Задолго до того, как появилась наука геология, ученые мужи вели нескончаемые дебаты о происхождении соли. В XVII веке Рене Декарт считал, что океанская вода проникает в трещины земли и по прошествии времени образует каменную соль.
В XVIII веке геологи поделились на нептунистов и плутонистов. Первые утверждали, что источником всех коренных пород (и соли тоже) является океан. Вторые настаивали на вулканическом происхождении и в качестве примера указывали на соляную гору Кордону -- она состоит из твердых скальных пород, а содержание соли в ней достигает 70 процентов. Когда люди научились глубокому бурению, стало ясно, что огромные подземные залежи каменной соли встречаются практически везде. Но кто создал их -- океан или вулкан?
Объединяющую концепцию выдвинул геолог В. Строганов. Он полагает, что необходимое для выпаривания океанской соли тепло было тектонического происхождения и все солеродные бассейны образовались в те времена, когда образовывались горы. На не оформившуюся еще поверхность земли изливалась магма, и вовсю фонтанировали геотермальные источники.
Все живое вышло из первоначального праокеана. Соленого. И обойтись без соли человечество никак не может. Были времена, когда белые кристаллы заменяли деньги, а слишком высокие налоги на этот нужнейший продукт служили причиной "соляных" бунтов.
О ней слагали басни и сказки. Словечко "соль" давно вошло в жаргоны представителей самых разных профессий. И если судить о таком его употреблении, то главнее соли вообще ничего нет. Потому что, приступая к изложению самой сути своего сообщения, любой оратор не забудет вопросить: "В чем здесь соль?"
Предки наши отводили соли уникальное место. На царских пирах знатных гостей сажали выше серебряной ладьи-солонки, а менее именитых -- ниже.
Соль -- существенный элемент в рационе людей, животных и даже многих растений. Она -- наиболее эффективный и самый распространенный пищевой консервант.
Когда человек первый раз нашел соль и приправил ею свою еду -- не знает никто. Но, конечно, задолго до того, как возникла письменность. Известно, что не все египтяне строили пирамиды, некоторые проливали пот на не менее важном участке -- выпаривали соль из морской воды.
В 2700 г. до н.э. (около 4700 лет назад) в Китае появился трактат по фармакологии "Пень-Цао-Кан-Му", большая часть которого описывала сотни способов употребления сорока видов соли. И два метода ее получения.
То, что без соли, как без воздуха, никто обойтись не сможет, китайцы тоже поняли первыми и ввели специальный налог на соль. Он стал неиссякаемым источником пополнения бюджета. Догадка эта впоследствии обогащала и многих других правителей.
Римский консул Ливий покрыл расходы на Вторую Пуническую войну с помощью такого же налога, за что и получил от благодарных римлян прозвище "Солинатор".
В средневековой Франции ненавистнее налога просто не было: тяжелая работа подстегивает солевой обмен, мясо солить надо, "корова бедняка" - коза - без солевой подкормки чахнет, да еще и плохая она, казенная соль, а найдут "соляные пристава" мелкую да белую - сразу ясно, что контрабанда.
В Индии британцы довели величину этого налога до 4000% от стоимости товара, явно пойдя на мировой рекорд, а для борьбы с контрабандой соли возвели систему заграждений, по мастшабам соперничающую с Великой Стеной.
Европейские монархи вводили монополию на торговлю солью, учреждали соляные таможни и собирали особый налог на соль, облагая им и солеваров, и купцов, и простой народ. Народ отвечал «соляными бунтами» – обычное дело для средневековой Европы, от Франции до Московской Руси.
Слово «габелер» (сборщик налога на соль) во Франции времен Людовика XII было одним из худших оскорблений. Естественно, что в таких условиях, процветала соляная контрабанда, взятки, торговля солью из-под полы.
Лишь к XX веку европейские правители смирились с отменой соляных сборов, а в Германии налог на поваренную соль продолжал собираться аж до 1992 года.
Введенный французской короной налог на соль -- габель (gabelle от араб. аль-кабала - налог) -- вначале был невелик. Но каждый монарх в конце концов оказывался в кризисе: то надо было выкупать принца, то объявлять войну -- и увеличивал соляной налог.
