Святейший патриарх Алексий II часто вспоминал слова из книги Экклезиаста, говоря о том, что сегодня настало благоприятное время собирать некогда бездумно разбросанные камни. Действительно, на нашу долю выпала важная задача восстановить забытые и утерянные традиции, которые были привычны для наших прадедов, но искоренились десятилетиями атеистического режима.
По благословению Святейшего, в 2003 году при московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках была организована ювелирная мастерская, работники которой поставили своей целью восстановить древнюю культуру ношения нательного крестика.
Некогда крест был драгоценной святыней, которая часто передавалась из поколения в поколение, и каждый, кто получал его — бережно хранил его. Сегодня нательный крест для множества людей — это часто алюминиевая штамповка, которую легко выбросить, потерять и купить снова, а иной раз закинуть на дальнюю полку сразу после крещения.
Некогда обменяться нательным крестом с другом — означало назвать человека крестным братом и установить с ним такую связь, в сравнении с которой меркли связи родственные. Сегодня же в народе сколь безосновательно, столь прочно засело суеверие, что, подарив крест, человек дарит с ним и свои грехи...
Одна из задач Церкви, как организма земного и в то же время небесного, — раскрыть перед человеком духовный мир через понятные ему материальные примеры. Таким образом, показать духовное значение нательного крестика легче всего через его земную красоту. Для этого мастера прикладывают огромные усилия, и результатом их работы стали изделия, которые впервые с 1917 года пополнили коллекцию церковного искусства Исторического музея.
Художественные эскизы
Работа над любым изделием начинается с художников, которые находятся в постоянном изучении православных канонов. Они посещают древние храмы и монастыри, художественные музеи и археологические раскопки, собирая эскизы и зарисовки существующих до сего дня традиционных православных форм. После этого, весь полученный материал перерабатывается, и рождаются эскизы совершенно новых изделий — сначала на бумаге, а затем и в серебре.
Изготовление примы модельером
После того, как создан и утвержден первоначальный серебряный эскиз, за работу берется уникальный мастер — модельер. Под специальным микроскопом он вручную доводит модель до совершенства и изготавливает так называемую приму: прототип, с которого затем будет делаться форма. Вручную вырезаются мельчайшие детали ликов, надписи, узоры, орнаменты и прочие элементы будущего креста или образа. Любой православный мастер понимает, что даже мельчайший образок святого — это, прежде всего, икона. Повышенное внимание уделяется и надписям на образках, ведь любое изделие должно содержать верную подпись, иначе по канонам оно уже не сможет считаться иконой.
Запекание резиновых форм
Свое детище, модель образа или креста, художник-модельер передает в производство. Теперь задумка автора, вырезанная в серебре, называется примой, т.е. первой, единственной. Она служит основой для создания производственного изделия. Первым ее принимает мастер-вулканизаторщик. Его задача - создать восковую модель примы. Для этого ее помещают между пластинок из мягкой как пластилин резины. Форма закладывается в печь и при высоких температурах запекается. По окончании обработки мастер достает резиновую заготовку из печи и аккуратно скальпелем разрезает ее вдоль формы, чтобы извлечь из нее приму. Под воздействием высоких температур, на резине остается точный отпечаток, повторяющий каждый штрих примы. Теперь сюда можно впрыскивать воск и делать заготовки для массового производства.
Изготовление восковых макетов изделия
Составные части резиновых форм плотно пригоняются друг к другу и помещаются под пресс специальной (инжекционной) установки, где под высоким давлением в них вводится ювелирный воск. Затем формы с расплавленным воском помещают на несколько минут в холодильник. Последний этап – это извлечение застывшего воскового макета изделия из резиновой формы.
Собирание восковок в «ёлки»
Чтобы изделие из воскового стало серебряным, нужно провести еще один сложный этап превращений. Изготовленные восковки нужно соединить вместе для того, чтобы изготовить по ним гипсовую форму. Каждая восковая моделька имеет своеобразную веточку (литник), которой она крепится к стволу. Крепятся они так, чтобы весь макет составлял единое целое, но его детали не соприкасались друг с другом. В результате восковая модель приобретает весьма характерную форму, за что её и называют «ёлкой».
Изготовление литейных форм
Восковые «ёлки» помещаются в так называемые опоки — полые железные цилиндры — и заливаются формовочной смесью из гипса. Затем готовые формы помещают в специальную печь, где в течение суток из них в несколько этапов, без остатка, выплавляется, выжигается, а затем выпаривается весь ювелирный воск. В этой же печи гипс закаляется, чтобы впоследствии выдержать температуру расплавленного серебра.
