Катастрофы больших систем

Какой самолёт надёжнее, одномоторный или четырёхмоторный? Обычно думают, что четырёхмоторный. Он же может, как рекламируют, совершить посадку при одном или двух исправных двигателях. Однако вероятность отказа, какой-либо детали у одного из двигателей у четырёхмоторного самолёта в 4 раза выше, чем у одномоторного.
Катастрофы больших систем
Обычно отказ одной детали двигателя самолёта, за редким исключением, сопровождается последствиями опасными для всего объекта. Часты катастрофы от птиц, захваченных воздухозаборниками одного из двигателей самолёта.

Характерный пример: отказ одного из агрегатов Саяно-Шушинской ГЭС привели к техногенной катастрофе и повреждению 8 агрегатов этой ГЭС. Все агрегаты оказались взаимно зависимы. Если бы проектировщики обеспечили автономность агрегатов и их автоматики, то не потребовалось бы громадной стоимости восстановительных работ и времени. Появление вибрации перед выходом агрегата ГЭС из строя, говорило о нарушении балансировки агрегата или разрушении мест его крепления.

Ещё пример. Несколько экспериментальных запусков громадной советской ракеты, для доставки экипажа на Луну не увенчались успехом, как правило, из-за отказа одного из нескольких десятков двигателей ракеты. Был бы один, вероятность успешного запуска увеличилась бы пропорционально числу двигателей. У ракеты Энергия-Буран число двигателей оказалось оптимальным. Оптимально число двигателей у королёвской семёрки. Хотя всё же желательно сократить их число. Две катастрофы американских Шатлов, вызваны неисправностью одного из двигателей. Был лавинообразный отказ и повреждение энергосистемы США при отключении одной из электростанций.

Дублирование или резервирование агрегатов часто вступает в противоречие с надёжностью всего объекта. Проектировщики обычно бездумно увеличивают число параллельно работающих взаимосвязанных объектов, хотя почти всегда возможно каждый объект спроектировать автономным, так, чтобы отказ этого объекта не приводил к отказу всей системы.

Отказ громадных очистных сооружений мегаполисов может привести к экологической катастрофе. Гораздо безопаснее распределение функций по нескольким автономным сооружениям. В этом случае резервирование вполне функционально оправдано.

Ещё вопрос. В каком автомобиле меньше вероятность получения травм при лобовом столкновении? В более тяжелом за счёт более лёгкого. Однако, тяжесть последствий при автомобильных катастрофах пропорциональна квадрату скорости движения, что следует из известной формулы энергии движущегося тела ½ mv ² .

Во многих странах для экономии времени пассажиров проектируются скоростные поезда. Хотя эта экономия может легко обернуться потерей жизни пассажиров. Ясно, что более опасен скоростной поезд, а ещё опасней самолёт, когда вероятность выжить при авиакатастрофе близка к нулю.

Бесконечно справедлива древняя русская поговорка «Тише едешь дальше будешь». Торопливые сторонники экономии времени добавляют «от того места куда едешь». Абсолютно надёжной техники не бывает. Вот и выбирайте транспорт.

Выбор автомобиля. Что уравнивает мощную иномарку с жигулёнком первой модели?

Что 300-сильный двигатель иномарки, что 50-сильный жигулёнок разгоняются до 100 км/в час примерно за одно и то же время - 10 сек. Правда жигулёнку придётся потрудиться, стартовать со 2-й передачи на высоких оборотах с пробуксовкой сцепления. Только одна из современных моделей укладывается в 4-5 сек. Зачем же платить больше за автомобиль и высокий расход топлива?

Нужны ли высотки? Какой основной недостаток проектируемого высотного здания Газпром-Сити (Охтинской Иглы) в С.-Петербурге? Или любого другого небоскрёба. На подобные высотные сооружения сразу начинает действовать закон энтропии: вероятность падения (разрушения) неустойчивого сооружения гораздо выше приземистых сооружений.

А вот резервирование или многократное повторение измерений всегда повышает точность. Можно ли измерить, например, расстояние от Москвы до Питера с точностью до 1см с помощью автомобильного спидометра, цена деления у которого 10м ? Обычно считают, что невозможно. Можно, но надо проехать это расстояние громадное количество раз при условии, что погрешность измерения подчиняется закону случайных чисел. Средняя величина и даст высокую точность.

Метод статистической обработки только достоверных сигналов, за исключением случайных выбросов, защищен патентом ряда стран, включая США и Россию, и используется в навигационных системах и радио высотомерах.
×

По теме Катастрофы больших систем

Геном больших панд

Китайские ученые впервые в мире расшифровали геном больших панд, сообщает...
Журнал

Останки самых больших крыс

Археологические раскопки в Восточном Тиморе позволили ученым обнаружить останки...
Журнал

Смартфон с поддержкой девяти операционных систем

В Китае выпустили смартфон с поддержкой девяти операционных систем. Мобильное...
Журнал

Развитие систем индийской философии

В истории западной философии, как правило, одни школы сменялись другими; та или...
Журнал

Эволюция систем управления обществом

На мой взгляд, эволюционируют не только общественные формации, но и системы...
Журнал

О базовых типах устройства государственных систем

Гуманистический космизм (социальное христианство) считает, что существует всего...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы