Купальская ночь – время, когда граница между мирами Нави и Яви стирается на некоторое время. Внимательный – услышит голоса трав и деревьев. Счастливый – увидит цвет папоротника. Эта ночь – одна из переломных точек в году: солнце из мальчишки Ярилы превращается в мужа – Даждьбога.
Природа наливается жизненными соками. Наши предки считали: купальская ночь - время, когда можно напитаться жизненной силой на год вперед.
Светлана и Ярослав из Дружины Велеса называют себя родноверами. Стараются жить в соответствии с природными циклами. Хранят древнеславянские традиции. В ночь с 6 на 7 июля на лесной поляне Светлана и Ярослав взялись за проведение настоящего купальского обряда. Принять участие предлагалось всем желающим – объявление висело в Томском центре туризма.
Знаниям родноверов более двух тысяч лет, - рассказывает Ярослав. - Все это время они передавались от сердца к сердцу и не были зафиксированы в книгах. До 2003 года знания были закрыты хранителями. А в 2003-м – обнародованы. Связано это с наступлением эпохи Водолея - эпохи возрождения традиций и поиска духовных ориентиров в мире. Поэтому и обряд мы устроили открытый.
Дружина Велеса в Томске насчитывает 7-10 человек, по России наберется где-то сотня воинов. На сборах дружины мужчины занимаются воинскими и оздоровительными практиками, женщины – духовным пением, славянскими плясками и изучением природных циклов.
Купальский обряд помогал нашим предкам наполниться силой, решить внутренние проблемы, - продолжает Ярослав. - В прошлом в этот день устраивали смотрины: купальской ночью молодые люди соединяли свои сердца. После этого им давался год на проверку чувств. Они жили в разных хатах, но целыми днями были вместе: в заботах, в труде. Если устраивали друг друга – играли свадьбу.
Для гурманов
Каша обрядовая
Пока дюжина мужчин обустраивала лагерь, занималась заготовкой дров и изучением боевых искусств, другая дюжина, женская, облачившись в сарафаны, занялась приготовлением пищи. Кашу Светлана предложила приготовить мужскую:
Если мужчина – творец и воин, женщина – роженица и берегиня, - рассказала она. – Ее задача – сохранять род и заботиться о воине. Приготовление пищи – сакральный процесс, во время которого женщина наполняет пищу своей жизненной силой.
Мужская каша готовится с «мужскими» песнями - поющимися от лица мужчины. Объединившись в круг, красны девки тянут:
Мы по-о-о-ойдем с ко-о-о-нем по полю вдвоем, - и поочередно сжимают гречневую крупу в левом кулаке.
Таким образом женщина передает роду свою жизненную силу, - поясняет Светлана, заливая «заряженную» крупу водой.
Теперь гречку необходимо перемешать осолонь, то есть против часовой стрелки, это тоже делает каждая девка из круга.
С нашим атаманом не приходится тужи-и-ить… - не прекращается песня.
Рецепт каши обрядовой (26 порций): 3 кг гречки, 0,5 кг сала, 12 луковиц средней величины, 8 морковок.
Луковое кунг-фу
Светлана поделилась с участницами обряда славянской хитростью обработки лука:
Сейчас я обучу вас луковому кунг-фу, - смеясь, насыпала на березовый пень ровный слой крупной соли. - Берем луковицу, крепко прижимаем ее ладонью к соли, другую ладонь накладываем сверху и с силой проворачиваем лук по часовой стрелке.
Под напором ладоней луковица трескается и рассыпается – из нее напрочь уходит горечь. Теперь остается только порезать и обжарить с морковью.
Здрава
Поочередно для мужчин и женщин Ярослав провел здраву – практику очищения четырьмя основными стихиями: землей, воздухом, водой и огнем.
Такое ощущение легкости. И мыслей никаких! – поеживаясь от холода после купания, делились впечатлениями участники обряда.
Венки
Каркас венка – тонкий березовый прутик, основная часть – из папоротника, в качестве украшения – ленты и полевые цветы.
Пойдете за прутьями – обязательно попросите у березы разрешения, - напоминает Светлана, - это священное древо.
Плели венки всегда только девушки: для себя и для своего избранника. Девицы надевали венки на голову приглянувшимся добрым молодцам, которые пришлись им по сердцу.
Девушки, желавшие найти суженого в будущем году, спускали венки по реке. Считалось, что таким образом они передают свою просьбу богам.
Кресение
Очищающий костер был обязательным атрибутом купальской ночи. Вокруг него водили хороводы с песнями. Женщины вместе со старыми вещами сжигали в нем болезни членов своего рода. Через него воздавалась хвала богам. Около купальского костра было место мужской боротьбе и женским пляскам. Во время показательных выступлений молодцы и девицы присматривались друг другу, выискивая пару, чтобы вместе прыгнуть через костер, выкрикнув заветное желание.