Заливка серебра
Наконец наступает долгожданный момент, когда подготовка окончена и вот-вот появится отлитое основание будущего крестика. Каждую форму мастер последовательно помещает в печь, засыпает туда серебро и, когда оно плавится и достигает указанной температуры, под высоким давлением заливает серебро в форму, чтобы оно прошло по каждому её канальцу и заполнило даже самые мелкие детали. Когда раскаленное серебро немного остынет внутри формы, её опускают в воду, чтобы остудить окончательно.
Очистка и обрезка «ёлок»
Следующий этап - очистка серебряной заготовки от остатков гипсовой формы. Основная часть гипса отпадает в тот момент, когда раскаленная форма оказывается в воде. А окончательно серебро очищается при помощи сильной струи воды, специальной кислоты и ультразвука. В результате серебро становится белого цвета и приобретает матовую фактуру.
Сборка и художественная обработка изделий (чернение, золочение, эмалировка, закрепка)
Даже самое простой крестик или образок состоит из нескольких частей, не говоря уже о складнях. Таким образом, изделия попадают к монтировщикам, которым как минимум, необходимо присоединить к крестику или образку ушко для цепочки, и сделать это нужно, не оставив шва сварки. После того, как сборка окончена, серебряное изделие тщательно взвешивается на сверхточных весах и отправляется в пробирную палату, где проверяется качество сплава и на изделие ставится проба.
По возвращении из пробирной палаты, изделие тщательно полируется и приобретает привычный для нашего глаза блеск. После того оно передаётся различным специалистам-ювелирам. Если изделие содержит эмаль, то его передают мастеру-эмальеру, закрепщик вставляет в изделие камни различной величины, отдельные специалисты занимаются золочением и чернением серебра. Это настолько тонкая работа, что руководитель мастерской с лёгкостью может узнать почерк каждого из своих мастеров. После того, как мастера закончат свою работу, начальник производства осматривает результат, чтобы не допустить в нем каких-либо изъянов, после чего все работники собираются на общую благодарственную молитву и расходятся по домам.
Освящение готовых изделий
Но, сколь бы ни был красив созданный крестик, он, прежде всего, является видимым символом смерти Христовой и знаком причастности человека к Его Церкви. А потому остается еще один, самый важный этап — каждое из изделий освящается в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, чтобы каждый, кто наденет такой крест, получал от Бога защиту, силу и крепость.
Некогда крест был драгоценной святыней, которая часто передавалась из поколения в поколение, и каждый, кто получал его — бережно хранил его. Сегодня нательный крест для множества людей — это часто алюминиевая штамповка, которую легко выбросить, потерять и купить снова, а иной раз закинуть на дальнюю полку сразу после крещения.
Некогда обменяться нательным крестом с другом — означало назвать человека крестным братом и установить с ним такую связь, в сравнении с которой меркли связи родственные. Сегодня же в народе сколь безосновательно, столь прочно засело суеверие, что, подарив крест, человек дарит с ним и свои грехи...
Одна из задач Церкви, как организма земного и в то же время небесного, — раскрыть перед человеком духовный мир через понятные ему материальные примеры. Таким образом, показать духовное значение нательного крестика легче всего через его земную красоту. Для этого мастера прикладывают огромные усилия, и результатом их работы стали изделия, которые впервые с 1917 года пополнили коллекцию церковного искусства Исторического музея.
Художественные эскизы
Работа над любым изделием начинается с художников, которые находятся в постоянном изучении православных канонов. Они посещают древние храмы и монастыри, художественные музеи и археологические раскопки, собирая эскизы и зарисовки существующих до сего дня традиционных православных форм. После этого, весь полученный материал перерабатывается, и рождаются эскизы совершенно новых изделий — сначала на бумаге, а затем и в серебре.
Изготовление примы модельером
После того, как создан и утвержден первоначальный серебряный эскиз, за работу берется уникальный мастер — модельер. Под специальным микроскопом он вручную доводит модель до совершенства и изготавливает так называемую приму: прототип, с которого затем будет делаться форма. Вручную вырезаются мельчайшие детали ликов, надписи, узоры, орнаменты и прочие элементы будущего креста или образа. Любой православный мастер понимает, что даже мельчайший образок святого — это, прежде всего, икона. Повышенное внимание уделяется и надписям на образках, ведь любое изделие должно содержать верную подпись, иначе по канонам оно уже не сможет считаться иконой.
