Каждый день по мосту, соединяющему Сан-Франциско с городком ОклЕнд-Бэй, проносятся сотни тысяч автомобилей. Их водители вряд ли даже замечают лежащий чуть к северу небольшой прямоугольный участок земли. Сюда, на островок Йерба-Буэна, до меня сверху доносится грохот пролетающих мимо автомобилей, а я, стоя на берегу, вглядываюсь в водную ширь за узким перешейком.
Там посреди залива виднеется богом забытый клочок земли — это Остров сокровищ (Treasure Island). На нем всего-то — заброшенная военно-морская база да горстка небогатых обитателей. Да уж, эти 1,5 км2 обитаемой земли никак не тянут на свое многообещающее название. Никому не нужные военные постройки, проржавевшие цистерны из-под горючего, трансформаторные будки ничуть не украшают силуэт острова. Под растрескавшимся асфальтом кроются химические отстойники.
Если уж искать город будущего, то не в таком месте, как Остров Сокровищ, однако меня поиски привели именно сюда. Моим проводником оказалась Джин Роджерс, инженер по планированию и охране окружающей среды из компании Arup, которая занимается градостроительными проектами и консультированием. Вокруг панорама из роскошных видов, которые все мы знаем по открыткам: Сан-Франциско, Золотые Ворота, Беркли Хиллз. Тихоокеанский ветер треплет волосы. Роджерс постукивает каблучком по земле, на которой мы стоим, и напоминает, что это место — не просто остров, а артефакт, дело рук человеческих. Когда-то со дна было поднято 200 млн м3 грунта, который вывалили внутри ограждения, насыпанного из 287 000 т привозных валунов. В завершение поверх всего этого насыпали еще 50 000 м3 грунта.
Создавали Остров сокровищ в 1939 году для международной выставки «Золотые ворота», а потом, в ходе Второй мировой, его приспособили под военно-морскую базу. Когда 11 лет назад база была окончательно выведена из эксплуатации, в городе задумались, что же теперь делать с освободившимся местом. Городские власти, инженеры, архитекторы и представители общественности собирались 300 раз, и в результате родился план — создать самое претенциозное, самое фешенебельное поселение в США. Здесь будет «город-сад» на 13 500 персон.
На Острове сокровищ представился редкий случай создать все с чистого листа — снести всю инфраструктуру и начать прямо с закладки новых фундаментов и с реализации новых идей. Джаред Блуменфельд, заведующий отделом охраны окружающей среды в муниципалитете Сан-Франциско, выступая этой весной перед многочисленной аудиторией, поставил вопрос так: «Что бы вы построили, если бы выпал шанс начать с нуля, ну просто с абсолютного нуля?»
Утром выходного дня Остров Сокровищ выглядит совсем заброшенным – прямо как город-привидение. Для того чтобы превратить Остров сокровищ в образец идеального «города будущего», в такое место, где людям понравится жить, работать и развлекаться, необходимо полностью пересмотреть всю градостроительную концепцию. Плотность застройки должна вырасти с 20 до 200 единиц на гектар, так что девелоперские компании смогут удвоить свободные пространства, расселив при этом впятеро больше людей.
Непомерно растянутые кварталы (от перекрестка до перекрестка можно насчитать метров по шестьсот) превратятся в удобные для пешехода стометровые интервалы, и 90% обитателей смогут за десять минут пешком добираться до центра города. В центре будут расположены магазины, все необходимые услуги и причал парома с частыми регулярными рейсами до Сан-Франциско. Велосипедные дорожки свяжут обитателей с островом Йерба-Буэна и с восточным пролетом знаменитого моста Бэй-бридж над заливом.
Проанализировав погодную статистику, строители решили развернуть сетку улиц на 35° к западу (вместо прямого направления север–юг). Таким образом они надеются достичь оптимального баланса и в солнечном освещении, и в защите от океанских ветров. Благодаря диагональному расположению улиц открытые пространства станут более комфортабельны во все времена года. Более того, подобная организация позволит экономить энергию на службах, которые заняты обогревом, охлаждением и освещением города.
В Сан-Франциско сумели радикально сократить количество мусора, регулярно вывозимого на свалки, но для Острова сокровищ планка требований в этом отношении поставлена еще выше — предполагается, что к 2020 году вывоз с острова твердого мусора будет сведен к нулю. Вот один из важных шагов на пути к этой цели: все объедки и трава от стрижки газонов будут перерабатываться на компост и использоваться для удобрения сельскохозяйственных почв.
Система очистки сточных вод была построена еще 40 лет назад и требует замены. Сейчас весь сток после очистки поступает прямо в залив. В будущем четверть этого стока будет использована для полива сельхозугодий, а также для технических целей – смыва унитазов в туалетах и мытья яхт в порту. Пресную воду остров и впредь будет получать с материка, однако благодаря мерам по экономии (к примеру, за счет внедрения водоприборов с низким расходом) и благодаря утилизации сточных вод в год ему потребуется всего лишь 828 000 т — это примерно эквивалентно тем 500 мм осадков, которые ежегодно выпадают на этот остров.
