... О пятиметровом каменном столбе с тремя загадочными знаками, возвышающемся в степи Тернопольской области (Украина) с давних времён слагались легенды. Кто, когда и зачем поставил здесь этот своеобразный монумент?
Ведущие специалисты многих стран мира уже двести лет стремятся проникнуть в тайны этих загадочных изображений. И каких только сенсаций не бывало на этом пути!
Ведущие специалисты многих стран мира уже двести лет стремятся проникнуть в тайны этих загадочных изображений. И каких только сенсаций не бывало на этом пути!
Эти «степные иероглифы» считали и монограммами, составленными, из знаков неизвестного письма, и неразгаданными буквами, и условным письмом, состоящим частично из букв, а частично из символов и г. д. и т. п.
Некоторые ученые усматривают в этих знаках попытку образовать сарматское письмо.
В ЗО-е годы один из крупнейших лингвистов академик И. Мещанинов допустил, что в принципе знаки могли превращать з идеограммы, в слоговые знаки, преобразованные со временем в буквенное письмо. В качестве одной из возможных преемниц, которая могла позаимствовать причерноморские знаки, ученый назвал славянскую глаголицу.
С 50-х годов в исследовании знаков оформилось два основных направления: сарматское и славянское.
Приверженцы славянского направления, принимая эти знаки то за буквы письма древних ан-тов, то за письменные знаки, частично восходящие к греческому алфавиту, частично к рунической письменности, считали, что они дали начало глаголическому письму, образовавшемуся в результате длительного развития где-то в Северном Причерноморье.
На теории происхождения глаголицы из причерноморских знаков строит свою концепцию Н. Константинов, считающий, что в их основе лежит кипрское слоговое письмо, ввезенное якобы в Причерноморье греками-колонистами. После упадка Боспорского царства эти знаки применялись с V века нашей эры в городах Западного Крыма. Это письмо было затем заимствовано славянами. Решив, что ключ к загадочным надписям найден, Н. Константинов попытался прочесть знаки на различных древностях русое (VI - VII века н. э.) и объяснить княжеские знаки Киевской Руси. Он расшифровал более 500 имен, слов и названий.
Как монограммы из греческих букв причерноморские знаки попытался прочитать немецкий ученый Г. Гумбах.
Например, знак боспорского царя Тиберия Евпатора он расшифровывает как греческое слово «солнце».
Проблемой «степных иероглифов» занимался и безвременно ушедший из жизни ученый Виктор Драчук.
Вначале им была проведена громадная работа по выявлению всех памятников, разбросанных по разным музеям, надписи на скалах, в пещерах. Так были составлены таблицы, сводящие зоедино все причерноморские знаки, а их, вместо 240, известных науке, оказалось около 1000.
В своей основной массе они оказались чисто сарматов-скими. Этот вывод подкреплялся и тем фактом, что самые древние знаки были начертаны именно на сарматских памятниках. Эти знаки встречались на изделиях только боспорского производства.
Дальнейшие происки привели у неожиданному выводу: своим появлением сарматские знаки обязаны тотемическим представлениям древних о животных как прародителях человека.
С течением времени родовой знак изменяется, в нем как бы исчезает общий тотемный признак. Знак превращается в индивидуальный, а а средние века - в герб.
В Керчи найден уникальный памятник сарматского письма - известная плита, испещренная «иероглифами». Это поистине энциклопедическое собрание - здесь около 500 сарматских знаков.
Ученые пытались объяснить появление этих начертаний культово-магическим использованием плиты. Однако, тщательное исследование показало, что «сборник» был составлен с чисто практической целью: для обозначения людей проживающих в поселении, или для пометки пастбищ, водоемов и т. д.
Итак, секрет сарматских знаков был открыт.
Но знаки Боспора Киммерийского продолжали молчать.
Толчком к дешифровке стала своеобразная билингва. Еще в конце XIX века были найдены плиты, на которых высечен один и тот же знак. Как оказалось, знак правителей Боспора. Имена же правителей подсказали греческие надписи а плитах. И началась дешифровка.
Удивила форма знаков: каждый имел явно две самостоятельные части - верхнюю («числитель») и нижнюю («знаменатель»). «Числитель» у разных знаков менялся, «знаменатель» же оставался прежним.
Но что это? Верхняя, изменяющаяся, часть тождественна сарматским знакам. А на самих сарматских знаках нижний элемент сложных боспорских знаков не встречается никогда. Каков же вывод?
Нижняя часть знака -символ правящей боспорской династии, а верхняя - именной символ и менялась с переходом власти.
Это предположение подтверждается еще одним историческим фактом: как только к власти на Боспоре приходили цари-сарматы - Фофорс. Ининфимей и другие, - исчезала и сложная архитектоника царского знака, пропадал «знаменатель». Это вполне естественно, ибо сарматам была чужда символика боспорской династии и они, конечно же, убирали ее эмблему. Ведь новые цари имели свои династические знаки - варианты сарматских.
... Шло время. Грянул час крушения Боспорского царства. Сначала его захватили готы в III столетии н. э., затем - гунны, вторгшиеся в IV веке и полностью опустошившие страну. Рассеяны были и сарматы.
Ну а что стало со знаками?
Зот что рассказывают об этом археологические находки. В 1890 году вблизи Херсона была найдена боспорская пряжка, воспроизводившая уже знакомый именной сарматский знак. Его тщательное изучение помогло установить, что в то время уже зарождался орнаментальный стиль выполнения знаков.
Дальнейшее развитие этой традиции привело к возникновению знакового орнамента.
На первых ступенях развития геральдического орнамента еще прослеживается его связь с родовыми и именными геральдическими знаками, но постепенно они забываются, и начертания становятся чисто изобразительными, художественными элементами.