Для династии Валуа габель стал основным источником денежных поступлений. Согласно закону каждый француз старше восьми лет должен ежегодно покупать семь килограммов соли по госценам. Это было гораздо больше, чем можно использовать, если только не делать соленую рыбу, колбасу, ветчину и другие продукты, сохраняемые с помощью соли. Но пускать соляную повинность на производство соленых продуктов было незаконно, и, если на этом ловили, нарушителя преследовали за преступление faux saunage, соляной обман, которое влекло за собой суровые штрафы. Основой для преследования по этому закону были многие простые действия. В Камарге пастухов, которые позволяли своим стадам пить солоноватую прудовую воду, могли обвинить в обходе габели.
Выдающийся немецкий ботаник Маттиас Якоб Шлейден в 1875 году написал книгу «Соль», в которой, в частности, говорилось, что между налогами на соль и деспотами есть прямая зависимость. Он указывал, что ни в античных Афинах, ни в Риме, пока тот оставался республикой, не облагали налогом соль, но приводил Мексику и Китай в качестве примеров соляных тираний своего времени. Нет полной уверенности, что налоги на соль всегда служат точной лакмусовой бумажкой для теста на демократичность, но французский соляной налог, габель, ясно показывал, что было неладно во французском королевстве.
Аргумент в пользу габели был тот, что поскольку все, богатые и бедные, потребляют соль более или менее поровну, то налог на соль будет настоящим подушным налогом, равным для каждого. Исторически подушные налоги, когда с самого бедного крестьянина взимали столько же, сколько с богатейшего аристократа, ненавидели больше всего. Габель не была исключением. Налог сослужил своеобразную службу, сделав очень обычный продукт редким из-за сложных правил налогообложения, препятствовавших торговле. И, что злило еще больше, габель сделала основной продукт дорогим во имя прибыли короны.
Увеличения этого налога нередко отзывались бунтами. В 1543 году 40 тысяч крестьян на юго-востоке Франции подняли восстание под лозунгом "Да здравствует король без габеля". Французская корона, шокированная масштабом и яростью волнений, отступила. Временно, конечно.
К концу XVIII века более трех тысяч французов, включая женщин и детей, ежегодно приговаривались к тюремному заключению или смертной казни за преступления против габеля. И естественно, после победы революции 1789 года Национальное собрание отменило его.
Но в 1804 году Наполеон Бонапарт стал императором Франции. И снова ввел габель -- на военные нужды. Кстати, в 1812-м соль жестоко отомстила ему -- тысячи наполеоновских солдат умирали во время отступления от Москвы, поскольку их раны не заживали из-за отсутствия соли в организме.
В странах Нового Света основное военное правило было то же, что и повсюду: господствовал тот, кто контролировал солеварню. Так было и до прибытия европейцев, и во времена гражданской войны между Севером и Югом. Например, в декабре 1864 года союзная армия взяла городок Салтвилль (штат Виргиния), поставлявший соль для армии Юга. И дни генерала Гранта были сочтены.
Все центры цивилизации на американских континентах возникли там, где был доступ к соли. Соляные источники находились в непосредственной близости от Куско. В Колумбии кочевые племена основали первые свои постоянные поселения около природных солонцов. Высокогорное племя чибча стало господствующим, потому что его мужчины были лучшими солеварами. Кстати говоря, в этом племени существовал интересный обычай: два раза в год, чтобы почтить своих богов, они воздерживались от секса и соли.
Ацтеки своих солонцов не имели и в годы военных лихолетий получали соль, выпаривая ее из мочи. А жители Гондураса использовали вместо мочи океан. В волны прибоя окунали они горячие палки и счищали белые крупинки.
Богатые солью страны гордились и гордятся этим обстоятельством и поныне. Область в Боливии, где добывают соль, привлекает туристов отелем, целиком построенным из соли.
И на карте Европы богатые солью места сохранили в своем имени отголоски средневековых трудов по добыче столь необходимого продукта. Соль-город -- австрийский город Зальцбург. А город Тузла в Боснии (от турецкого tuz -- соль) напоминает не только о главном промысле, но и о турецком владычестве.
Ну а если посмотреть на карту России?
Солонцов на Руси хватало. Тем не менее она далеко не всегда была доступна простому люду. И народная примета "соль просыпать -- к ссоре" возникла в стародавние времена недаром: человек, небрежно обращавшийся с такой ценностью, непременно должен был вызвать всеобщий гнев!
