В этой статье будет рассмотрен более, глубокий уровень дошей. Вата, питта и капха имеют своих двойников на тонком плане. Это прана, теджас и оджас, которые можно назвать также «тремя жизненными эссенциями». Они являются первопричинными.
Или управляющими формами по отношению к вате, питте и капхе, контролирующими все обычные психофизиологические функции, и, если их правильно переориентировать, могут также питать энергией высшие духовные потенциалы. Это не просто силы физического тела, но также и силы тонкого и каузального (причинного) тел.
Прана, теджас и оджас являются не только неотъемлемыми, но также весьма важными и ценными формами ваты, питты и капхи. Это позитивные формы, поддерживающие и подкрепляющие нашу жизнеспособность. В отличие от дошей, которые являются факторами болезней, они поддерживают здоровье, созидательность.
Прана — главная жизненная сила: тонкая энергия воздуха, как руководящая сила и направляющий разум стоит за всеми психофизиологическими функциями и отвечает за координацию дыхания, чувств и сознания. На внутреннем уровне она управляет раскрытием и гармонизацией всех высших состояний сознания.
Каждая клетка является центром осознавания, каждая клетка обладает сознанием и каждая клетка — это единица жизни. Когда-то каждый из нас был одной оплодотворенной яйцеклеткой, из которой возникло сложное многоклеточное млекопитающее. Между двумя любыми клетками тела существует непрерывная связь, и этот связующий поток зовется праной, потоком интеллекта.
Прана несет ощущение по блуждающему и диафрагмальному нервам к кардиальному (сердечному) нервному сплетению. На санскрите пульсация носит название прана спанда. Спанда — это течение праны из гипоталамуса к сердцу, движущееся с интервалами в 0,08 с и стимулирующее водитель ритма, который располагается в синусовом узле, локализованном в правом предсердии. Отсюда импульс праны распространяется к атриовентрикулярному узлу. Таким образом, прана регулирует сократительную деятельность сердца.
Сердце можно сравнить с электрической батареей. Во время своей ритмической деятельности сердце вырабатывает электричество, которое по сосудам разносится по телу вплоть до кожных покровов. Это движение может быть прослежено с помощью чувствительного гальванометра. Следовательно, диагностируя по пульсу, пульс отражает не только насосную деятельность сердца, но и течение праны и вьяны.
Теджас — внутреннее сияние: тонкая энергия огня, являет собой сияющее великолепие жизнеспособности, благодаря которой мы усваиваем воздух, впечатления и мысли. На внутреннем уровне она управляет раскрытием всех высших способностей восприятия.
Теджас можно сопоставить с гормонами и аминокислотами. Существует 21 жизненно важная аминокислота, регулирующая клеточный метаболизм. Теджас необходим для пилу паки и питхар паки — агни клеток и клеточных ядер, также с ним связаны клеточный интеллект, процессы понимания и постижения на клеточном уровне.
Оджас — первопричинная энергия: тонкая энергия воды, накапливающая запас жизнеспособности, основа физической и ментальной жизнестойкости; сокровенная сущность усваиваемых нами пищи, воды, воздуха, впечатлений и мыслей. На внутреннем уровне она отвечает за регулярную подпитку и обеспечение основ для развития всех наших высших качеств.
Это чистая сущность, эссенция всех дхату (тканей), которая образуется в процессе питания. Оджас движется в плазме. Его можно сравнить с современной концепцией альбумина. Оджас включает в себя альбумин, при этом альбумин сам по себе не есть оджас. Оджас содержит также глобулин, который необходим для поддержания иммунитета. Однако также нельзя сказать, что оджас является глобулином. Оджас — не абстрактное понятие, а объективно существующая субстанция. В аюрведе выделяют два вида оджаса. Низший оджас равен по объему половине анджали (мера, которая образуется при соединении ладоней в форме чаши) и движется по всему организму, тогда как высший оджас находится в сердце и его всего лишь восемь капель, — он обладает запахом риса и гхи, имеет белый цвет, прохладный по своим свойствам и на вкус подобен меду.
Все три эти силы взаимосвязаны. Прана и теджас основываются на оджас и могут быть определены как ее аспекты. Теджас — это энергия тепла и света оджас. По своей природе ее можно сравнить с маслом, поскольку она, как и масло, поддерживает огонь. Прана — это энергия и сила, исходящие от оджас после того, как была воспламенена теджас. Основное качество оджас — это ее потенциал, запас жизненных сил и выносливость сознания и нервной системы, необходимые для поддержания теджас и праны. Оджас обладает способностью превращаться в теджас (тепло), которая, в свою очередь, может превращаться в прану (электричество).
