Целый месяц в саду "Эрмитаж" проходит музыкальный фестиваль "Остров Света". Его закрывает камерунский уроженец Ришар Бона. гость программы "Культурный вопрос" - один из организаторов фестивали и его идейный вдохновитель Дмитрий Дибров.
- Как вам в голову пришла идея проведения такого фестиваля?
ДИБРОВ: Мы с Борисом Гребенщиковым считаем "Остров света" последовательным звеном в цепи наших поступков по созданию удобной для отечественного интеллектуала среды обитания. Это телевизионная передача, мультиформатное издание, включающее DVD и журнал, и фестиваль "Остров света". Видите, как жизнь распоряжается. Борис по состоянию здоровья не смог в полной мере принять участие в работе фестиваля. Зато наше дело было маленькое. Есть в корабельном деле такая вот химера, которую ставят на корабль. Она не имеет никакой навигационной роли, не играет вообще никакой роли в жизни корабельного коллектива, но без нее как-то судно, как без парусов, не смотрится. Скорее всего , мы две таких химеры. Если надо, чтобы судно сошло на воду, пускай.
Вообще-то на "Острове света" существуют чрезвычайно профессиональные люди. Это промоуторы "Green Wave" - Саша Чепарухин и Саша Львов, который много лет положили на то, чтобы некоммерческая, но крайне важная для интеллектуала музыка, привозилась в страну. Это они привезли Jethro Tull, Skin. Кроме того, Сергей Мельников и коллектив, который со мной делал программы "Просвет" весь телевизионный сезон. Они выступают в качестве менеджеров и исполнительных директоров фестиваля.
- А что теперь не будут делать?
ДИБРОВ: Нет, мы скорее придумаем на ВГТРК новый проект. Что касается существа фестиваля, то я очень рад, что в самом центре Москвы российский человек может теперь увидеть все, чем богата наша планета. Нам хочется думать, что мы пуп земли и какая-то особенная, судьбоносная для планеты нация. Но я должен нас разочаровать. Одновременно с нами именно так полагают, по крайней мере, 4 нации из тех, что я знаю. А сколько я еще не знаю? Может быть, надо прекратить судьбоносить и просто посмотреть, что еще интересного накопили параллельные культуры, что накопила вообще цивилизация, что если посмотреть в лицо соседу? Надо помнить, что совок - это человек, не говорящий ни на каком языке, кроме собственного - и с прямом, и в фигуральном смысле. Давайте послушаем еще какие-то языки, сказали мы себе, и очень этому рады. Эту идею подхватили много-много тысяч москвичей, которые этот июль ходили на концерты. Надеюсь, 4 августа, на закрытии фестиваля они тоже придут . Мы не теряли времени даром.
- Сегодня ведь трудно сказать, что мы не слышим какой-то музыки, мы ее можем купить, она доступна.
ДИБРОВ: Надо сказать, что фестиваль состоится не только из концертов. Концерты начинаются часов в 7 вечера, разогревающие группы, а затем мастера. Надо сказать, что приезжают такие мастера, рядом с которыми не каждый может выйти и сыграть. Но до начала концерта тоже кое-что происходит. Сооружена в "Эрмитаже" малая сцена. Там происходит тот самый джем и симбиоз культур. Народная, этническая культура - это вещь бесценная, но мне кажется, что в 21 веке все-таки будущее за синтезом. Должна родиться некая синтетическая культурная материя. Но чтобы она была качественная, ингредиенты должны быть безукоризненны. Самым безукоризненным, лишенным любой формы зависимости от земного притяжения, каким является монетаризм, стремление получить прибыток и побежать в бухгалтерию. Так вот свободным от всех этих идей чистым ингредиентом является этническое творчество. И такой синтез все эти июльские дни, мне кажется, видим. Были очень интересные джемы, очень интересные музыканты, которые находились в юртах, в ярангах , ютясь от дождя. Там находили друг друга интересные музыканты. Можно было на малой сцене вдруг внезапно обнаружить австралийскую дудку, которая в полтора раза превышает человеческий рост. Можнобыло увидеть огромный славянский барабанище, которыми наши предки старались умилостивить силы природы, можно было видеть якутский варган. Все это вместе превращалась в интересную медитацию.
- Когда вы приглашали тех или иных музыкантов, вы им предлагали фестиваль на открытом воздухе. Очевидно возникал и вопрос о звуке?
ДИБРОВ: В саду "Эрмитаж" легче, чем на Васильевском спуске. К счастью, сегодня в Москве работают профессионалы, есть идеальное техническое оборудование. Были бы деньги.
- Не отказывались ли актеры петь живьем?
ДИБРОВ: Такие интеллектуалы , как Jethro Tull и Ришар Бона, с удовольствием приедут на фестиваль. Очередной концерт в зале - это вопрос только денег. А вот какое-то событие open-air - это всегда какая-то веха. Я не знаю фестивалей, которые бы преследовали денежную прибыль. Если говорят о баснословных барышах Казантипа, знаете, это ведь начиналось и продолжается как царство свободы, правда, свободы экстремальной. Все музыканты прекрасно знали, что они едут на такое событие, целью которого является что-то еще, кроме бухгалтерии.
На закрытии фестиваля в саду "Эрмитаж" выступит камерунский уроженец Ришар Бона. Африканский басист сотрудничал с Завинулом и МакФеррином, с собственной же группой играет шипучий и певучий этноджаз - будто Джеффри Ориема в электричестве. Помогут ему - неизменные тувинцы "Хуун-Хуур-Ту".