Князья русские сами кормились и дружину держали, естественно, за счет разного рода поборов с населения. Однако первая же проба Святополка обложить налогом употребление соли привела к восстанию киевлян и в конечном счете к смене власти в 1113 году. Но киевский урок московским правителям впрок не пошел, и в 1648 году история повторилась -- подъем акциза на продажу соли вызвал московский соляной бунт. Он принял столь острые формы, что вынудил царя Алексея Михайловича отдать на расправу многих приближенных сановников, созвать Земский собор и принять Соборное уложение. Волнения на этом не закончились, выступили Воронеж, Владимир и другие города, в 1650-м восстали Новгород и Псков, у которых были свои причины для недовольства Москвой. Потом в этом же столетии были еще Медный бунт (1662) и Хованщина (1682). В общем, весь XVII век -- бунты, казни, смена правлений, смута и неустройство. А началось все -- с соли.
Значит, надо добывать ее больше. И в XVIII веке императрица Елизавета Петровна решила пополнить государственные запасы и казну за счет Эльтонского месторождения. До того соль этого красивейшего озера добывали только кочевые калмыки. Но после того как приняли они христианство, позволили и русским брать соль из озера.
Заволжская степь всегда была дикой, опасной и пустынной. Но все изменилось в 1740-х годах, когда заработал Эльтонский соляной промысел. И запылили-заскрипели обозы с солью по Великому чумацкому шляху, как называли дорогу от Эльтона до Николаевска. Заглох тот шлях только после 1863 года, потому что добыча Баскунчакской соли оказалась дешевле.
Озеро Баскунчак -- это уникальное творение природы, своеобразное углубление на вершине огромной соляной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубину земли. Выломка соли на нем производилась при помощи обыкновенных пешней, ломов и лопат рабочими-киргизами; на берег соль доставляли верблюды, запряженные в повозки. А далее на волах -- во все концы империи.
Еще одно давнее российское месторождение оказалось теперь за рубежом -- в Украине. Это цепь соленых озер -- Репное, Вейсово и Слепное. Письменное упоминание о них относится к XVI веку. В "Книге Большого Чертежа" говорится: "В большой Тор пала речка Торец, а на устье озера соленые".
Первыми солеварами были монахи Святогорского монастыря, основание которого датируется XI-XIII веками. Они черпали рапу из озер ведрами, заливали в плоские котлы и выпаривали на кострах.
Постепенно промысел разрастался, на Торских озерах для защиты солеваров от набегов ногайских орд построили острожек. Он бессчетно раз сжигался дотла, но добыча соли велась неукоснительно. Каждый город южных регионов страны торил свою дорогу на Тор. Отсюда возникло и это словцо, и украинское торувати.
Боевая история Тора закончилась в 1783 году -- граница государства Российского продвинулась до побережья Азовского моря. И город стал называться Славянск. Ныне он известен как поставщик высококачественной соли "Экстра".
Название Усолье пояснять не надо. Возникло это село в Прикамье в 1606 году -- близ соляных источников, принадлежавших семейству графов Строгановых. В начале XX века здесь работало 40 соляных скважин, рабочих насчитывалось до 700-800 человек. А в советское время на другом берегу Камы, против Усолья, построили содовый завод, при нем возник город Березники.
Еще одно Усолье -- Сибирское -- находится неподалеку от Иркутска, на левом берегу Ангары. Первые жители села в 1669 году занялись здесь соляным промыслом. И вплоть до середины ХХ века добыча соли велась полукустарным способом: рассолы закачивались с небольшой глубины и выпаривались в железных баках.
Ныне комбинат "Сибсоль" в городе Усолье-Сибирское -- крупнейший в России, обеспечивает солью Сибирь, Дальний Восток, некоторые азиатские страны.
Запасы поваренной соли в России -- одни из крупнейших на территории Европы и Азии. Даже после того, как множество месторождений ушло за границы, остались такие широко известные, как Аванское, Артемовское, Соль-Илецкое, Верхнекамское, Сереговское, Тыретское, Усольское. Качество сырья -- высокое, многие соли обладают лечебными свойствами. Так что нередко неподалеку от промыслов располагаются и санаторные учреждения. В том же Усолье-Сибирском.
В общем, в России есть чем присолить хлеб. И, значит, древняя мудрость нашего народа "Без соли, без хлеба -- худая беседа" не про нас.
Но вот мира, и счастья, и "доброй беседы" все нет как нет.
Марк Курлански: Всеобщая История Соли
Взято из открытых источников.
Обсуждения Что мы знаем о соли? продолжение