Костяная статуэтка женской фигуры из пещеры Полые скалы (Hohle Fels) на Юге Германии имеет возраст по меньшей мере 35 тысяч лет, что на 5 тысячелетий больше возраста похожих произведений искусства граветтской культуры, до сих пор считавшихся самыми древними образцами изобразительного искусства, уверен автор открытия.
Споры о том, когда именно и где территориально в популяциях современного и архаичных типов людей зародилось изобразительное искусство, продолжаются уже более столетия. Несмотря на то, что на юге Африки не так давно были обнаружены абстрактные графические символы, возраст которых составляет около 75 тысячелетий, наиболее древними произведениями изобразительного искусства до сих пор считались женские статуэтки, выполненные из кости мамонта, найденные в пещере Ла Граветт во Франции. Возраст женских фигурок граветтской культуры, названных первооткрывателями палеолитическими венерами, составляет не более 30 тысячелетий.
Новая находка в корне меняет представления ученых о ранних этапах изобразительного искусства, отодвигает его в прошлое по меньшей мере на 5 тысячелетий и переносит из Франции на юг Германии.
Автору статьи Николасу Конарду (Nicholas Conard) из Тюбингенского университета в Германии удалось обнаружить новое произведение искусства, аналогичное граветтским венерам, возраст которого, согласно десяткам радиоуглеродных датировок, проведенных на месте обнаружения, составляет от 35 тысячелетий и больше.
Команда Конарда в прошлом обнаружила на месте раскопок и несколько других статуэток - лошади, водоплавающей птицы, а так же изображение получеловека-полульва с ярко выраженными мужскими половыми органами. Среди находок так же были обнаружены и кости многих древних животных - пещерных медведей, лошадей, носорогов и оленей.
Останков людей - носителей культуры - исследователям обнаружить не удалось, тем не менее, по косвенным признакам Конард полагает, что найденные предметы искусства были созданы так называемой Ориньякской культурой. Ее носителями были кроманьонцы, только начинавшие осваивать европейский континент, уже заселенный неандертальцами.
Схожесть "венер" ориньякской и граветтской культур может говорить об их преемственности, считает Конард. Статуэтка высотой всего 6 сантиметров отличается подчеркнутой детализованностью - кроме выдающегося бюста и ягодиц древний художник отчетливо изобразил половые органы. Головы статуэтка не имеет - на ее месте в прошлом находилось кольцо, через которое, вероятно, продевался кожаный шнурок - скорее всего она носилась в качестве кулона.
"Находка удивительна не только своим возрастом, но и очень мощной, агрессивной сексуальностью", - сказал автор открытия в интервью.
"Эта находка говорит о древности чувства одержимости идеей секса в человеческой популяции. Если бы современные и архаичные типы людей не были так одержимы плотской любовью, вряд ли им удалось бы выжить в первые 2 миллиона лет своего существования, так что при всей важности находки в ней нет ничего неожиданного", - считает археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) из Кембриджского университета, написавший комментарий к статье Конарда.
Новая находка в корне меняет представления ученых о ранних этапах изобразительного искусства, отодвигает его в прошлое по меньшей мере на 5 тысячелетий и переносит из Франции на юг Германии.
Автору статьи Николасу Конарду (Nicholas Conard) из Тюбингенского университета в Германии удалось обнаружить новое произведение искусства, аналогичное граветтским венерам, возраст которого, согласно десяткам радиоуглеродных датировок, проведенных на месте обнаружения, составляет от 35 тысячелетий и больше.
Команда Конарда в прошлом обнаружила на месте раскопок и несколько других статуэток - лошади, водоплавающей птицы, а так же изображение получеловека-полульва с ярко выраженными мужскими половыми органами. Среди находок так же были обнаружены и кости многих древних животных - пещерных медведей, лошадей, носорогов и оленей.
Останков людей - носителей культуры - исследователям обнаружить не удалось, тем не менее, по косвенным признакам Конард полагает, что найденные предметы искусства были созданы так называемой Ориньякской культурой. Ее носителями были кроманьонцы, только начинавшие осваивать европейский континент, уже заселенный неандертальцами.
Схожесть "венер" ориньякской и граветтской культур может говорить об их преемственности, считает Конард. Статуэтка высотой всего 6 сантиметров отличается подчеркнутой детализованностью - кроме выдающегося бюста и ягодиц древний художник отчетливо изобразил половые органы. Головы статуэтка не имеет - на ее месте в прошлом находилось кольцо, через которое, вероятно, продевался кожаный шнурок - скорее всего она носилась в качестве кулона.
"Находка удивительна не только своим возрастом, но и очень мощной, агрессивной сексуальностью", - сказал автор открытия в интервью.
"Эта находка говорит о древности чувства одержимости идеей секса в человеческой популяции. Если бы современные и архаичные типы людей не были так одержимы плотской любовью, вряд ли им удалось бы выжить в первые 2 миллиона лет своего существования, так что при всей важности находки в ней нет ничего неожиданного", - считает археолог Пол Мелларс (Paul Mellars) из Кембриджского университета, написавший комментарий к статье Конарда.