и летит куда-то на всей скорости. В такие минуты человек почти не обдумывает своих поступков, а потом, когда эмоции утихают, ему становится очень стыдно перед собой и теми людьми, которые стали свидетелями проявлений негативных чувств или действий. Но если человек имеет низкий духовный уровень, то он даже не понимает, что обижает кого-то. Воля даёт возможность оседлать этого жеребца, сдержать ярость, негативный эмоциональный срыв, направить свои эмоции.
Мужчина, который не контролирует себя, похож на психически неуравновешенную женщину. Не зря деды говорили, что самым сильным является тот, кто владеет собой.
Нашу личность можно сравнить с цветущим садом, а вот воля является его садовником. Сколько бы прекрасных качеств у нас ни было, если нет воли, тогда сад зарастает сорняками, и вместо красоты и плодов мир получает гнетущие неухоженные дебри.
Воля даёт силу к действию, к геройству. Это очень важное качество для мужчины. Часто, чтобы оправдаться в собственных глазах, мы переубеждаем себя, что не в силах достичь победы. На самом же деле мы — не бессильные, мы — безвольные. Мужчины, которые теряют волю, становятся слабыми и не выполняют своё главное предназначение в этом мире. Тогда их перестают уважать в семье, а потом и в обществе. Воля для мужчины равнозначна победе. Чего стоит тот мужчина, который не живёт стремлением к победе? Если в семье муж теряет волю, её должен кто-то поднять, иначе такая семья не сможет плыть по жизни. Тогда жена развивает в себе волю, и, конечно, уважение к мужу теряется. Нужно понимать, что не всякое сопротивление беде награждается жизнью, но всякая смерть начинается с потери воли к жизни. Но всегда нужно помнить, что иметь твердую волю — это не значит избавиться от доброго сердца.
Доброта — чувствительность, дружеское отношение к людям.
С самого детства человек знает, что — хорошо, а что — плохо. В традиционной семье даже ребёнок понимает, что за всё добро, которое ты получаешь от семьи, от людей, от Вселенной, нужно платить добром. И только личность, которая не имеет доброты в своей душе, требует от жизни разных благ, не останавливаясь в своей жадности и не отдавая взамен ничего. Очень скоро мир отвечает ей такой же жадностью по отношению к ней. Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие — великую доброту, а слабый человек часто добренький только на словах и, как правило, бездеятельный в поступках. Доброта — это признак благородной души. Она рождает свет и любовь вокруг человека, который её творит. Отвечая добром, человек останавливает кармические программы по отношению к себе. Любая эмоция всегда возвращается к человеку, который её послал в мир. Но возвращается не сама, а несёт с собой умноженный во много раз потенциал. У ребёнка доброта рождается из материнской и отцовской ласки, душевного тепла, сочувствия.
Доверие — отношение к действиям другого человека и к нему самому, которое основывается на уверенности в его правоте, верности, честности, добросовестности. Доверие — важное качество в семейной жизни. Часто случается, что трудно объяснить поведение любимого человека, если нет доверия. Тогда рождается подозрение, ревность и кульминация этого — оскорбления, ссоры, а часто и развод. В воспитании детей доверие является важным стимулом в отношениях. Часто одно только отцовское доверие в каком-то деле даёт ребёнку большие крылья для достижения цели.
Когда ты доверяешь миру, мир доверяет тебе. Доверие разворачивает в душе магическое восприятие окружающего мира. Именно с этого мудрый волхв начинает обучение своего ученика. Основой доверия является внутренняя уверенность в том, что, не обращая внимания ни на какие обстоятельства, поведение и мнение людей, твоё ощущение правдиво. Очень часто человек, который творил плохие дела, получая их назад сторицею, закрывался от мира, считая его тёмным, злым и жестоким. Такому человеку очень трудно объяснить, что это не мир вокруг него плохой, а что это его внутренний мир, наполненный тёмными красками, создаёт внешний мир страданий. Здесь о доверии нечего и вспоминать.
Как такой человек реализует себя в общественной жизни, в семье? Какой эмоциональный фон создаёт он вокруг себя? И уютно ли в нём будет его семье, сотрудникам? Недоверие вызывает страх. Страх предательства, коварства, бедности. И вместо того чтобы идти по жизни с горло поднятой головой и расправленными плечами, принимая от мира всё как подарок судьбы и счастья, человек зажимается, горбится, прячась, и от этого действительно теряет свои возможности и притягивает к себе неприятности и всякие беды. Ребёнок «списывает» эмоциональный Iзаряд отца и матери, находясь ещё в утробе. И уже там формирует своё отношение к миру.
Доверие даёт возможность принимать от мира его дары. Чем человек более праведен и гармоничен, тем больше духовных и телесных богатств он получает. Доверие — это своеобразное проявление отваги, признак уверенности в будущем. Нужно с лёгкостью смотреть на победы и поражения. Если сердце не разрывается от боли из-за неудач, а. наоборот, неудачи используются как подсказки и уроки для успеха, тогда ваша отвага и внутренняя сила становятся намного могущественнее. Доверяя людям, и сам/сама оправдывай доверие людей к тебе.
Ответственность — способность и готовность быть при¬чиной и следствием как конкретной ситуации, так и жизни вообще. Принимать ответственность — значит понимать, что происходящие события являются результатом совершённых ранее действий или наличествующих мыслей. Только сам человек и никто другой может нести ответственность за всё, что с ним происходит. И только владеющий собой человек при любых обстоятельствах способен поступиться своими интересами ради кого-то или ради большой цели. Именно такой человек достоин высокого права отвечать за других.
Наши славянские предки в своей ведической мудрости — Родоладе — говорили, что человек учится этому и достигает тогда, когда овладевает своей внутренней силой, своим внутренним зверем (ярью). После Перунова посвящения и до 25 лет его ярь набирает самой большой мощи. Он готов к битве, он ждёт битву, потому что она даёт ему возможность проявить своего внутреннего воина. Если в этот период он женится и он не гармоничен, то жена становится для него «тренажёром». На ней он время от времени пробует свои «зубы». Но если конфликт начался и жена проявила свою ярь, то, когда внутренний зверь мужчины, почуяв вкус битвы, начинает проявлять себя, жена перестаёт быть агрессором и становится сразу жертвой (плачет и т. д.), потому что нет такой силы, которая сравнилась бы с ним. Соответственно и он теряется, видя, что не с кем вести войну. Но отношения уже расстроены, у жены наступает разочарование, что не за того вышла замуж, и т. д. Тяжелее всего, когда есть дети и они становятся свидетелями таких конфликтов.
