Крав-мага (в переводе с иврита – «контактный бой», по другим версиям - «рукопашный бой») существенно отличается от всех других видов боевых искусств. Здесь нет ни поклонов противнику, ни медитаций - только самые эффективные приёмы самообороны, разработанные для армии и секретных служб Израиля.
Основатель – выходец из Словакии Имре (Имай) Лихтенфельд (1910 -1998), многократный чемпион Европы по греко-римской борьбе и боксу. В середине 30-х годов – в период ужесточения нацистского террора в Европе – Лихтенфельд организовал отряд самообороны для охраны порядка и безопасности еврейского района. Несколькими годами позже он записался добровольцем в Британский экспедиционный корпус, в составе которого участвовал в самых рискованных операциях против нацистов, доходящих подчас до открытых рукопашных столкновений. Неизменно выходя победителем, он начал обучать сослуживцев приёмам «своего» боевого искусства. В 1948 году, после создания государства Израиль, Имай Лихтенфельд поступает на службу в Армию Обороны Израиля на пост главного инструктора армии по физической подготовке и рукопашному бою.
Разрабатывая программу обучения, Лихтенфельд берёт за основу приёмы бокса, дзю-дзюцу и спортивной борьбы, прошедшие обкатку в многочисленных уличных драках. При этом он ориентируется на принципы простоты и эффективности, выбирая приёмы, строящиеся на естественных рефлекторных движениях человека в стрессовых ситуациях. Например, если на человека замахнуться палкой, естественным для него будет пригнуться и прикрыть голову руками, защищаясь от удара. Лихтенфельд, отдавая отчёт, что вычурность хороша только для показательных выступлений, лишь несколько видоизменил это движение – одна рука, поднимаясь, отводит палку, а кулак другой наносит удар в подбородок или горло противника.
Ставка делается, прежде всего, на скорость, силу и неожиданность. Удары направляются только в уязвимые части тела. При этом наиболее предпочтительными мишенями являются пах, горло и глаза, затем солнечное сплетение, подбородок, колени, виски и т.д. В бою в ход идут не только подсечки, броски и болевые приёмы, но и удары головой, укусы, тычки пальцами в глаза, переломы пальцев – все те приёмы, которые запрещены даже в боях без правил, - а так же любые подручные предметы, которые можно использовать в качестве оружия.
Реализовав свою систему самообороны в армии, секретных службах, охранных подразделениях и силовых ведомствах Израиля, Лихтенфельд решил адаптировать её для гражданского населения. Безусловно, в открывшихся школах крав-мага не пропагандировали использование калечащих приёмов: детей обучали и обучают по методике – «вырваться и убежать», женщин - «самозащита при изнасиловании», мужчин – умению постоять за себя в любой ситуации.
К тому же, каждому, решившему заниматься крав-мага, предъявляются определённые требования:
• "Не получить повреждений": добиваться высокого уровня в профессионализме самозащиты.
• "Быть скромным": не хвастаться своими умениями и избегать ненужных конфликтов.
• "Действовать правильно": делать правильные вещи в правильное время и в правильном месте.
• "Стать настолько умелым, чтобы не было необходимым убивать": сначала попытаться избежать конфронтации, но на нападение отвечать с адекватным уровнем силы, достаточным для нейтрализации угрозы и избежания опасности.
Тренировки по крав-мага, даже в популяризированной голливудской форме, достаточно реалистичны. Неотъемлемой частью занятия являются «симуляции» - моделирование возможных экстремальных ситуаций: «ограбление», «групповое нападение», «нападение с ножом», «захват заложников» и др. Одни и те же связки отрабатываются до автоматизма – с разными партнёрами, в разной экипировке, в разное время суток.
Собственно, доведение приобретаемых навыков до автоматизма – залог успеха любой деятельности. Взять хотя бы танцы, так горячо любимые Дженнифер Лопес.
Но, рассуждая о профессионализме, не стоит забывать, что крав-мага – боевое искусство, изначально созданное для ведения боя на уничтожение. Дженнифер Лопес совсем не похожа на жертву домашнего насилия, а на случай атаки извне страхует себя армией телохранителей. Однако, отомстив за скромную официантку на экране, она внесла крав-мага в обязательную программу своих тренировок.
Поспешим заверить последователей этого достаточно молодого боевого искусства, что упоминание яркого образа певицы/актрисы и достаточно среднего, к слову сказать, фильма, в котором она не продемонстрировала и сотой доли того, чему учил Имай Лихтенфельд, призвано лишь правильно расставить акценты. Выбирая занятия по душе (и это касается не только фитнеса), мы порой неосознанно ориентируемся на звёздные увлечения, как своего рода индикаторы популярности и эффективности. Зачастую мы забываем логически переварить информацию: способна ли йога, к примеру, убрать морщины под глазами или целлюлит за то же самое время, за которое с этой задачей справится скальпель хирурга?!