Главное правило аюрведического лечения — предотвратить слишком высокую степень присутствия любой из дошей, поскольку их переизбыток является причиной болезней. Доша, преобладающая в нашей конституции, всегда стремится увеличиться еще больше, и эта тенденция должна быть пресечена соответствующей организацией образа жизни. Это достигается соблюдением правильного питания, лечением соответствующими растениями, выполнением определенных упражнений и медитацией, противостоящими влиянию дошей.
Поскольку они представляют собой очищенные формы дошей, то не являются такими же мощными факторами, ведущими к возникновению болезней. Эти три жизненные эссенции создают только некоторые начальные проблемы, возникающие при значительном повышении доминирующей роли одной из них за счет двух других. По своей природе, однако, это благотворные и оздоравливающие энергии, способствующие обновлению и трансформации. Вопрос состоит в том, как сделать так, чтобы они росли с одинаковой скоростью, чтобы их разбалансировка не приводила ни к каким проблемам, пусть даже и не столь значительным.
Увеличенная прана нужна для энтузиазма, созидательности и способности к адаптации, поскольку названные качества необходимы в пути духовного развития. Без них мы располагаем гораздо меньшей энергией и движущей силой.
Увеличенная теджас наделяет нас отвагой, бесстрашием и интуицией, также необходимыми для духовного развития, без которых мы делаем опрометчивый выбор и допускаем неправильные суждения, а также очень страдаем и многое теряем от нерешительности в наших действиях. Увеличенная оджас необходима для внутреннего покоя и мира, уверенности в себе и терпения в последовательном саморазвитии, без которых мы испытываем недостаток стабильности и спокойствия. При недостаточности или несоответствии любого из этих трех факторов наш духовный рост будет ограничен. Эти же факторы оказывают позитивное влияние на здоровье как тела, так и сознания, а также помогают в лечении болезней, особенно имеющих хроническую природу, и оказывают общее омолаживающее действие на организм.
Построение праны, теджас и оджас
Прана, теджас и оджас могут быть развиты несколькими путями. Некоторое их количество заложено в нас уже при рождении, что отражается в той или иной силе, присущей нашей конституции. Путем различных практик их количество, однако, можно увеличить еще и дополнительно. Прежде всего, для того чтобы сделать возможным переживание воздействия, их необходимо очистить (посредством саттвы). Это требует чистого питания и дхармического образа жизни — параллельно с контролем над сознанием, эмоциями и чувствами, т.е. всего того, что обычно и предписывается йогой. Иными словами, основой для работы с ними является йогический образ жизни.
Прана, теджас и оджас являются не только неотъемлемыми, но также весьма важными и ценными формами ваты, питты и капхи. Это позитивные формы, поддерживающие и подкрепляющие нашу жизнеспособность. В отличие от дошей, которые являются факторами болезней, они поддерживают здоровье, созидательность.
Прана — главная жизненная сила: тонкая энергия воздуха, как руководящая сила и направляющий разум стоит за всеми психофизиологическими функциями и отвечает за координацию дыхания, чувств и сознания. На внутреннем уровне она управляет раскрытием и гармонизацией всех высших состояний сознания.
Каждая клетка является центром осознавания, каждая клетка обладает сознанием и каждая клетка — это единица жизни. Когда-то каждый из нас был одной оплодотворенной яйцеклеткой, из которой возникло сложное многоклеточное млекопитающее. Между двумя любыми клетками тела существует непрерывная связь, и этот связующий поток зовется праной, потоком интеллекта.
Прана несет ощущение по блуждающему и диафрагмальному нервам к кардиальному (сердечному) нервному сплетению. На санскрите пульсация носит название прана спанда. Спанда — это течение праны из гипоталамуса к сердцу, движущееся с интервалами в 0,08 с и стимулирующее водитель ритма, который располагается в синусовом узле, локализованном в правом предсердии. Отсюда импульс праны распространяется к атриовентрикулярному узлу. Таким образом, прана регулирует сократительную деятельность сердца.
Сердце можно сравнить с электрической батареей. Во время своей ритмической деятельности сердце вырабатывает электричество, которое по сосудам разносится по телу вплоть до кожных покровов. Это движение может быть прослежено с помощью чувствительного гальванометра. Следовательно, диагностируя по пульсу, пульс отражает не только насосную деятельность сердца, но и течение праны и вьяны.
Теджас — внутреннее сияние: тонкая энергия огня, являет собой сияющее великолепие жизнеспособности, благодаря которой мы усваиваем воздух, впечатления и мысли. На внутреннем уровне она управляет раскрытием всех высших способностей восприятия.