Мужчина, не прошедший возрастных посвящений, не имеет той внутренней силы, которая позволяет владеть собой, миром и людьми вокруг себя. Только после того, как он разовьёт и овладеет своей силой, он сможет взять на себя ответственность за свою семью. До того времени он сам является ребёнком.
Поэтому сегодня женщины так часто говорят, что кроме своих детей они имеют ещё дополнительного ребёнка — своего мужа. Ответственность развивается у детей с самого раннего периода. И очень важно, чтобы отец учил сына своим примером. Недопустимо, чтобы решения в семье постоянно принимала одна мать, чтобы отец не думал о будущем семьи, не решал проблемы, связанные с судьбой детей. Для семьи отцовская ответственность — это как основа и становой хребет всех её членов. Именно отсюда рождается уважение к отцу, и тогда матери не нужно искусственно создавать условия для детей, чтобы они уважали отца.
Образец — идеал, пример, совершенство в чём-то, выс¬шая цель, которая определяет стремление и поведение отдельного человека, группы, народа. В отличие от нравственных норм, определяющих поведение людей в каждодневных жизненных ситуациях, образец (идеал) указывает на конечную цель морального воспитания и самовоспитания человека, даёт ему высший пример, к которому он должен стремиться.
Кроме морального идеала, есть ещё и общественный идеал. Это образ совершенного общества, в котором находят своё выражение интересы и стремления определённой группы людей, её представления о высшей справедливости, о самом лучшем духовном и моральном облике человека. Сегодня мы можем увидеть в нашем обществе те идеалы, которые декларирует группа людей (класс), управляющих державой. Потому что общество — это внешнее отражение внутренней сути его руководителей.
В семье образцы (идеалы) определяет отец. Например, для того, чтобы иметь здоровое потомство, сами родители должны заботиться о своём здоровье. Для этого в семье должен культивироваться спорт, закаливание, гимнастика и, самое главное, здоровые мысли. То же самое касается и духовности. Если вы в семье сквернословите, ссоритесь и обвиняете в своих проблемах жену и детей, никакой духовности в семье не будет. Итак, образец представляет отец, а поддерживает его в семье мать. Очень важно, чтобы образец был создан для ребёнка в раннем возрасте. Для этого есть прекрасные сказки, фильмы... Хорошее влияние имеют рассказы из личной жизни и из жизни близких людей. Только эти рассказы должны волновать и самого отца, потому что, кроме донесения их сути при помощи своих эмоций, отец показывает, как нужно относиться к тому или иному событию, что уважать. Всегда нужно объяснять ребёнку путь к этому образцу, и этот путь должен быть достижимым и интересным. Тогда в детском сознании выстелется тропинка к конечной цели, и, когда ваш сын или дочь будут подрастать, они на подсознательном уровне (часто голосом совести) будут знать, куда идти и правильно ли они поступают.
Культура поведения — это совокупность форм каждодневного поведения человека, в которых находят своё внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения, то есть это внешнее проявление его мировоззрения (веры). Если моральные нормы определяют содержание поступков, предлагают, что именно должны делать люди, то культура поведения раскрывает, каким именно образом осуществляются поведенческие модели нравственности, показывает, каким должно быть поведение человека, чтобы органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни и стали каждодневными жизненными правилами.
Славянская Ведическая культура поведения обязывает человека проявлять учтивость, обходительность, предупре¬дительность, вежливость и уважение к другим. Она проявляется в правилах вежливости, деликатности, в такте, любезностях, в умении беречь, чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения значит аккуратность в выполнении обещаний и возвращении долгов, своевременность и точность в совершении договоренностей и т. д.
В понятие «Ведическая культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми, поведение в общественных местах и культура быта.
Культура быта сама по себе включает: характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украшать жилище), эстетические свойства мимики, выражение лица, движения (грация).
Особенно важными были для наших предков: культура речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не переходя к вульгарным выражениям. К культуре поведения можно отнести и культуру труда, способность правильно организовывать своё время и место. У человека должно быть органическое единство эстетического и этического, внутреннего и внешнего.
Раньше манеры поведения, умение одеваться и обладать изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к высшей варне(Варна — духовная природа человека, уровень развития души. Совокупность людей одного уровня формирует варну (общественное сословие), которая в эпоху неведания спрятана под названием интеллигенция, рабочие и крестьяне, служащие и т. д. В славянском ведическом обществе четыре главные варны — ведающие, витязи, веси и труженики.).
Но со временем внешняя культура перестала соответствовать внутреннему облику человека. Когда потерялась внутренняя суть, люди, которые стремились тоже быть равными высшим варнам, воспринимали этикет как ритуал, не понимая уже его внутреннего содержания и призвания. Со временем, когда стало внутренней духовности, варна витязей потеряла своих носителей. А тем новым, которые пошлись после, уже не было на кого равняться, и не осталось тех, кто мог бы передать дух былой духовности и морали. так исчезло сословие славянских шляхтичей (шляхтичи — слова «шлях» — те, которые идут по праведному Пути). К культуре поведения относятся обходительное, учтивое отношение к женщине, уважительное отношение старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговоров, поведение за столом, обхождение с гостями, умение одеваться в соответствии с разными обстоятельствами. Все эти законы пристойности воплощают общее представление о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется здесь только постольку, поскольку в нём отражаются представления о красоте в поведении и внешнем виде человека. Каждый день, каждую минуту мы проявляем свою воспитанность (или невоспитанность). В метро, в троллейбусе, при встрече, на работе... От нашей реакции на чьё-то плохое поведение зависит очень многое. Можно грубо приструнить недогадливого юношу, который не уступает место пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не распекая. Легко быть воспитанным, вежливым с подобными себе. И намного труднее с людьми противоположных качеств, но это ещё более почётно.
Личность — человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, который является продуктом определённой социально-экономической формации. Растолковывая суть этого понятия, на протяжении столетий спорили философы и психологи, потом присоединились социологи, успели сказать своё слово поэты, педагоги, врачи-психиатры, драматурги и актёры, а также криминалисты... Не было за всю историю человечества мыслителя или даже просто мыслящего человека, который, так или иначе, не задавался бы этим вопросом: «Что такое Личность?»
«Личность — это индивидуальная субстанция рационального характера», — утверждал римлянин Боэций, комментатор Аристотеля и Цицерона. «Личность — это разумно мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя», — писал английский философ XVIII века Джон Локк. «Личность — это воля умного существа, которое покоряется только тем законам, которые оно для себя устанавливает». Это мысль Канта.
