Кот Карлоса Слуцки, умерший некоторое время назад, продолжает навещать своего хозяина. Время от времени, в суматохе повседневной домашней работы, краем зрения Слуцки замечает крадущегося бывшего домашнего питомца, теперь больше похожего на кота-призрака.
Правда, призрачный кот является все реже и реже, и Слуцки отмечает, что по мере того, как проходит печаль, образ его четвероногого друга "стирается из настоящего мира, чтобы навсегда обосноваться в мире воспоминаний о тех, кто был нам дорог".
Умершие остаются с нами - это совершенно ясно, пишет портал Scientific American. Конечно, в большинстве случаев они пребывают в наших сердцах и памяти, однако некоторые люди продолжают воспринимать их органами чувств: они видят умерших, слышат их, чувствуют их запах, прикосновения или присутствие. Галлюцинации вызванные горем, являются обычной реакцией организма на тяжелую утрату, однако люди редко делятся своими видениями, поскольку бояться, что их сочтут душевнобольными или введенными утратой в состояние умственного расстройства. В обществе стойко ассоциируют наличие галлюцинаций с приемом наркотиков и умственными заболеваниями. Однако теперь мы знаем, что галлюцинации довольно распространенное явление даже у здоровых людей, не прибегающих к услугам наркотических веществ и чаще всего они возникают в время стресса.
По всей видимости, скорбь является тем состоянием, когда люди наиболее склонны к галлюцинациям - вплоть до того, что ощущение присутствия умершего является скорее нормой, нежели отклонением. Одно из исследований в этой области, проведенное Агнетой Гримби из Гётеборгского университета (Швеция), показало, что более 80% людей пожилого возраста в течении одного месяца после похорон испытывают галлюцинации, связанные со своим умершим спутником. Это вызвано тем, что их восприятие не успевает осознать уход любимого человека. Показателем того, насколько живыми могут быть эти видения, является тот факт, что почти треть видевших своих умерших близких сообщили, что они начинали разговаривать со своими видениями. Другими словами, это не просто иллюзии периферийного зрения, а нечто, способное вызвать к жизни саму суть умершего.
Иногда эти галлюцинации становятся по настоящему душераздирающими. Один немецкий исследователь в 2002 году описал случай, произошедший с женщиной средних лет, которая оплакивала смерть своей дочери, умершей от передозировки героина. Женщина регулярно видел молодую девушку и даже иногда слышала, как та говорит: "Мама, мама!" и "Мне так холодно". К счастью, вещи такого рода случаются относительно редко и большинство людей, испытывающих галлюцинации, вызванные смертью близкого человека, находят в них утешение, как если бы они таким образом воссоединялись с чем-то приятным из жизни ушедшего. Возможно, сущность этого воссоединение отражается в том, что по глубине переживаемого горя можно предсказать количество приятных галлюцинаций, таких, как ощущение счастья, испытанное во время бракосочетания с человеком, оставившим этот мир.
Существует ряд указаний на то, что вид "горестной" галлюцинации может отличаться в зависимости от той или иной культуры. Антропологи много раз отмечали, как сильно в разных частях света отличаются друг от друга церемонии, верования и общественные ритуалы, связанные со смертью. Однако у нас практически нет информации о том, как эти различающиеся взгляды влияют на восприятие людьми умерших после их смерти. Карлос Слуцки, владелец кота-призрака и ученый из университета Джорджа Мейсона (Виргиния, США), исследующий культуры разных народов, предполагает, что у культур не-европейского происхождения, различие между "миром живых" и "тем светом" не имеют четкого определения. Поэтому "горестные" галлюцинации не воспринимаются как нечто, о чем стоит волноваться. В своей последней статье ученый рассматривает случай одной пожилой латиноамериканки, которую часто навещают двое ее детей, умерших уже будучи взрослыми людьми. Как отмечает культуролог, они являются привычной и очень важной частью ее социальных связей. Отчет о другом случае позволяет утверждать, что подобные галлюцинации еще чаще встречаются у индейцев племени хопи или племени му-гайеб, проживающего в Омане, однако этом направлении систематических изысканий не проводилось.
Здесь наши познания в области видений с участием умерших близких заканчиваются. Несмотря на то, что галлюцинации являются одной из наиболее распространенных реакций на утрату, они практически не исследованы и мы мало о них знаем. Люди не выказывают особого желания распространяться на эту тему, равно как стараются не демонстрировать свою печаль.
Лишь небольшое число людей, читающих эту статью, в случае смерти близкого человека смогут пережить горе и при этом ни разу не испытать ощущения присутствия умершего. Мы часто попадаем в культурологическую ловушку, считая это явлением "призраков", однако в действительности все гораздо сложнее. Наше восприятие настроено таким образом, что если наши близки покидают нас, то оно старается заполнить пробел. Мы бессознательно пытаемся сделать окружающий мир таким, каким мы его знали на протяжении всех этих долгих лет, вернув тех, кого нам так недостает. Даже реальность не может соперничать с нашей любовь.