Теджас можно сопоставить с гормонами и аминокислотами. Существует 21 жизненно важная аминокислота, регулирующая клеточный метаболизм. Теджас необходим для пилу паки и питхар паки — агни клеток и клеточных ядер, также с ним связаны клеточный интеллект, процессы понимания и постижения на клеточном уровне.
Оджас — первопричинная энергия: тонкая энергия воды, накапливающая запас жизнеспособности, основа физической и ментальной жизнестойкости; сокровенная сущность усваиваемых нами пищи, воды, воздуха, впечатлений и мыслей. На внутреннем уровне она отвечает за регулярную подпитку и обеспечение основ для развития всех наших высших качеств.
Это чистая сущность, эссенция всех дхату (тканей), которая образуется в процессе питания. Оджас движется в плазме. Его можно сравнить с современной концепцией альбумина. Оджас включает в себя альбумин, при этом альбумин сам по себе не есть оджас. Оджас содержит также глобулин, который необходим для поддержания иммунитета. Однако также нельзя сказать, что оджас является глобулином. Оджас — не абстрактное понятие, а объективно существующая субстанция. В аюрведе выделяют два вида оджаса. Низший оджас равен по объему половине анджали (мера, которая образуется при соединении ладоней в форме чаши) и движется по всему организму, тогда как высший оджас находится в сердце и его всего лишь восемь капель, — он обладает запахом риса и гхи, имеет белый цвет, прохладный по своим свойствам и на вкус подобен меду.
Все три эти силы взаимосвязаны. Прана и теджас основываются на оджас и могут быть определены как ее аспекты. Теджас — это энергия тепла и света оджас. По своей природе ее можно сравнить с маслом, поскольку она, как и масло, поддерживает огонь. Прана — это энергия и сила, исходящие от оджас после того, как была воспламенена теджас. Основное качество оджас — это ее потенциал, запас жизненных сил и выносливость сознания и нервной системы, необходимые для поддержания теджас и праны. Оджас обладает способностью превращаться в теджас (тепло), которая, в свою очередь, может превращаться в прану (электричество).
Главное правило аюрведического лечения — предотвратить слишком высокую степень присутствия любой из дошей, поскольку их переизбыток является причиной болезней. Доша, преобладающая в нашей конституции, всегда стремится увеличиться еще больше, и эта тенденция должна быть пресечена соответствующей организацией образа жизни. Это достигается соблюдением правильного питания, лечением соответствующими растениями, выполнением определенных упражнений и медитацией, противостоящими влиянию дошей.
Поскольку они представляют собой очищенные формы дошей, то не являются такими же мощными факторами, ведущими к возникновению болезней. Эти три жизненные эссенции создают только некоторые начальные проблемы, возникающие при значительном повышении доминирующей роли одной из них за счет двух других. По своей природе, однако, это благотворные и оздоравливающие энергии, способствующие обновлению и трансформации. Вопрос состоит в том, как сделать так, чтобы они росли с одинаковой скоростью, чтобы их разбалансировка не приводила ни к каким проблемам, пусть даже и не столь значительным.
Увеличенная прана нужна для энтузиазма, созидательности и способности к адаптации, поскольку названные качества необходимы в пути духовного развития. Без них мы располагаем гораздо меньшей энергией и движущей силой.
Увеличенная теджас наделяет нас отвагой, бесстрашием и интуицией, также необходимыми для духовного развития, без которых мы делаем опрометчивый выбор и допускаем неправильные суждения, а также очень страдаем и многое теряем от нерешительности в наших действиях. Увеличенная оджас необходима для внутреннего покоя и мира, уверенности в себе и терпения в последовательном саморазвитии, без которых мы испытываем недостаток стабильности и спокойствия. При недостаточности или несоответствии любого из этих трех факторов наш духовный рост будет ограничен. Эти же факторы оказывают позитивное влияние на здоровье как тела, так и сознания, а также помогают в лечении болезней, особенно имеющих хроническую природу, и оказывают общее омолаживающее действие на организм.
Построение праны, теджас и оджас
Прана, теджас и оджас могут быть развиты несколькими путями. Некоторое их количество заложено в нас уже при рождении, что отражается в той или иной силе, присущей нашей конституции. Путем различных практик их количество, однако, можно увеличить еще и дополнительно. Прежде всего, для того чтобы сделать возможным переживание воздействия, их необходимо очистить (посредством саттвы). Это требует чистого питания и дхармического образа жизни — параллельно с контролем над сознанием, эмоциями и чувствами, т.е. всего того, что обычно и предписывается йогой. Иными словами, основой для работы с ними является йогический образ жизни.
Обсуждения Состояние здоровья