Психологи судят о личности не менее сложно, чем философы: это ядро, которое интегрирует начало и связывает воедино разные психические процессы индивида, влияя на его поведение, последовательность, стойкость и т. п. Каждому из нас следует по-своему ответить на вопросы, которые вечно волновали умы человечества. Почему даже самые близкие люди — мать, отец, любимый или любимая — не то же самое, что и Я? Почему Я — это Я? Что делает меня именно мной?
...Переживает, мучается, страдает близкий человек. Ты можешь ему помочь, знаешь, как это сделать. Но вот беда: ты — это ты, а он — это он, и вы говорите на разных языках.
Кто формирует личность? Наверное, в первую очередь родители. Одна поучитель¬ная история рассказывает о том, как некие молодые отец и мать, озабоченные правильным воспитанием своего пер-венца, решили проконсультироваться у опытного человека. К воспитателю детского сада, дошкольному учителю идти ещё рано. Обратились к врачу.
— Сколько вашему ребёнку? — спросил врач.
— Всего два месяца! — ответили родители, гордясь своей расторопностью.
— Целых два месяца! — воскликнул врач. — Вы опоздали на два месяца!
Родители формируют личность ребёнка с первого дня его жизни в лоне матери. А может быть, и раньше, когда они осмысливают свои личные отношения и решают дать жизнь третьему.
Личность формируют воспитатели и учителя, товарищи, родные и близкие, понятно, всё общество в целом. Личность формируют даже те люди, которые никогда и в глаза не видели того, кого они формируют. В том числе и те, которые жили задолго до нашего появления на свет: духовные учителя, великие державные мужи, авторы книг, философы, музыканты, художники, создатели кинофильмов, герои кинофильмов и книг, реальные герои истории...
Нас формирует природа: берёза перед окном (или её отсутствие), лес, река, цветы, иней, дождь, грибы, животные, стихии, море, горы, тайга, степь, пустыня, тундра, космос, звёзды... Формируют случайные люди. Прохожий, который ненароком уронил слова, врезавшиеся в память на всю жизнь. Формирует улица. Часто деформирует. Может и разрушить. Встретишь во дворе стайку скучающих подростков: кто-то курит, кто-то играет, кто-то сидит на скамейке просто так. Всматриваешься в лица, непохожие друг на друга: причёски разные, одежда разная... Но, удивительно, что-то есть схожее в каждом, настолько общее, что, замени одного другим, не заметишь изменений. А жаль. Попробуйте понаблюдать, если придётся. Это похожее — некая безликость, пустота во взгляде, отсутствие индивидуальности, собственно личности, какая-то оголённость внешних реакций, вакуум, ничто. Так в пустыне одна куча песка точь-в-точь напоминает другую, хотя ни один бархан ни по силуэту, ни по размеру не похож на другой. Нормальный человек постыдится выйти на улицу голым. А человеку с голыми, пустыми глазами вроде бы и не стыдно.
Итак, личность кто-то или что-то формирует, а кто-то или что-то деформирует. Кому сказать «Спасибо!» и где искать виноватого? Если хочешь знать, с кем имеешь дело, посмотри в зеркало. Человек в первую очередь формирует, творит себя сам.
Не надо бояться упреков и насмешек по поводу «самосовершенствования». Именно этим путём шёл каждый из тех, с кого нам хочется брать пример, чтобы творить свою жизнь. Другого пути просто нет. В какой-то миг может показаться: всё, точка, я себя «сделал». Вспомните в таком случае притчу о художнике, который сидит перед своей картиной и плачет.
— Почему ты плачешь? — спрашивают у него. — Потому что картина не нравится?
— Потому, что нравится,
Если человек потерял способность критически воспринимать себя или результаты своего труда — действительно время заплакать.
Формирование личности начинается с рождения и заканчивается с последним ударом сердца. Совершенствуя себя, ты как бы идёшь по ступенькам, постоянно усложняя жизненную задачу. Или, если говорить языком спорта, происходит гонка за лидером. Лидером может быть какая-то конкретная личность: друг, учитель, литературный герой или герой истории, которому подражаешь в жизни. Может и не быть конкретной личности. Тогда лидером становится собственный идеал. И если философски усложнить это понятие, то «абсолютный идеал» — это идеал, в котором органически и воедино слилось всё, что дают нам духовные и моральные убеждения, общество, коллектив, история, природа. Формируя свою личность, в славянской традиции человек взращивает в себе 16 зёрен Правды (Зёрна Правды — основополагающие принципы, которые должны присутствовать в любом действии славянина - родновера (старовера). Это Истина, Любовь, Справедливость, Праведность, Мир, Ненасилие, Служение, Чистота, Ответственность, Верность, Воля, Воздержание, Совесть, Саморазвитие, Благочестие, Набожность. подробно о каждом зерне Истины в следующих статьях) и освобождает себя от всего, что мешает гармоничной жизни. Микеланджело один раз пошутил, отвечая на вопрос, как он работает: «Беру долото и отсекаю всё лишнее». Его шутка была очень близка к правде. Приблизительно так же человек «делает себя».
Нехорошо, если внутренняя работа души выставляется напоказ, если человек, усовершенствуя себя, кричит об этом на всех перекрёстках или хмуро демонстрирует своё сосредоточение. Чем сложнее и богаче человек внутренне, тем проще он снаружи, скромнее, добрее и веселее. Речь идёт, конечно, не о простоте, что по народной поговорке «хуже злодейства». Такой простоты надо бояться. Мы говорим о великой простоте, которая рождается как итог долгих поисков смысла жизни, обретение глубинного понимания целостности Мира.
Так какие же качества и моральные и духовные добродетели должен иметь мужчина, который ждёт рождения самого прекрасного сына? Итак, поговорим об отце, который является примером для своих наследников.
Мужские качества и черты характера — какие они? В чём они проявляются? Обратим внимание будущих пап на то, что черты и качества, о которых мы сейчас будем говорить, являются очень важными в жизни каждого мужчины. Поразмышляйте об этом, задумайтесь, есть ли они у вас в полной мере? Потому что если вы ими не владеете, то будет трудно взрастить их в своём собственном сыне.
Достоинство — авторитет, уважение, сила, власть, всеобщее признание, влияние. Его имеет мужчина, который вследствие своих действий, духовных и нравственных качеств заслужил авторитет и уважение перед семьёй и обществом. Когда двое о чём-то дискутируют и не могут найти решение, то обращаются к третьему, к тому, кто мудрее и мнением которого они дорожат. Авторитет мужчины и отца является тем стержнем, на котором держится уважение семьи со стороны общества и других семей. В семье, где уважение к отцу на высоте, дети растут степенные и уважают себя и других людей.
Как воспитать достоинство во взрослом возрасте?