Светлана и Ярослав из Дружины Велеса называют себя родноверами. Стараются жить в соответствии с природными циклами. Хранят древнеславянские традиции. В ночь с 6 на 7 июля на лесной поляне Светлана и Ярослав взялись за проведение настоящего купальского обряда. Принять участие предлагалось всем желающим – объявление висело в Томском центре туризма.
Знаниям родноверов более двух тысяч лет, - рассказывает Ярослав. - Все это время они передавались от сердца к сердцу и не были зафиксированы в книгах. До 2003 года знания были закрыты хранителями. А в 2003-м – обнародованы. Связано это с наступлением эпохи Водолея - эпохи возрождения традиций и поиска духовных ориентиров в мире. Поэтому и обряд мы устроили открытый.
Дружина Велеса в Томске насчитывает 7-10 человек, по России наберется где-то сотня воинов. На сборах дружины мужчины занимаются воинскими и оздоровительными практиками, женщины – духовным пением, славянскими плясками и изучением природных циклов.
Купальский обряд помогал нашим предкам наполниться силой, решить внутренние проблемы, - продолжает Ярослав. - В прошлом в этот день устраивали смотрины: купальской ночью молодые люди соединяли свои сердца. После этого им давался год на проверку чувств. Они жили в разных хатах, но целыми днями были вместе: в заботах, в труде. Если устраивали друг друга – играли свадьбу.
Для гурманов
Каша обрядовая
Пока дюжина мужчин обустраивала лагерь, занималась заготовкой дров и изучением боевых искусств, другая дюжина, женская, облачившись в сарафаны, занялась приготовлением пищи. Кашу Светлана предложила приготовить мужскую:
Если мужчина – творец и воин, женщина – роженица и берегиня, - рассказала она. – Ее задача – сохранять род и заботиться о воине. Приготовление пищи – сакральный процесс, во время которого женщина наполняет пищу своей жизненной силой.
Мужская каша готовится с «мужскими» песнями - поющимися от лица мужчины. Объединившись в круг, красны девки тянут:
Мы по-о-о-ойдем с ко-о-о-нем по полю вдвоем, - и поочередно сжимают гречневую крупу в левом кулаке.
Таким образом женщина передает роду свою жизненную силу, - поясняет Светлана, заливая «заряженную» крупу водой.
Теперь гречку необходимо перемешать осолонь, то есть против часовой стрелки, это тоже делает каждая девка из круга.
С нашим атаманом не приходится тужи-и-ить… - не прекращается песня.
Рецепт каши обрядовой (26 порций): 3 кг гречки, 0,5 кг сала, 12 луковиц средней величины, 8 морковок.
Луковое кунг-фу
Светлана поделилась с участницами обряда славянской хитростью обработки лука:
Сейчас я обучу вас луковому кунг-фу, - смеясь, насыпала на березовый пень ровный слой крупной соли. - Берем луковицу, крепко прижимаем ее ладонью к соли, другую ладонь накладываем сверху и с силой проворачиваем лук по часовой стрелке.
Под напором ладоней луковица трескается и рассыпается – из нее напрочь уходит горечь. Теперь остается только порезать и обжарить с морковью.
Здрава
Поочередно для мужчин и женщин Ярослав провел здраву – практику очищения четырьмя основными стихиями: землей, воздухом, водой и огнем.
Такое ощущение легкости. И мыслей никаких! – поеживаясь от холода после купания, делились впечатлениями участники обряда.
Венки
Каркас венка – тонкий березовый прутик, основная часть – из папоротника, в качестве украшения – ленты и полевые цветы.
Пойдете за прутьями – обязательно попросите у березы разрешения, - напоминает Светлана, - это священное древо.
Плели венки всегда только девушки: для себя и для своего избранника. Девицы надевали венки на голову приглянувшимся добрым молодцам, которые пришлись им по сердцу.
Девушки, желавшие найти суженого в будущем году, спускали венки по реке. Считалось, что таким образом они передают свою просьбу богам.
Кресение
Очищающий костер был обязательным атрибутом купальской ночи. Вокруг него водили хороводы с песнями. Женщины вместе со старыми вещами сжигали в нем болезни членов своего рода. Через него воздавалась хвала богам. Около купальского костра было место мужской боротьбе и женским пляскам. Во время показательных выступлений молодцы и девицы присматривались друг другу, выискивая пару, чтобы вместе прыгнуть через костер, выкрикнув заветное желание.
Обсуждения Купальская ночь