Как активировать в себе Наблюдателя

Всем известно, что великие бодхисаттвы говорят о необходимости овладевать наукой «непривязанности». И эта идея непривязанности, по-видимому, хорошо согласуется с восточным складом ума.

Но на Западе мы часто воспринимаем это слово как синоним равнодушия. На самом же деле состояние равнодушия и непривязанности разделяет глубокая пропасть.

Чтобы найти способ понять внутренний смысл непривязанности как противоположности равнодушию, мы стали искать учителя, который бы в своей работе руководствовался именно этим различием. Таким учителем оказался Айан Уолстенхольм.

Свою миссию Айан видит в том, чтобы помочь людям переместиться в своё подлинное «Я», где бы они могли ощутить настоящую Лёгкость Бытия. Он понимает, какую путаницу вызывают попытки перевести восточные понятия на язык западного ума. Поэтому он разработал мощный и эффективный способ представления «процесса Бытия Здесь и Сейчас».

Айан очень ярко описывает, как можно достичь этого состояния. Возможно, для многих из нас его рассказ окажется «недостающим звеном».

Сюзан: Почему вы решили попытаться сделать восточные традиции понятными для западного ума?

Айан: Всё объясняется тем, что большая часть информации, которую я получаю, касается именно этого вопроса. В моей работе с людьми наступает момент, когда они открывают мне, какой смысл они придают тому или иному понятию.

Сюзан: Насколько я понимаю, вы разработали способ описания пребывания в «Сейчас», который облегчает западному уму понимание того, что это на самом деле означает. Не могли бы вы поделиться своими достижениями с нами?

Айан: Начну с того, что западный ум всё слишком усложняет. Он должен получать информацию. Поэтому первая порция информации, которую я предоставляю людям, заключается в том, что каждый из нас из-за своей обусловленности считает себя единой личностью, тогда как на самом деле он играет множество ролей.

Например, вы, по-видимому, считаете, что вы Сюзан. Но при более внимательном рассмотрении вы обнаружите, что Сюзан – это много различных обусловленных «я» – много образов действий и эмоциональных состояний, причём каждое из них имеет свой сценарий, который включается тогда, когды вы начинаете играть соответствующую роль.

Есть роль, которую я называю «Наблюдатель». Это та роль, о которой Будда говорил своим ученикам, место Настоящего, или «недвойственности». Наблюдатель – это пространство, знакомое по опыту каждому из нас.

«Двойственность» мы обретаем только тогда, когда входим в одно из своих обусловленных «я». И всё, что нам нужно сделать для того, чтобы переместиться в место, где мы становимся Наблюдателем своих переживаний, – это научиться отличать эту часть от множества других частей своего «Я».

Сюзан: И как вы учите этому людей?

Айан: Мы начинаем очень просто. Утверждая, что Сюзан играет множество ролей, мы можем сказать, что тогда, когда она не в роли Наблюдателя – той роли, которая принадлежит Настоящему, – она играет роль, пришедшую из прошлого.

Если Сюзан верит в ту роль из прошлого, которую она играет, значит, она находится в прошлом. И эта часть её «Я» будет делать всё возможное, чтобы заставить других людей играть их роли по её сценарию.

Сюзан: А если она не верит в неё?

Айан: Значит, она находится в месте Наблюдателя, и теперь она может обнаружить ряд установок и убеждений, соответствующих этой её роли. И она обнаружит сценарий.

Мы «метим» свои сценарии, и это помогает нам переместиться на место Наблюдателя. Именно об этом всё время идёт речь. Местонахождение – местонахождение – местонахождение.

Сюзан: Опишите, пожалуйста, процесс «пометки» наших сценариев. Если можно, приведите примеры.

Айан: Самый важный сценарий – это так называмый «сценарий обиды».

Следуя сценарию обиды, мы можем, например, говорить что-нибудь вроде «Я имел право так поступить» или «Это несправедливо». Подобные мысли – верный признак того, что мы обыгрываем сценарий обиды.

Таким образом, всякий раз, когда вы чувствуете, что вы имели на что-то право или что мир несправедлив, постарайтесь отметить это чувство. Вы снабжаете эмоции своего рода «меткой», которая будет напоминать вам о том, что вы просто переключились на данную роль, ведёте себя согласно данному сценарию.