Найдите человека, жизненный путь которого, поступки и дела могут стать для вас примером. Наполнитесь уважением к нему и попробуйте наследовать его.
В развитии этого качества должна помогать и жена.
Когда-то наши бабушки в светёлке, где стоял обеденный стол, ставили на самом почётном месте большой, красиво вырезанный стул. Он был немного больше стульев всех остальных членов семьи. И вся семья знала — это стул отца, и никто не имел права на него садиться, когда он дома.
Никогда жена не должна кричать на мужа в присутствии детей или родственников, друзей, знакомых... Нельзя плохо отзываться о нём или говорить, что у него есть плохие черты, рассказывать о недостойном поведении. Жена выплеснет душу и забудет, снова обнимет его и всё простит. Но люди не забудут и, когда будут рассказывать об этом мужчине кому-то, создавая его образ, вспомнят и негативный рассказ.
В то же время уважение к такому мужчине в обществе, где он должен проявлять свои таланты и приобретать материальные блага для своей семьи, очень пострадает. Особенно опасно жаловаться на мужа другим женщинам. Потому что мы прекрасно знаем, что в семьях, где муж с женой живут в более-менее гармоничных отношениях, он всегда с ней советуется в важных вопросах. Может так случиться, что именно от этой семьи будет зависеть, получит ваш муж нужную работу или нет. А рассказы о том, какой плохой ваш муж, быстро дойдут до слуха жены его партнёра или начальника. Возможно, мужчина не обратил бы внимания на эти рассказы, но женщина — это другое... И тогда работа или какая-то другая перспектива, которая будет зависеть от этой семьи, достанется тому, кто пользуется большим уважением. О достоинстве и авторитете мужчины в, семье можно рассказывать вечность. На самом деле каждая женщина хочет иметь в семье такого авторитетного мужчину. В то же время, имея неправильные «установки» современного общества, вместо поддержки и принятия, часто начинает с ним конкурировать и бороться — за любовь детей, значимость и даже успешность в карьере. Как следствие, страдает от этого больше всего именно она. Когда в семье нет достоинства и уважения к отцу, жена со временем просто «ломается», не в силах стать тем стержнем для семьи, особенно когда у неё растёт сын.
Запомните! Уважение окружающих вырастает из уважения к себе самому. Что бы ни случилось, мужчина, который себя уважает, никогда не ругается, не говорит о ком-то плохо, не радуется чужой беде, так как это признак слабости и духовной немощи. Вместо того чтобы говорить, он действует и побеждает.
Поэтому, дорогие наши мамочки и папочки, помогайте друг другу, чтобы в семье присутствовал авторитет и достоинство не только отца, но и матери. Потому что, если вы не будете уважать друг друга, то вас не будут уважать ни ваши дети, ни другие люди... Что очень опасно для семьи.
Действенность — действенное отношение мужчины к жизни в семье и обществе, в котором он выступает как инициативный проводник норм, принципов и идеалов, переданных ему в наследство или приобретенных собственным опытом. Собственная активная жизненная позиция является очень важной чертой для мужчины. Потому что он должен иметь в себе силу к действию и быть в состоянии принимать решения и нести за них ответственность. Если в семье мужчина не проявляет её, то тогда это качество развивает женщина. И потом мужчине очень тяжело отвоевать потерянные позиции. Тогда жена принимает решения, а он только соглашается, а со временем его уже и не спрашивают.
Когда звёздные половинки, мужчина и женщина, нашли друг друга, такие вопросы даже не возникают — там господствует лад. Так или иначе, мужчина, с уважением и почтением относящийся к жене, всё равно решающее слово должен оставлять за собой. Конечно, он должен посоветоваться с женой, а то и со всей семьёй. Но решающее слово должно быть только его. Потому что только он ответственен за то направление, в котором двигается семья. Это не значит, что мужчина обязан всё контролировать. Нет, только главное. А в других вопросах он может перепоручать своё право жене или тем своим детям, которые ответственны за этот определённый вопрос. Поэтому будьте твёрдыми, активными и действенными.
Бережливость — экономность, расчётливость. Ум, доброта, мужественность — любое из этих качеств даёт основание гордиться своим мужчиной. Что же даёт бережливость? Многие люди прячут это качество, чтобы посторонние не подумали, что они скупые или жадные. На самом деле бережливость и скупость даже близко не являются родственными качествами.
Скупость — эгоистична, всё себе, накопление ради накопления. Бережливый мужчина — совсем не эгоистичен. Он просто всегда заботится о других, но умеет ценить то, что имеет. Давайте посмотрим противоположные качества бережливости: расточительность, транжирство.
Каждая женщина согласится с тем, что для мужчины это качество очень важно. Бережливость — это ещё и забота о других: купить новые вещи в дом или новую одежду... Человек, который не умеет беречь то, что приобрёл, быстро теряет добытое. Кроме материальной части, человек проявляет бережливость и в области отношений. Чего стоит мужчина, который не умеет беречь супружеские отношения, любовь жены и детей?
Бережливость заставляет контролировать себя и пространство, в котором живёшь. Она концентрирует внимание на важных элементах жизни людей.
Вот несколько советов жизненной мудрости:
• Постарайся избегать суетливых и слабых людей. Уви¬дев чужие недостатки, не спеши их критиковать, если не знаешь, как их исправить.
• Откажись от детских иллюзий, что кто-то тебе что-то обязан сделать, подносить всё готовое на тарелочке только потому, что ты придумал какую-то идею.
• Бережливо и предусмотрительно трать свои усилия. Так, чтобы каждое твоё действие помогало решить ещё три других — в этом победа.
• Продумай, есть ли условия для реализации твоего замысла. Если нет, создай их!
• Встретив препятствия, не падай духом или «в обморок»! Всё новое часто должно пробивать себе путь в борьбе с застарелым и мёртвым. Это закон развития. И этому ты должен радоваться, ибо это значит, что твоя идея нова и перспективна.
• Познай самого себя и своих соперников! Всегда помни, что твой противник крепко с тобой связан. Ты с ним — одно целое! Это — как будто твоя душа играет сама с собой в шахматы. Она и по эту сторону, и по ту. Ей интересно не то, кто выиграет, а сам процесс игры, то, как проявит себя один игрок и другой.
• Цените и уважайте своего соперника. Он даёт возможность проявиться вашим способностям, которые спрятаны в вашей душе. Так вот, ваш соперник пришёл, чтобы их разбудить, чтобы вы стали проявлять свой острый ум, смелость, неординарность и т. д. Соблюдение этих советов даст вам возможность достичь того, что вы задумали. В противном случае, если вы будете только говорить о том, что можно сделать, но не делать этого, то потеряете к себе уважение в обществе.