В городах будущего предполагается создавать искусственные «болота», или «живые машины», которые позволят полностью замкнуть цикл кругооборота воды. Особые баки (с компьютерно регулируемым поддержанием режима), содержащие специальные микроорганизмы и водные растения, будут нейтрализовывать загрязнения в бытовых стоках. «Человек всегда стремился покорить природу, – говорит Роджерс, – но раньше он обращался к грубой силе, а сейчас при решении самых сложных инженерных задач склонен подражать живым системам».
По предварительным оценкам, «живые машины» в этом проекте должны покрывать до 90% ежегодных потребностей в пресной воде для всего «экоквартала». Как говорит Харрисон Фрэйкер, декан колледжа экологических проектов в Университете штата Калифорния, при выпадении достаточного количества дождей дополнительные поставки воды могут оказаться вообще не нужны.
Благодаря новым цифровым технологиям все эти маломасштабные энергосистемы становятся заметно более эффективны. Компьютерные чипы, встроенные в контуры производителя и потребителя энергии, могут автоматически управлять нагрузкой, учитывая время пикового потребления и время спада энергоподачи. Установленные в зданиях датчики могут управлять сервоприводами и в нужное время автоматически открывать окна для вентиляции или же регулировать положение жалюзи, перекрывающих поток солнечного света. Все это прямо ведет к экономии энергии.
Впрочем, ни один отдельный альтернативный источник энергии не сможет полностью заменить электроэнергию «из розетки». Ключ к решению энергетической проблемы состоит в использовании сразу нескольких подходов. «Если собрать в кулак сразу и энергию воды, и энергию ветра, и энергию биогаза, у нас хватит сил для настоящего прорыва». В проекте Фрэйкера «экоквартал» предполагается 100% энергетических нужд удовлетворять за счет местных возобновляемых ресурсов. К достижению этой цели пока еще не удавалось приблизиться ни одному городу.
Вместе с Роджерс мы возвращаемся в машину и едем мимо железобетонных ангаров, оставшихся еще со времени международной выставки «Золотые ворота». Когда-то это были «павильон воздушного транспорта» и «дворец изящных и свободных искусств». Наш круиз по острову заканчивается у еще одного памятника той эпохи — полукруглого административного здания. Мы стоим перед импозантной постройкой в стиле ар-деко, и тут у меня в памяти всплывает рекламный слоган из хроникальной ленты, посвященной выставке 1939 года: «Воздадим должное великим достижениям нашего времени! Смотрите, как мечта становится явью!» Конечно, наши представления о прогрессе с 1939 года успели существенно измениться, но и сейчас жив тот оптимизм, с которым был поднят из пучины этот рукотворный остров. И теперь он имеет все шансы воплотиться в по-настоящему жизнеспособное творение. Что бы вы построили, будь у вас возможность начать с чистого листа?
Если уж искать город будущего, то не в таком месте, как Остров Сокровищ, однако меня поиски привели именно сюда. Моим проводником оказалась Джин Роджерс, инженер по планированию и охране окружающей среды из компании Arup, которая занимается градостроительными проектами и консультированием. Вокруг панорама из роскошных видов, которые все мы знаем по открыткам: Сан-Франциско, Золотые Ворота, Беркли Хиллз. Тихоокеанский ветер треплет волосы. Роджерс постукивает каблучком по земле, на которой мы стоим, и напоминает, что это место — не просто остров, а артефакт, дело рук человеческих. Когда-то со дна было поднято 200 млн м3 грунта, который вывалили внутри ограждения, насыпанного из 287 000 т привозных валунов. В завершение поверх всего этого насыпали еще 50 000 м3 грунта.
Создавали Остров сокровищ в 1939 году для международной выставки «Золотые ворота», а потом, в ходе Второй мировой, его приспособили под военно-морскую базу. Когда 11 лет назад база была окончательно выведена из эксплуатации, в городе задумались, что же теперь делать с освободившимся местом. Городские власти, инженеры, архитекторы и представители общественности собирались 300 раз, и в результате родился план — создать самое претенциозное, самое фешенебельное поселение в США. Здесь будет «город-сад» на 13 500 персон.
На Острове сокровищ представился редкий случай создать все с чистого листа — снести всю инфраструктуру и начать прямо с закладки новых фундаментов и с реализации новых идей. Джаред Блуменфельд, заведующий отделом охраны окружающей среды в муниципалитете Сан-Франциско, выступая этой весной перед многочисленной аудиторией, поставил вопрос так: «Что бы вы построили, если бы выпал шанс начать с нуля, ну просто с абсолютного нуля?»
Утром выходного дня Остров Сокровищ выглядит совсем заброшенным – прямо как город-привидение. Для того чтобы превратить Остров сокровищ в образец идеального «города будущего», в такое место, где людям понравится жить, работать и развлекаться, необходимо полностью пересмотреть всю градостроительную концепцию. Плотность застройки должна вырасти с 20 до 200 единиц на гектар, так что девелоперские компании смогут удвоить свободные пространства, расселив при этом впятеро больше людей.