Запекание резиновых форм
Свое детище, модель образа или креста, художник-модельер передает в производство. Теперь задумка автора, вырезанная в серебре, называется примой, т.е. первой, единственной. Она служит основой для создания производственного изделия. Первым ее принимает мастер-вулканизаторщик. Его задача - создать восковую модель примы. Для этого ее помещают между пластинок из мягкой как пластилин резины. Форма закладывается в печь и при высоких температурах запекается. По окончании обработки мастер достает резиновую заготовку из печи и аккуратно скальпелем разрезает ее вдоль формы, чтобы извлечь из нее приму. Под воздействием высоких температур, на резине остается точный отпечаток, повторяющий каждый штрих примы. Теперь сюда можно впрыскивать воск и делать заготовки для массового производства.
Изготовление восковых макетов изделия
Составные части резиновых форм плотно пригоняются друг к другу и помещаются под пресс специальной (инжекционной) установки, где под высоким давлением в них вводится ювелирный воск. Затем формы с расплавленным воском помещают на несколько минут в холодильник. Последний этап – это извлечение застывшего воскового макета изделия из резиновой формы.
Собирание восковок в «ёлки»
Чтобы изделие из воскового стало серебряным, нужно провести еще один сложный этап превращений. Изготовленные восковки нужно соединить вместе для того, чтобы изготовить по ним гипсовую форму. Каждая восковая моделька имеет своеобразную веточку (литник), которой она крепится к стволу. Крепятся они так, чтобы весь макет составлял единое целое, но его детали не соприкасались друг с другом. В результате восковая модель приобретает весьма характерную форму, за что её и называют «ёлкой».
Изготовление литейных форм
Восковые «ёлки» помещаются в так называемые опоки — полые железные цилиндры — и заливаются формовочной смесью из гипса. Затем готовые формы помещают в специальную печь, где в течение суток из них в несколько этапов, без остатка, выплавляется, выжигается, а затем выпаривается весь ювелирный воск. В этой же печи гипс закаляется, чтобы впоследствии выдержать температуру расплавленного серебра.
Заливка серебра
Наконец наступает долгожданный момент, когда подготовка окончена и вот-вот появится отлитое основание будущего крестика. Каждую форму мастер последовательно помещает в печь, засыпает туда серебро и, когда оно плавится и достигает указанной температуры, под высоким давлением заливает серебро в форму, чтобы оно прошло по каждому её канальцу и заполнило даже самые мелкие детали. Когда раскаленное серебро немного остынет внутри формы, её опускают в воду, чтобы остудить окончательно.
Очистка и обрезка «ёлок»
Следующий этап - очистка серебряной заготовки от остатков гипсовой формы. Основная часть гипса отпадает в тот момент, когда раскаленная форма оказывается в воде. А окончательно серебро очищается при помощи сильной струи воды, специальной кислоты и ультразвука. В результате серебро становится белого цвета и приобретает матовую фактуру.
Сборка и художественная обработка изделий (чернение, золочение, эмалировка, закрепка)
Даже самое простой крестик или образок состоит из нескольких частей, не говоря уже о складнях. Таким образом, изделия попадают к монтировщикам, которым как минимум, необходимо присоединить к крестику или образку ушко для цепочки, и сделать это нужно, не оставив шва сварки. После того, как сборка окончена, серебряное изделие тщательно взвешивается на сверхточных весах и отправляется в пробирную палату, где проверяется качество сплава и на изделие ставится проба.
По возвращении из пробирной палаты, изделие тщательно полируется и приобретает привычный для нашего глаза блеск. После того оно передаётся различным специалистам-ювелирам. Если изделие содержит эмаль, то его передают мастеру-эмальеру, закрепщик вставляет в изделие камни различной величины, отдельные специалисты занимаются золочением и чернением серебра. Это настолько тонкая работа, что руководитель мастерской с лёгкостью может узнать почерк каждого из своих мастеров. После того, как мастера закончат свою работу, начальник производства осматривает результат, чтобы не допустить в нем каких-либо изъянов, после чего все работники собираются на общую благодарственную молитву и расходятся по домам.
Освящение готовых изделий
Но, сколь бы ни был красив созданный крестик, он, прежде всего, является видимым символом смерти Христовой и знаком причастности человека к Его Церкви. А потому остается еще один, самый важный этап — каждое из изделий освящается в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, чтобы каждый, кто наденет такой крест, получал от Бога защиту, силу и крепость.
Обсуждения Нательный крест