Верность — нравственное качество, которое характеризирует личность и её поведение. Это неизменная преданность какому-то конкретному делу; выполнение взятых на себя обязательств; неизменность в отношениях с другими людьми, которые повязаны дружбой или любовью. Верность — это служение избранной цели, мечте, идее, традициям, Родине.
Верность имеет общий корень со словом «вера». Когда в человеке нет веры, тогда он не способен достичь больших вершин. Можно ли постичь великие истины, если не веришь тем людям, которые несут эти истины? Если в человеке нет веры в Бога, в себя, тогда он словно без позвоночника, без того стержня, стрелы, которая удерживает вместе дух, душу и тело и ведёт их к развитию.
Верность своим убеждениям, традициям своего народа, своего рода, его законам .чести и нравственности наполняют глубоким содержанием дух человека. К такому человеку всегда чувствуется уважение и почтение. Его ценит любой коллектив, семья... Такой отец даёт детям веру в себя, в мир, в то, что есть что-то такое непознанное, до чего не дотронешься рукой, но, когда оно есть в душе, поднимаются крылья и достигаются самые большие высоты своей жизни!
Сколько воинов шли на смерть из-за верности своим убеждениям... Благодаря их верности своей земле наш славянский род удерживает тот участок Земли, который нам даровали Боги. Благодаря верности своей Отчизне мы существуем как народ. Верность — сестра мужества и героизма. Великие мужи нашего рода имели в своём сердце это такое важное качество.
Верность проявляет себя в разных ситуациях. Однажды, будучи ещё совсем маленькой, я стала свидетельницей одного происшествия, которое оставило в моём сознании глубокий след.
Я — Лада Куровская. Имея только старшую сестру, я всегда мечтала о брате, который защищал бы меня. У моей маленькой подруги, ей тогда было четыре года, был старший брат, но он был слишком задиристый. И вот однажды, когда вся детвора двора решила проучить его, взяв в круг и приготовившись хорошенько отколотить навязчивого забияку, рядом с ним оказалась его сестра. Мальчик размахивал палкой, время от времени выкрикивая: «А ну, попробуйте подойти!» В его глазах светилась отвага. Сестра сначала пряталась за его спину, отчего мальчик чувствовал себя ещё больше мужчиной, ещё сильнее. Но вдруг кто-то из круга позвал девочку и переманил её к себе. Брат остался один. Тут вдруг откуда-то появилась их мать. Она очень серьёзно пожурила дочь за то, что она оставила брата, а потом ещё долго отчитывала её за это. И оставила дочь во дворе одну, а сыну дала сладостей за то, что он был стойким и не побоялся. Брат подошёл к сестре, которая плакала в уголке, и поделился с ней конфетами, которые дала ему мать, на что мать грозно ответила, что она их не достойна, ведь она предала брата. Сестра горько плакала и не поднимала глаз. Ей было очень стыдно за себя. Не прошло и нескольких дней, как снова возникла похожая ситуация, и в этот раз сестра была рядом с братом и уже не пряталась, а, наоборот, поддерживала его. Мать смотрела через окно и не вмешивалась в ситуацию. Теперь экзамен сдавал брат.
Старуха Прия ещё с ночи молилась над вырезанным из дерева образом Макоши. В ответ на её мольбу молнией мелькнула догадка перед глазами.
— Пророчество сбывается, — бурчала она.
— Какое пророчество, бабушка? — спрашивала Вожена, дивясь поведению старухи.
Но баба только молилась и слёзно просила у Макоши помощи. Как начались сумерки, вышла Прия из дома. Возле калитки стоял волк.
— Береги их, — сказала старуха серому.
— Бабушка! С кем ты разговариваешь? — выбежала сле¬дом за ней девушка.
А та посмотрела и спросила:
— Ты кого-то ждёшь?
Девушка растерялась и спряталась в дом.
Прия села на крыльцо. Ещё ночью она почувствовала, что к ним идёт Сила. Сила, не известная ей. Идёт, чтобы выполнить пророчество. Грустно стало старой, ясно зрела и видела, как Желя извивалась вокруг дома, как Карна с Долей заплетали нитку жизни Вожены. И ничего не могла поделать старуха. Наверное, это угнетало её не меньше, чем само пророчество.
Воспоминания поглотили бабу Прию. Вспомнила, как была повитухой у князя. Принимала роды у великой княгини древнего рода, тянувшегося от могучего Святослава. Но во время родов умерла княгиня. Вскоре произошёл мятеж. Князя и всех его сыновей убил его родной брат, подговоренный ксёндзами, покусившись на семейное поместье. За несколько дней до смерти, словно чувствуя недоброе, просил он Прию, что б ни случилось, беречь его единственную дочь как зеницу ока.
— Потому что несёт она силу Богов в роде нашем, — говорил князь.
Видела она, как шёл младший брат князя со своей свитой. Кричали они, что старовера-язычника убивать идут. Поняла Прия, что не успеет предупредить господина своего. Кинулась в палаты к княжне, выхватила девочку из колыбели и скорее побежала оттуда. Слышался крик, плач... Убивали всех, кто попадался на пути предателей. Не жалели ни детей, ни стариков.
Она тогда в лес убежала. Не заходя даже домой, неслась сквозь заросли, обдирая до крови ноги и крепко прижимая к себе ребёнка.
С того времени многое изменилось, но никогда она не забудет лиц тех, кто убивал семью князя. Да и младший брат князя, убийца, недолго жил в поместье. Через год на охоте «случайно» разорвали его волки, только куски тела валялись по полю. Люди говорили, что ксёндзы так и похоронили его, без головы и рук.
Воспоминания всё сильнее кружились в голове, сменяя боль на ненависть.
Вдруг возле перелаза послышался голос:
— Добрый вечер, пани матко!
Баба Прия подняла голову и увидела красивого молодого человека.
— Добрый вечер, казак, — ответила старуха, — с чем
пришёл?
Встретив суровый взгляд Прии, Яромир наткнулся на него, словно на каменную стену, почувствовав дух Силы. Перевёл дыхание, про себя позвал Велеса в помощь. И, не сводя взгляда, твёрдо сказал:
— Я хочу сватать Божену. Вот и пришёл поговорить.
Старуха смотрела ему в глаза, надеясь увидеть то ли страх, то ли неуверенность. Но ни то ни другое и близко не излучало лицо молодца. Тем временем Божена, услышав чужой голос во дворе, вышла на крыльцо. Увидев Яромира, смутилась, а на лице вспыхнул румянец.