Скажем, вы говорите: «О, я сделала всё для них, я сделала и то, и это, а они ничего для меня не делают». Всегда найдётся тысяча причин, чтобы обидеться на другого человека.

В тот момент, когда вы ловите себя на том, что ищете причину, знайте – вы испытываете чувство обиды. Это самое подходящее место для того, чтобы его «пометить».

После этого вы можете вернуться в настоящее и просто позволить проявиться переживаемой в настоящий момент эмоции, какой бы она ни была. Это можно сравнить с перемещением курсора на экране компьютера. Когда мы помещаем курсор в то или иное окно, это окно активизируется. Мы можем переместить курсор на место Наблюдателя – и тем самым активизировать Наблюдателя.

Сюзан: Выходит, сценарий обиды – это просто одна из наших ролей?

Айан: Нет. К сожалению, роли не так легко снабдить ярлыками. Всё значительно сложнее. Область чувства обиды затрагивают многие роли.

Но чувство обиды, я думаю, – самый мощный источник наших сценариев, отчасти потому, что оно выдаёт себя за гнев.

Некоторые говорят: «Я по-настоящему разозлился», но то, что они испытывают на самом деле, – это обида.

Сюзан: В чём же разница?

Айан: Гнев – непосредственная реакция. Что-то происходит – и вы взрываетесь. Гнев – это вспышка. Гнев необуздан. Гнев не может задерживаться.

Задерживается обида. Обида чрезвычайно опасна, она всегда просочится и найдёт себе место. У нас всегда наготове целый список случаев, когда с нами «плохо обошлись», – всего того плохого, что, по нашему мнению, нам сделали, – и мы используем этот список в качестве оправдания того, что мы относимся к другим людям, как нам хочется.

Сюзан: Как показывает мой опыт, когда люди следуют сценарию обид, а мы не играем той роли, которая нам при этом отводится, нас могут обвинить в холодности или бесчувственности. У меня, например, есть друг, который потерял работу, а его жена из кожи вон лезла, чтобы заставить его расстраиваться по этому поводу. Она всё время обвиняла его, что он не заботится о своей семье. Как он мог оставаться в «Сейчас», не рискуя быть обвинённым в холодности и бесчувственности?

Айан: Ответить на такого рода вопрос не просто, так как вполне возможно, что, хотя этот человек казался безучастным, на самом деле он скрывал свои подлинные чувства. А утаивание чувств – это тоже сценарий обиды!

Предположим, что человек, о котором вы говорите, только делает вид, что он не расстроен сложившейся ситуацией. Разве он не нуждается в заработке? Разве он не нуждается в работе? Что он должен с этим делать?

Очень многое происходит с эмоциональной энергией при общении между людьми. Это не просто слова, которые они испоьзуют для общения. Важны не слова, а эмоциональная энергия, с которой эти слова произносятся. Эмоциональная энергия – вот что на самом деле определяет то, что происходит.

Рассматривая эту ситуацию, мы можем сказать, что, хотя создаётся впечатление, что расстраивается, злится и теряет контроль над собой жена, возможно, именно «спокойный сценарий» её мужа заставляет это делать. Муж может утверждать: «Я не сделал ничего, чтобы спровоцировать такое поведение!», тогда как он всё время скрывает свои подлинные чувства. А это – часть того, что я называю сценарием обиды.

Сюзан: Здорово! Я знаю этих людей, и, я думаю, вы совершенно правильно оцениваете динамику происходящего. Я как-то даже не подумала об этом.

Как же нам избавиться от этих сценариев?

Айан: Задача не в том, чтобы избавиться от них. Мы не можем от них избавиться. Задача в том, чтобы знать, что именно происходит, когда мы испытываем подобные чувства.

Если вы, например, беседуете со своей матерью, вполне вероятно, что она заставит вас переместиться в «маленькую» Сузан – или в одну из маленьких Сузан. Свобода во всех этих случаях заключается в том, чтобы знать, что происходит, когда вы чувствуете себя растроенной или испытываете другие нежелательные чувства, и использовать своё осознание, чтобы понять, в каком месте себя самой вы находитесь.