Способно ли крав-мага придать вашему телу округлости, которые не грех застраховать на сумму не меньшую, чем некогда запросила J.Lo? Вряд ли. Сможете ли вы, усвоив основные приёмы, раскидывать врагов налево и направо, как Нео в знаменитой сцене «Матрицы»? Скорее всего, нет. Что же даёт крав-мага людям, не нуждающимся в выплеске агрессии на тренировках? Ответ на этот вопрос кроется в самом определении. Крав-мага – это не спорт, а система защиты – своего рода искусство. Искусство не быть жертвой.
Разрабатывая программу обучения, Лихтенфельд берёт за основу приёмы бокса, дзю-дзюцу и спортивной борьбы, прошедшие обкатку в многочисленных уличных драках. При этом он ориентируется на принципы простоты и эффективности, выбирая приёмы, строящиеся на естественных рефлекторных движениях человека в стрессовых ситуациях. Например, если на человека замахнуться палкой, естественным для него будет пригнуться и прикрыть голову руками, защищаясь от удара. Лихтенфельд, отдавая отчёт, что вычурность хороша только для показательных выступлений, лишь несколько видоизменил это движение – одна рука, поднимаясь, отводит палку, а кулак другой наносит удар в подбородок или горло противника.
Ставка делается, прежде всего, на скорость, силу и неожиданность. Удары направляются только в уязвимые части тела. При этом наиболее предпочтительными мишенями являются пах, горло и глаза, затем солнечное сплетение, подбородок, колени, виски и т.д. В бою в ход идут не только подсечки, броски и болевые приёмы, но и удары головой, укусы, тычки пальцами в глаза, переломы пальцев – все те приёмы, которые запрещены даже в боях без правил, - а так же любые подручные предметы, которые можно использовать в качестве оружия.
Реализовав свою систему самообороны в армии, секретных службах, охранных подразделениях и силовых ведомствах Израиля, Лихтенфельд решил адаптировать её для гражданского населения. Безусловно, в открывшихся школах крав-мага не пропагандировали использование калечащих приёмов: детей обучали и обучают по методике – «вырваться и убежать», женщин - «самозащита при изнасиловании», мужчин – умению постоять за себя в любой ситуации.
К тому же, каждому, решившему заниматься крав-мага, предъявляются определённые требования:
• "Не получить повреждений": добиваться высокого уровня в профессионализме самозащиты.
• "Быть скромным": не хвастаться своими умениями и избегать ненужных конфликтов.
• "Действовать правильно": делать правильные вещи в правильное время и в правильном месте.
• "Стать настолько умелым, чтобы не было необходимым убивать": сначала попытаться избежать конфронтации, но на нападение отвечать с адекватным уровнем силы, достаточным для нейтрализации угрозы и избежания опасности.
Тренировки по крав-мага, даже в популяризированной голливудской форме, достаточно реалистичны. Неотъемлемой частью занятия являются «симуляции» - моделирование возможных экстремальных ситуаций: «ограбление», «групповое нападение», «нападение с ножом», «захват заложников» и др. Одни и те же связки отрабатываются до автоматизма – с разными партнёрами, в разной экипировке, в разное время суток.
Собственно, доведение приобретаемых навыков до автоматизма – залог успеха любой деятельности. Взять хотя бы танцы, так горячо любимые Дженнифер Лопес.
Но, рассуждая о профессионализме, не стоит забывать, что крав-мага – боевое искусство, изначально созданное для ведения боя на уничтожение. Дженнифер Лопес совсем не похожа на жертву домашнего насилия, а на случай атаки извне страхует себя армией телохранителей. Однако, отомстив за скромную официантку на экране, она внесла крав-мага в обязательную программу своих тренировок.
Поспешим заверить последователей этого достаточно молодого боевого искусства, что упоминание яркого образа певицы/актрисы и достаточно среднего, к слову сказать, фильма, в котором она не продемонстрировала и сотой доли того, чему учил Имай Лихтенфельд, призвано лишь правильно расставить акценты. Выбирая занятия по душе (и это касается не только фитнеса), мы порой неосознанно ориентируемся на звёздные увлечения, как своего рода индикаторы популярности и эффективности. Зачастую мы забываем логически переварить информацию: способна ли йога, к примеру, убрать морщины под глазами или целлюлит за то же самое время, за которое с этой задачей справится скальпель хирурга?!
Способно ли крав-мага придать вашему телу округлости, которые не грех застраховать на сумму не меньшую, чем некогда запросила J.Lo? Вряд ли. Сможете ли вы, усвоив основные приёмы, раскидывать врагов налево и направо, как Нео в знаменитой сцене «Матрицы»? Скорее всего, нет. Что же даёт крав-мага людям, не нуждающимся в выплеске агрессии на тренировках? Ответ на этот вопрос кроется в самом определении. Крав-мага – это не спорт, а система защиты – своего рода искусство. Искусство не быть жертвой.
Обсуждения Крав мага