Воля — твёрдая установка психики, сознания, которая выступает как активное действенное условие для достижения цели, для преодоления препятствий на пути к цели. Наши чувства иногда выходят из-под нашего контроля — как жеребец, который встаёт на дыбы и летит куда-то на всей скорости. В такие минуты человек почти не обдумывает своих поступков, а потом, когда эмоции утихают, ему становится очень стыдно перед собой и теми людьми, которые стали свидетелями проявлений негативных чувств или действий. Но если человек имеет низкий духовный уровень, то он даже не понимает, что обижает кого-то. Воля даёт возможность оседлать этого жеребца, сдержать ярость, негативный эмоциональный срыв, направить свои эмоции.
Мужчина, который не контролирует себя, похож на психически неуравновешенную женщину. Не зря деды говорили, что самым сильным является тот, кто владеет собой.
Нашу личность можно сравнить с цветущим садом, а вот воля является его садовником. Сколько бы прекрасных качеств у нас ни было, если нет воли, тогда сад зарастает сорняками, и вместо красоты и плодов мир получает гнетущие неухоженные дебри.
Воля даёт силу к действию, к геройству. Это очень важное качество для мужчины. Часто, чтобы оправдаться в собственных глазах, мы переубеждаем себя, что не в силах достичь победы. На самом же деле мы — не бессильные, мы — безвольные. Мужчины, которые теряют волю, становятся слабыми и не выполняют своё главное предназначение в этом мире. Тогда их перестают уважать в семье, а потом и в обществе. Воля для мужчины равнозначна победе. Чего стоит тот мужчина, который не живёт стремлением к победе? Если в семье муж теряет волю, её должен кто-то поднять, иначе такая семья не сможет плыть по жизни. Тогда жена развивает в себе волю, и, конечно, уважение к мужу теряется. Нужно понимать, что не всякое сопротивление беде награждается жизнью, но всякая смерть начинается с потери воли к жизни. Но всегда нужно помнить, что иметь твердую волю — это не значит избавиться от доброго сердца.
Доброта — чувствительность, дружеское отношение к людям.
С самого детства человек знает, что — хорошо, а что — плохо. В традиционной семье даже ребёнок понимает, что за всё добро, которое ты получаешь от семьи, от людей, от Вселенной, нужно платить добром. И только личность, которая не имеет доброты в своей душе, требует от жизни разных благ, не останавливаясь в своей жадности и не отдавая взамен ничего. Очень скоро мир отвечает ей такой же жадностью по отношению к ней. Доброта — признак силы, а не слабости. Сильный человек проявляет великодушие — великую доброту, а слабый человек часто добренький только на словах и, как правило, бездеятельный в поступках. Доброта — это признак благородной души. Она рождает свет и любовь вокруг человека, который её творит. Отвечая добром, человек останавливает кармические программы по отношению к себе. Любая эмоция всегда возвращается к человеку, который её послал в мир. Но возвращается не сама, а несёт с собой умноженный во много раз потенциал. У ребёнка доброта рождается из материнской и отцовской ласки, душевного тепла, сочувствия.
Доверие — отношение к действиям другого человека и к нему самому, которое основывается на уверенности в его правоте, верности, честности, добросовестности. Доверие — важное качество в семейной жизни. Часто случается, что трудно объяснить поведение любимого человека, если нет доверия. Тогда рождается подозрение, ревность и кульминация этого — оскорбления, ссоры, а часто и развод. В воспитании детей доверие является важным стимулом в отношениях. Часто одно только отцовское доверие в каком-то деле даёт ребёнку большие крылья для достижения цели.
Когда ты доверяешь миру, мир доверяет тебе. Доверие разворачивает в душе магическое восприятие окружающего мира. Именно с этого мудрый волхв начинает обучение своего ученика. Основой доверия является внутренняя уверенность в том, что, не обращая внимания ни на какие обстоятельства, поведение и мнение людей, твоё ощущение правдиво. Очень часто человек, который творил плохие дела, получая их назад сторицею, закрывался от мира, считая его тёмным, злым и жестоким. Такому человеку очень трудно объяснить, что это не мир вокруг него плохой, а что это его внутренний мир, наполненный тёмными красками, создаёт внешний мир страданий. Здесь о доверии нечего и вспоминать.
Как такой человек реализует себя в общественной жизни, в семье? Какой эмоциональный фон создаёт он вокруг себя? И уютно ли в нём будет его семье, сотрудникам? Недоверие вызывает страх. Страх предательства, коварства, бедности. И вместо того чтобы идти по жизни с горло поднятой головой и расправленными плечами, принимая от мира всё как подарок судьбы и счастья, человек зажимается, горбится, прячась, и от этого действительно теряет свои возможности и притягивает к себе неприятности и всякие беды. Ребёнок «списывает» эмоциональный Iзаряд отца и матери, находясь ещё в утробе. И уже там формирует своё отношение к миру.
Доверие даёт возможность принимать от мира его дары. Чем человек более праведен и гармоничен, тем больше духовных и телесных богатств он получает. Доверие — это своеобразное проявление отваги, признак уверенности в будущем. Нужно с лёгкостью смотреть на победы и поражения. Если сердце не разрывается от боли из-за неудач, а. наоборот, неудачи используются как подсказки и уроки для успеха, тогда ваша отвага и внутренняя сила становятся намного могущественнее. Доверяя людям, и сам/сама оправдывай доверие людей к тебе.
Ответственность — способность и готовность быть при¬чиной и следствием как конкретной ситуации, так и жизни вообще. Принимать ответственность — значит понимать, что происходящие события являются результатом совершённых ранее действий или наличествующих мыслей. Только сам человек и никто другой может нести ответственность за всё, что с ним происходит. И только владеющий собой человек при любых обстоятельствах способен поступиться своими интересами ради кого-то или ради большой цели. Именно такой человек достоин высокого права отвечать за других.
Наши славянские предки в своей ведической мудрости — Родоладе — говорили, что человек учится этому и достигает тогда, когда овладевает своей внутренней силой, своим внутренним зверем (ярью). После Перунова посвящения и до 25 лет его ярь набирает самой большой мощи. Он готов к битве, он ждёт битву, потому что она даёт ему возможность проявить своего внутреннего воина. Если в этот период он женится и он не гармоничен, то жена становится для него «тренажёром». На ней он время от времени пробует свои «зубы». Но если конфликт начался и жена проявила свою ярь, то, когда внутренний зверь мужчины, почуяв вкус битвы, начинает проявлять себя, жена перестаёт быть агрессором и становится сразу жертвой (плачет и т. д.), потому что нет такой силы, которая сравнилась бы с ним. Соответственно и он теряется, видя, что не с кем вести войну. Но отношения уже расстроены, у жены наступает разочарование, что не за того вышла замуж, и т. д. Тяжелее всего, когда есть дети и они становятся свидетелями таких конфликтов.