ДИБРОВ: Мы с Борисом Гребенщиковым считаем "Остров света" последовательным звеном в цепи наших поступков по созданию удобной для отечественного интеллектуала среды обитания. Это телевизионная передача, мультиформатное издание, включающее DVD и журнал, и фестиваль "Остров света". Видите, как жизнь распоряжается. Борис по состоянию здоровья не смог в полной мере принять участие в работе фестиваля. Зато наше дело было маленькое. Есть в корабельном деле такая вот химера, которую ставят на корабль. Она не имеет никакой навигационной роли, не играет вообще никакой роли в жизни корабельного коллектива, но без нее как-то судно, как без парусов, не смотрится. Скорее всего , мы две таких химеры. Если надо, чтобы судно сошло на воду, пускай.
Вообще-то на "Острове света" существуют чрезвычайно профессиональные люди. Это промоуторы "Green Wave" - Саша Чепарухин и Саша Львов, который много лет положили на то, чтобы некоммерческая, но крайне важная для интеллектуала музыка, привозилась в страну. Это они привезли Jethro Tull, Skin. Кроме того, Сергей Мельников и коллектив, который со мной делал программы "Просвет" весь телевизионный сезон. Они выступают в качестве менеджеров и исполнительных директоров фестиваля.
- А что теперь не будут делать?
ДИБРОВ: Нет, мы скорее придумаем на ВГТРК новый проект. Что касается существа фестиваля, то я очень рад, что в самом центре Москвы российский человек может теперь увидеть все, чем богата наша планета. Нам хочется думать, что мы пуп земли и какая-то особенная, судьбоносная для планеты нация. Но я должен нас разочаровать. Одновременно с нами именно так полагают, по крайней мере, 4 нации из тех, что я знаю. А сколько я еще не знаю? Может быть, надо прекратить судьбоносить и просто посмотреть, что еще интересного накопили параллельные культуры, что накопила вообще цивилизация, что если посмотреть в лицо соседу? Надо помнить, что совок - это человек, не говорящий ни на каком языке, кроме собственного - и с прямом, и в фигуральном смысле. Давайте послушаем еще какие-то языки, сказали мы себе, и очень этому рады. Эту идею подхватили много-много тысяч москвичей, которые этот июль ходили на концерты. Надеюсь, 4 августа, на закрытии фестиваля они тоже придут . Мы не теряли времени даром.
- Сегодня ведь трудно сказать, что мы не слышим какой-то музыки, мы ее можем купить, она доступна.
ДИБРОВ: Надо сказать, что фестиваль состоится не только из концертов. Концерты начинаются часов в 7 вечера, разогревающие группы, а затем мастера. Надо сказать, что приезжают такие мастера, рядом с которыми не каждый может выйти и сыграть. Но до начала концерта тоже кое-что происходит. Сооружена в "Эрмитаже" малая сцена. Там происходит тот самый джем и симбиоз культур. Народная, этническая культура - это вещь бесценная, но мне кажется, что в 21 веке все-таки будущее за синтезом. Должна родиться некая синтетическая культурная материя. Но чтобы она была качественная, ингредиенты должны быть безукоризненны. Самым безукоризненным, лишенным любой формы зависимости от земного притяжения, каким является монетаризм, стремление получить прибыток и побежать в бухгалтерию. Так вот свободным от всех этих идей чистым ингредиентом является этническое творчество. И такой синтез все эти июльские дни, мне кажется, видим. Были очень интересные джемы, очень интересные музыканты, которые находились в юртах, в ярангах , ютясь от дождя. Там находили друг друга интересные музыканты. Можно было на малой сцене вдруг внезапно обнаружить австралийскую дудку, которая в полтора раза превышает человеческий рост. Можнобыло увидеть огромный славянский барабанище, которыми наши предки старались умилостивить силы природы, можно было видеть якутский варган. Все это вместе превращалась в интересную медитацию.
- Когда вы приглашали тех или иных музыкантов, вы им предлагали фестиваль на открытом воздухе. Очевидно возникал и вопрос о звуке?
ДИБРОВ: В саду "Эрмитаж" легче, чем на Васильевском спуске. К счастью, сегодня в Москве работают профессионалы, есть идеальное техническое оборудование. Были бы деньги.
- Не отказывались ли актеры петь живьем?
ДИБРОВ: Такие интеллектуалы , как Jethro Tull и Ришар Бона, с удовольствием приедут на фестиваль. Очередной концерт в зале - это вопрос только денег. А вот какое-то событие open-air - это всегда какая-то веха. Я не знаю фестивалей, которые бы преследовали денежную прибыль. Если говорят о баснословных барышах Казантипа, знаете, это ведь начиналось и продолжается как царство свободы, правда, свободы экстремальной. Все музыканты прекрасно знали, что они едут на такое событие, целью которого является что-то еще, кроме бухгалтерии.
На закрытии фестиваля в саду "Эрмитаж" выступит камерунский уроженец Ришар Бона. Африканский басист сотрудничал с Завинулом и МакФеррином, с собственной же группой играет шипучий и певучий этноджаз - будто Джеффри Ориема в электричестве. Помогут ему - неизменные тувинцы "Хуун-Хуур-Ту".
Обсуждения Остров света