Когда мы расстроены, это означает, что мы переключились на какую-то конкретную свою роль. Именно сценарий, соответствующий этой роли, включает все переживаемые нами чувства.

Сюзан: А что вы можете сказать о тех случаях, когда другие действительно пытаются втянуть нас в свои сценарии, а мы не соглашаемся на это? Если мы откажемся принимать участие в игре, не будет ли это нас отдалять от них? Как можно это сделать, чтобы нас при этом не считали холодными или невнимательными?

Айан: Первый ответ: вы не можете этого сделать.

Чтобы не участвовать в сценарии другого человека, вы просто должны знать, как поступить.

Если вы понимаете, как вы работаете, и проверили это на себе – другими словами, если вы видите, что то, что я говорю, не просто представление, а точное описание того, что происходит, – значит, вы знаете, что, если вы втянуты в сценарий другого человека, вы участвуете в заговоре с целью удерживать его там.

Но второй ответ состоит в том, чтобы осознавать: Наблюдатель в другом человеке не хочет, чтобы мы играли роль в его сценарии.

Когда вам звонит подруга и сообщает, что с ней произошло что-то страшное, вам кажется, что вы её поддержите, если скажете: «Ах, как это ужасно!». Вам кажется, что подруга хочет, чтобы вы играли роль в её сценарии.

Но на самом деле ваша подруга говорит: «Помоги мне! Не допускай этого!»

Сюзан: Я уже долго нахожусь на этом пути, и мне приходится беседовать со многими людьми, которые ему следуют. И все мы понимаем то, о чём вы говорите. И мы, большинство из нас, бываем в пространстве Лёгкости Сердца. Но мы хотели бы жить там всё время, а это ускользает от нас. Как сделать это состояние перманентным?

Айан: Нужно подготовить пространство для того, чтобы это произошло. И один из способов сделать это – использовать то, о чём я говорю. Использовать своё сознание, чтобы как можно скорее осознавать, когда мы действуем согласно одному из своих сценариев. И после этого перемещаться в Настоящее.

Но как сделать это состояние постоянным? Я не могу дать никакого ответа. Мы ищем этого, и однажды это происходит само собой.

Постоянство приходит само собой.
Айан Уолстенхольм – учитель, автор книги «Заложник эмоций: добейтесь своей свободы» (Emotional Hostage – Negotiate Your Freedom).

В 1970 году, работая в Лондоне консультантом по дизайну, Айан переживает глубокое «осознание». В 1979 и 1981 годах, понимая необходимость включить этот опыт в свою жизнь, он едет в Индию, где проводит время в обществе просветлённого мистика Ошо. Позднее он встречает просветлённого учителя Барри Лонга и десять лет спустя организует и возглавляет Центр Барри Лонга, который вскоре превращается в успешную всемирную организацию.

Сейчас он работает с людьми в Великобритании и континентальной Европе, помогая проведению семинаров, курсов и ритритов, организуя сатсанги и давая частные консультации. Вы можете посетить его сайт Realised.org.

Если вы действительно хотите Знать.
×

По теме Как активировать в себе Наблюдателя

Как пережить сердечный приступ, если Вы дома одни. Как себе

Если вы ощутили острую, ВНЕЗАПНУЮ загрудинную боль – сразу бросьте все, чем бы...
Журнал

Как найти себе подобных?

Самый злободневный вопрос на сегодняшний день, который, так или иначе...
Журнал

Как помочь себе?

Никто из нас не может помочь сам себе. Мы в жизни настолько связаны с другими...
Журнал

Как экономия на себе убивает женские энергии

Глубинная миссия женщины — это привносить любовь и красоту в наш мир. Через...
Журнал

Как установить в себе покой

Прежде всего, вы должны захотеть достичь покоя. А затем вы должны настойчиво...
Журнал

Как правильно удерживать в себе потоки энергии?

1. Не тратить время на жалость к себе Вы никогда не увидите, как сильный духом...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Дзадзен. Кодо Саваки Роси о дзадзене
О природе ума