Мужчина, не прошедший возрастных посвящений, не имеет той внутренней силы, которая позволяет владеть собой, миром и людьми вокруг себя. Только после того, как он разовьёт и овладеет своей силой, он сможет взять на себя ответственность за свою семью. До того времени он сам является ребёнком.
Поэтому сегодня женщины так часто говорят, что кроме своих детей они имеют ещё дополнительного ребёнка — своего мужа. Ответственность развивается у детей с самого раннего периода. И очень важно, чтобы отец учил сына своим примером. Недопустимо, чтобы решения в семье постоянно принимала одна мать, чтобы отец не думал о будущем семьи, не решал проблемы, связанные с судьбой детей. Для семьи отцовская ответственность — это как основа и становой хребет всех её членов. Именно отсюда рождается уважение к отцу, и тогда матери не нужно искусственно создавать условия для детей, чтобы они уважали отца.
Образец — идеал, пример, совершенство в чём-то, выс¬шая цель, которая определяет стремление и поведение отдельного человека, группы, народа. В отличие от нравственных норм, определяющих поведение людей в каждодневных жизненных ситуациях, образец (идеал) указывает на конечную цель морального воспитания и самовоспитания человека, даёт ему высший пример, к которому он должен стремиться.
Кроме морального идеала, есть ещё и общественный идеал. Это образ совершенного общества, в котором находят своё выражение интересы и стремления определённой группы людей, её представления о высшей справедливости, о самом лучшем духовном и моральном облике человека. Сегодня мы можем увидеть в нашем обществе те идеалы, которые декларирует группа людей (класс), управляющих державой. Потому что общество — это внешнее отражение внутренней сути его руководителей.
В семье образцы (идеалы) определяет отец. Например, для того, чтобы иметь здоровое потомство, сами родители должны заботиться о своём здоровье. Для этого в семье должен культивироваться спорт, закаливание, гимнастика и, самое главное, здоровые мысли. То же самое касается и духовности. Если вы в семье сквернословите, ссоритесь и обвиняете в своих проблемах жену и детей, никакой духовности в семье не будет. Итак, образец представляет отец, а поддерживает его в семье мать. Очень важно, чтобы образец был создан для ребёнка в раннем возрасте. Для этого есть прекрасные сказки, фильмы... Хорошее влияние имеют рассказы из личной жизни и из жизни близких людей. Только эти рассказы должны волновать и самого отца, потому что, кроме донесения их сути при помощи своих эмоций, отец показывает, как нужно относиться к тому или иному событию, что уважать. Всегда нужно объяснять ребёнку путь к этому образцу, и этот путь должен быть достижимым и интересным. Тогда в детском сознании выстелется тропинка к конечной цели, и, когда ваш сын или дочь будут подрастать, они на подсознательном уровне (часто голосом совести) будут знать, куда идти и правильно ли они поступают.
Культура поведения — это совокупность форм каждодневного поведения человека, в которых находят своё внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения, то есть это внешнее проявление его мировоззрения (веры). Если моральные нормы определяют содержание поступков, предлагают, что именно должны делать люди, то культура поведения раскрывает, каким именно образом осуществляются поведенческие модели нравственности, показывает, каким должно быть поведение человека, чтобы органично, естественно и непринужденно эти нормы слились с его образом жизни и стали каждодневными жизненными правилами.
Славянская Ведическая культура поведения обязывает человека проявлять учтивость, обходительность, предупре¬дительность, вежливость и уважение к другим. Она проявляется в правилах вежливости, деликатности, в такте, любезностях, в умении беречь, чужое время и т. п. Верность принятым на себя обязательствам с точки зрения культуры поведения значит аккуратность в выполнении обещаний и возвращении долгов, своевременность и точность в совершении договоренностей и т. д.
В понятие «Ведическая культура поведения» входят все области внешней и внутренней культуры человека: этикет, правила обхождения с людьми, поведение в общественных местах и культура быта.
Культура быта сама по себе включает: характер личных потребностей и интересов, взаимоотношения людей вне работы, организация личного времени, гигиена, эстетические вкусы в выборе предметов потребления (умение одеваться, украшать жилище), эстетические свойства мимики, выражение лица, движения (грация).
Особенно важными были для наших предков: культура речи, умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли, не переходя к вульгарным выражениям. К культуре поведения можно отнести и культуру труда, способность правильно организовывать своё время и место. У человека должно быть органическое единство эстетического и этического, внутреннего и внешнего.
Раньше манеры поведения, умение одеваться и обладать изысканным эстетическим вкусом служили внешним признаком принадлежности к высшей варне(Варна — духовная природа человека, уровень развития души. Совокупность людей одного уровня формирует варну (общественное сословие), которая в эпоху неведания спрятана под названием интеллигенция, рабочие и крестьяне, служащие и т. д. В славянском ведическом обществе четыре главные варны — ведающие, витязи, веси и труженики.).
Но со временем внешняя культура перестала соответствовать внутреннему облику человека. Когда потерялась внутренняя суть, люди, которые стремились тоже быть равными высшим варнам, воспринимали этикет как ритуал, не понимая уже его внутреннего содержания и призвания. Со временем, когда стало внутренней духовности, варна витязей потеряла своих носителей. А тем новым, которые пошлись после, уже не было на кого равняться, и не осталось тех, кто мог бы передать дух былой духовности и морали. так исчезло сословие славянских шляхтичей (шляхтичи — слова «шлях» — те, которые идут по праведному Пути). К культуре поведения относятся обходительное, учтивое отношение к женщине, уважительное отношение старшим, формы обращения и приветствия, правила ведения разговоров, поведение за столом, обхождение с гостями, умение одеваться в соответствии с разными обстоятельствами. Все эти законы пристойности воплощают общее представление о достоинстве человека, простые требования удобства и непринужденности во взаимоотношениях людей. Внимание к внешней форме проявляется здесь только постольку, поскольку в нём отражаются представления о красоте в поведении и внешнем виде человека. Каждый день, каждую минуту мы проявляем свою воспитанность (или невоспитанность). В метро, в троллейбусе, при встрече, на работе... От нашей реакции на чьё-то плохое поведение зависит очень многое. Можно грубо приструнить недогадливого юношу, который не уступает место пожилому человеку, а можно то же самое сказать ему тихо, не распекая. Легко быть воспитанным, вежливым с подобными себе. И намного труднее с людьми противоположных качеств, но это ещё более почётно.