Непомерно растянутые кварталы (от перекрестка до перекрестка можно насчитать метров по шестьсот) превратятся в удобные для пешехода стометровые интервалы, и 90% обитателей смогут за десять минут пешком добираться до центра города. В центре будут расположены магазины, все необходимые услуги и причал парома с частыми регулярными рейсами до Сан-Франциско. Велосипедные дорожки свяжут обитателей с островом Йерба-Буэна и с восточным пролетом знаменитого моста Бэй-бридж над заливом.
Проанализировав погодную статистику, строители решили развернуть сетку улиц на 35° к западу (вместо прямого направления север–юг). Таким образом они надеются достичь оптимального баланса и в солнечном освещении, и в защите от океанских ветров. Благодаря диагональному расположению улиц открытые пространства станут более комфортабельны во все времена года. Более того, подобная организация позволит экономить энергию на службах, которые заняты обогревом, охлаждением и освещением города.
В Сан-Франциско сумели радикально сократить количество мусора, регулярно вывозимого на свалки, но для Острова сокровищ планка требований в этом отношении поставлена еще выше — предполагается, что к 2020 году вывоз с острова твердого мусора будет сведен к нулю. Вот один из важных шагов на пути к этой цели: все объедки и трава от стрижки газонов будут перерабатываться на компост и использоваться для удобрения сельскохозяйственных почв.
Система очистки сточных вод была построена еще 40 лет назад и требует замены. Сейчас весь сток после очистки поступает прямо в залив. В будущем четверть этого стока будет использована для полива сельхозугодий, а также для технических целей – смыва унитазов в туалетах и мытья яхт в порту. Пресную воду остров и впредь будет получать с материка, однако благодаря мерам по экономии (к примеру, за счет внедрения водоприборов с низким расходом) и благодаря утилизации сточных вод в год ему потребуется всего лишь 828 000 т — это примерно эквивалентно тем 500 мм осадков, которые ежегодно выпадают на этот остров.
В городах будущего предполагается создавать искусственные «болота», или «живые машины», которые позволят полностью замкнуть цикл кругооборота воды. Особые баки (с компьютерно регулируемым поддержанием режима), содержащие специальные микроорганизмы и водные растения, будут нейтрализовывать загрязнения в бытовых стоках. «Человек всегда стремился покорить природу, – говорит Роджерс, – но раньше он обращался к грубой силе, а сейчас при решении самых сложных инженерных задач склонен подражать живым системам».
По предварительным оценкам, «живые машины» в этом проекте должны покрывать до 90% ежегодных потребностей в пресной воде для всего «экоквартала». Как говорит Харрисон Фрэйкер, декан колледжа экологических проектов в Университете штата Калифорния, при выпадении достаточного количества дождей дополнительные поставки воды могут оказаться вообще не нужны.
Благодаря новым цифровым технологиям все эти маломасштабные энергосистемы становятся заметно более эффективны. Компьютерные чипы, встроенные в контуры производителя и потребителя энергии, могут автоматически управлять нагрузкой, учитывая время пикового потребления и время спада энергоподачи. Установленные в зданиях датчики могут управлять сервоприводами и в нужное время автоматически открывать окна для вентиляции или же регулировать положение жалюзи, перекрывающих поток солнечного света. Все это прямо ведет к экономии энергии.
Впрочем, ни один отдельный альтернативный источник энергии не сможет полностью заменить электроэнергию «из розетки». Ключ к решению энергетической проблемы состоит в использовании сразу нескольких подходов. «Если собрать в кулак сразу и энергию воды, и энергию ветра, и энергию биогаза, у нас хватит сил для настоящего прорыва». В проекте Фрэйкера «экоквартал» предполагается 100% энергетических нужд удовлетворять за счет местных возобновляемых ресурсов. К достижению этой цели пока еще не удавалось приблизиться ни одному городу.
Вместе с Роджерс мы возвращаемся в машину и едем мимо железобетонных ангаров, оставшихся еще со времени международной выставки «Золотые ворота». Когда-то это были «павильон воздушного транспорта» и «дворец изящных и свободных искусств». Наш круиз по острову заканчивается у еще одного памятника той эпохи — полукруглого административного здания. Мы стоим перед импозантной постройкой в стиле ар-деко, и тут у меня в памяти всплывает рекламный слоган из хроникальной ленты, посвященной выставке 1939 года: «Воздадим должное великим достижениям нашего времени! Смотрите, как мечта становится явью!» Конечно, наши представления о прогрессе с 1939 года успели существенно измениться, но и сейчас жив тот оптимизм, с которым был поднят из пучины этот рукотворный остров. И теперь он имеет все шансы воплотиться в по-настоящему жизнеспособное творение. Что бы вы построили, будь у вас возможность начать с чистого листа?
Авторская публикация. Свидетельство о публикации в СМИ № J108-16025.
Обсуждения Остров будущего