И еще один путь возможного развита северопричерноморских знаков. По мнению В. Драчука, есть основания предполагать, что именно они стали той основой, на которой сформировались «знаки Рюриковичей» - тризубы, ставшие геральдической эмблемой князей Киевской Руси. Ныне же тризуб является гербом Украины, связывая народ с далекими предками.
Некоторые ученые усматривают в этих знаках попытку образовать сарматское письмо.
В ЗО-е годы один из крупнейших лингвистов академик И. Мещанинов допустил, что в принципе знаки могли превращать з идеограммы, в слоговые знаки, преобразованные со временем в буквенное письмо. В качестве одной из возможных преемниц, которая могла позаимствовать причерноморские знаки, ученый назвал славянскую глаголицу.
С 50-х годов в исследовании знаков оформилось два основных направления: сарматское и славянское.
Приверженцы славянского направления, принимая эти знаки то за буквы письма древних ан-тов, то за письменные знаки, частично восходящие к греческому алфавиту, частично к рунической письменности, считали, что они дали начало глаголическому письму, образовавшемуся в результате длительного развития где-то в Северном Причерноморье.
На теории происхождения глаголицы из причерноморских знаков строит свою концепцию Н. Константинов, считающий, что в их основе лежит кипрское слоговое письмо, ввезенное якобы в Причерноморье греками-колонистами. После упадка Боспорского царства эти знаки применялись с V века нашей эры в городах Западного Крыма. Это письмо было затем заимствовано славянами. Решив, что ключ к загадочным надписям найден, Н. Константинов попытался прочесть знаки на различных древностях русое (VI - VII века н. э.) и объяснить княжеские знаки Киевской Руси. Он расшифровал более 500 имен, слов и названий.
Как монограммы из греческих букв причерноморские знаки попытался прочитать немецкий ученый Г. Гумбах.
Например, знак боспорского царя Тиберия Евпатора он расшифровывает как греческое слово «солнце».
Проблемой «степных иероглифов» занимался и безвременно ушедший из жизни ученый Виктор Драчук.
Вначале им была проведена громадная работа по выявлению всех памятников, разбросанных по разным музеям, надписи на скалах, в пещерах. Так были составлены таблицы, сводящие зоедино все причерноморские знаки, а их, вместо 240, известных науке, оказалось около 1000.
В своей основной массе они оказались чисто сарматов-скими. Этот вывод подкреплялся и тем фактом, что самые древние знаки были начертаны именно на сарматских памятниках. Эти знаки встречались на изделиях только боспорского производства.
Дальнейшие происки привели у неожиданному выводу: своим появлением сарматские знаки обязаны тотемическим представлениям древних о животных как прародителях человека.
С течением времени родовой знак изменяется, в нем как бы исчезает общий тотемный признак. Знак превращается в индивидуальный, а а средние века - в герб.
В Керчи найден уникальный памятник сарматского письма - известная плита, испещренная «иероглифами». Это поистине энциклопедическое собрание - здесь около 500 сарматских знаков.
Ученые пытались объяснить появление этих начертаний культово-магическим использованием плиты. Однако, тщательное исследование показало, что «сборник» был составлен с чисто практической целью: для обозначения людей проживающих в поселении, или для пометки пастбищ, водоемов и т. д.
Итак, секрет сарматских знаков был открыт.
Но знаки Боспора Киммерийского продолжали молчать.
Толчком к дешифровке стала своеобразная билингва. Еще в конце XIX века были найдены плиты, на которых высечен один и тот же знак. Как оказалось, знак правителей Боспора. Имена же правителей подсказали греческие надписи а плитах. И началась дешифровка.
Удивила форма знаков: каждый имел явно две самостоятельные части - верхнюю («числитель») и нижнюю («знаменатель»). «Числитель» у разных знаков менялся, «знаменатель» же оставался прежним.
Но что это? Верхняя, изменяющаяся, часть тождественна сарматским знакам. А на самих сарматских знаках нижний элемент сложных боспорских знаков не встречается никогда. Каков же вывод?
Нижняя часть знака -символ правящей боспорской династии, а верхняя - именной символ и менялась с переходом власти.
Это предположение подтверждается еще одним историческим фактом: как только к власти на Боспоре приходили цари-сарматы - Фофорс. Ининфимей и другие, - исчезала и сложная архитектоника царского знака, пропадал «знаменатель». Это вполне естественно, ибо сарматам была чужда символика боспорской династии и они, конечно же, убирали ее эмблему. Ведь новые цари имели свои династические знаки - варианты сарматских.
... Шло время. Грянул час крушения Боспорского царства. Сначала его захватили готы в III столетии н. э., затем - гунны, вторгшиеся в IV веке и полностью опустошившие страну. Рассеяны были и сарматы.
Ну а что стало со знаками?
Зот что рассказывают об этом археологические находки. В 1890 году вблизи Херсона была найдена боспорская пряжка, воспроизводившая уже знакомый именной сарматский знак. Его тщательное изучение помогло установить, что в то время уже зарождался орнаментальный стиль выполнения знаков.
Дальнейшее развитие этой традиции привело к возникновению знакового орнамента.
На первых ступенях развития геральдического орнамента еще прослеживается его связь с родовыми и именными геральдическими знаками, но постепенно они забываются, и начертания становятся чисто изобразительными, художественными элементами.
И еще один путь возможного развита северопричерноморских знаков. По мнению В. Драчука, есть основания предполагать, что именно они стали той основой, на которой сформировались «знаки Рюриковичей» - тризубы, ставшие геральдической эмблемой князей Киевской Руси. Ныне же тризуб является гербом Украины, связывая народ с далекими предками.
Обсуждения Тайны обелисков