Личность — человек с присущими ему индивидуальными чертами и качествами: интеллектуальными, эмоциональными, волевыми, который является продуктом определённой социально-экономической формации. Растолковывая суть этого понятия, на протяжении столетий спорили философы и психологи, потом присоединились социологи, успели сказать своё слово поэты, педагоги, врачи-психиатры, драматурги и актёры, а также криминалисты... Не было за всю историю человечества мыслителя или даже просто мыслящего человека, который, так или иначе, не задавался бы этим вопросом: «Что такое Личность?»
«Личность — это индивидуальная субстанция рационального характера», — утверждал римлянин Боэций, комментатор Аристотеля и Цицерона. «Личность — это разумно мыслящее существо, которое имеет разум и рефлексию и может рассматривать себя как себя», — писал английский философ XVIII века Джон Локк. «Личность — это воля умного существа, которое покоряется только тем законам, которые оно для себя устанавливает». Это мысль Канта.
Психологи судят о личности не менее сложно, чем философы: это ядро, которое интегрирует начало и связывает воедино разные психические процессы индивида, влияя на его поведение, последовательность, стойкость и т. п. Каждому из нас следует по-своему ответить на вопросы, которые вечно волновали умы человечества. Почему даже самые близкие люди — мать, отец, любимый или любимая — не то же самое, что и Я? Почему Я — это Я? Что делает меня именно мной?
...Переживает, мучается, страдает близкий человек. Ты можешь ему помочь, знаешь, как это сделать. Но вот беда: ты — это ты, а он — это он, и вы говорите на разных языках.
Кто формирует личность? Наверное, в первую очередь родители. Одна поучитель¬ная история рассказывает о том, как некие молодые отец и мать, озабоченные правильным воспитанием своего пер-венца, решили проконсультироваться у опытного человека. К воспитателю детского сада, дошкольному учителю идти ещё рано. Обратились к врачу.
— Сколько вашему ребёнку? — спросил врач.
— Всего два месяца! — ответили родители, гордясь своей расторопностью.
— Целых два месяца! — воскликнул врач. — Вы опоздали на два месяца!
Родители формируют личность ребёнка с первого дня его жизни в лоне матери. А может быть, и раньше, когда они осмысливают свои личные отношения и решают дать жизнь третьему.
Личность формируют воспитатели и учителя, товарищи, родные и близкие, понятно, всё общество в целом. Личность формируют даже те люди, которые никогда и в глаза не видели того, кого они формируют. В том числе и те, которые жили задолго до нашего появления на свет: духовные учителя, великие державные мужи, авторы книг, философы, музыканты, художники, создатели кинофильмов, герои кинофильмов и книг, реальные герои истории...
Нас формирует природа: берёза перед окном (или её отсутствие), лес, река, цветы, иней, дождь, грибы, животные, стихии, море, горы, тайга, степь, пустыня, тундра, космос, звёзды... Формируют случайные люди. Прохожий, который ненароком уронил слова, врезавшиеся в память на всю жизнь. Формирует улица. Часто деформирует. Может и разрушить. Встретишь во дворе стайку скучающих подростков: кто-то курит, кто-то играет, кто-то сидит на скамейке просто так. Всматриваешься в лица, непохожие друг на друга: причёски разные, одежда разная... Но, удивительно, что-то есть схожее в каждом, настолько общее, что, замени одного другим, не заметишь изменений. А жаль. Попробуйте понаблюдать, если придётся. Это похожее — некая безликость, пустота во взгляде, отсутствие индивидуальности, собственно личности, какая-то оголённость внешних реакций, вакуум, ничто. Так в пустыне одна куча песка точь-в-точь напоминает другую, хотя ни один бархан ни по силуэту, ни по размеру не похож на другой. Нормальный человек постыдится выйти на улицу голым. А человеку с голыми, пустыми глазами вроде бы и не стыдно.
Итак, личность кто-то или что-то формирует, а кто-то или что-то деформирует. Кому сказать «Спасибо!» и где искать виноватого? Если хочешь знать, с кем имеешь дело, посмотри в зеркало. Человек в первую очередь формирует, творит себя сам.
Не надо бояться упреков и насмешек по поводу «самосовершенствования». Именно этим путём шёл каждый из тех, с кого нам хочется брать пример, чтобы творить свою жизнь. Другого пути просто нет. В какой-то миг может показаться: всё, точка, я себя «сделал». Вспомните в таком случае притчу о художнике, который сидит перед своей картиной и плачет.
— Почему ты плачешь? — спрашивают у него. — Потому что картина не нравится?
— Потому, что нравится,
Если человек потерял способность критически воспринимать себя или результаты своего труда — действительно время заплакать.
Формирование личности начинается с рождения и заканчивается с последним ударом сердца. Совершенствуя себя, ты как бы идёшь по ступенькам, постоянно усложняя жизненную задачу. Или, если говорить языком спорта, происходит гонка за лидером. Лидером может быть какая-то конкретная личность: друг, учитель, литературный герой или герой истории, которому подражаешь в жизни. Может и не быть конкретной личности. Тогда лидером становится собственный идеал. И если философски усложнить это понятие, то «абсолютный идеал» — это идеал, в котором органически и воедино слилось всё, что дают нам духовные и моральные убеждения, общество, коллектив, история, природа. Формируя свою личность, в славянской традиции человек взращивает в себе 16 зёрен Правды (Зёрна Правды — основополагающие принципы, которые должны присутствовать в любом действии славянина - родновера (старовера). Это Истина, Любовь, Справедливость, Праведность, Мир, Ненасилие, Служение, Чистота, Ответственность, Верность, Воля, Воздержание, Совесть, Саморазвитие, Благочестие, Набожность. подробно о каждом зерне Истины в следующих статьях) и освобождает себя от всего, что мешает гармоничной жизни. Микеланджело один раз пошутил, отвечая на вопрос, как он работает: «Беру долото и отсекаю всё лишнее». Его шутка была очень близка к правде. Приблизительно так же человек «делает себя».
Нехорошо, если внутренняя работа души выставляется напоказ, если человек, усовершенствуя себя, кричит об этом на всех перекрёстках или хмуро демонстрирует своё сосредоточение. Чем сложнее и богаче человек внутренне, тем проще он снаружи, скромнее, добрее и веселее. Речь идёт, конечно, не о простоте, что по народной поговорке «хуже злодейства». Такой простоты надо бояться. Мы говорим о великой простоте, которая рождается как итог долгих поисков смысла жизни, обретение глубинного понимания целостности Мира.
Обсуждения Воспитать мужчину