Умершие остаются с нами - это совершенно ясно, пишет портал Scientific American. Конечно, в большинстве случаев они пребывают в наших сердцах и памяти, однако некоторые люди продолжают воспринимать их органами чувств: они видят умерших, слышат их, чувствуют их запах, прикосновения или присутствие. Галлюцинации вызванные горем, являются обычной реакцией организма на тяжелую утрату, однако люди редко делятся своими видениями, поскольку бояться, что их сочтут душевнобольными или введенными утратой в состояние умственного расстройства. В обществе стойко ассоциируют наличие галлюцинаций с приемом наркотиков и умственными заболеваниями. Однако теперь мы знаем, что галлюцинации довольно распространенное явление даже у здоровых людей, не прибегающих к услугам наркотических веществ и чаще всего они возникают в время стресса.
По всей видимости, скорбь является тем состоянием, когда люди наиболее склонны к галлюцинациям - вплоть до того, что ощущение присутствия умершего является скорее нормой, нежели отклонением. Одно из исследований в этой области, проведенное Агнетой Гримби из Гётеборгского университета (Швеция), показало, что более 80% людей пожилого возраста в течении одного месяца после похорон испытывают галлюцинации, связанные со своим умершим спутником. Это вызвано тем, что их восприятие не успевает осознать уход любимого человека. Показателем того, насколько живыми могут быть эти видения, является тот факт, что почти треть видевших своих умерших близких сообщили, что они начинали разговаривать со своими видениями. Другими словами, это не просто иллюзии периферийного зрения, а нечто, способное вызвать к жизни саму суть умершего.
Иногда эти галлюцинации становятся по настоящему душераздирающими. Один немецкий исследователь в 2002 году описал случай, произошедший с женщиной средних лет, которая оплакивала смерть своей дочери, умершей от передозировки героина. Женщина регулярно видел молодую девушку и даже иногда слышала, как та говорит: "Мама, мама!" и "Мне так холодно". К счастью, вещи такого рода случаются относительно редко и большинство людей, испытывающих галлюцинации, вызванные смертью близкого человека, находят в них утешение, как если бы они таким образом воссоединялись с чем-то приятным из жизни ушедшего. Возможно, сущность этого воссоединение отражается в том, что по глубине переживаемого горя можно предсказать количество приятных галлюцинаций, таких, как ощущение счастья, испытанное во время бракосочетания с человеком, оставившим этот мир.
Существует ряд указаний на то, что вид "горестной" галлюцинации может отличаться в зависимости от той или иной культуры. Антропологи много раз отмечали, как сильно в разных частях света отличаются друг от друга церемонии, верования и общественные ритуалы, связанные со смертью. Однако у нас практически нет информации о том, как эти различающиеся взгляды влияют на восприятие людьми умерших после их смерти. Карлос Слуцки, владелец кота-призрака и ученый из университета Джорджа Мейсона (Виргиния, США), исследующий культуры разных народов, предполагает, что у культур не-европейского происхождения, различие между "миром живых" и "тем светом" не имеют четкого определения. Поэтому "горестные" галлюцинации не воспринимаются как нечто, о чем стоит волноваться. В своей последней статье ученый рассматривает случай одной пожилой латиноамериканки, которую часто навещают двое ее детей, умерших уже будучи взрослыми людьми. Как отмечает культуролог, они являются привычной и очень важной частью ее социальных связей. Отчет о другом случае позволяет утверждать, что подобные галлюцинации еще чаще встречаются у индейцев племени хопи или племени му-гайеб, проживающего в Омане, однако этом направлении систематических изысканий не проводилось.
Здесь наши познания в области видений с участием умерших близких заканчиваются. Несмотря на то, что галлюцинации являются одной из наиболее распространенных реакций на утрату, они практически не исследованы и мы мало о них знаем. Люди не выказывают особого желания распространяться на эту тему, равно как стараются не демонстрировать свою печаль.
Лишь небольшое число людей, читающих эту статью, в случае смерти близкого человека смогут пережить горе и при этом ни разу не испытать ощущения присутствия умершего. Мы часто попадаем в культурологическую ловушку, считая это явлением "призраков", однако в действительности все гораздо сложнее. Наше восприятие настроено таким образом, что если наши близки покидают нас, то оно старается заполнить пробел. Мы бессознательно пытаемся сделать окружающий мир таким, каким мы его знали на протяжении всех этих долгих лет, вернув тех, кого нам так недостает. Даже реальность не может соперничать с нашей любовь.
Обсуждения Призраки умерших