Изменение климата

Каждый вид транспорта оказывает разнообразное влияние на атмосферные процессы, выбрасывая в воздух разные газы. Норвежские ученые показали, как правильно подсчитывать вред от авиации и автотранспорта и как сравнивать их между собой.
Изменение климата
Несмотря на то, что изменение климата в глобальном масштабе теперь уже признают практически все, ситуация вряд ли в скором времени изменится к лучшему. Даже снижение темпов новых выбросов даётся с трудом, а направленное понижение концентрации углекислого газа в атмосфере пока выглядит почти фантастикой.

Приступая к решению проблемы, люди должны иметь представление о том, на какие рычаги стоит надавить в первую очередь, а с какими природа и так прекрасно справляется самостоятельно. Попытки количественного анализа воздействия тех или иных антропогенных факторов на потепление климата прежде имели или довольно смутные очертания, или ограничивались учетом небольшого количества параметров.

Дело в том, что транспортные средства – автомобили, поезда, морские и воздушные суда – оказывают комплексное влияние на атмосферу, выбрасывая в нее не только углекислый газ. К числу таковых относятся, например, окислы азота, угарный газ и летучие органические соединения, которые не задерживаются в атмосфере надолго, однако из-за своей высокой реакционной способности влияют на концентрации долгоживущих парниковых газов – метана и озона. Кроме них в атмосферу попадают короткоживущие аэрозоли и их прекурсоры – сажа и сернистый газ, также оказывающие охлаждающий эффект на температуру воздушных масс. Атмосферные выбросы авиатранспорта сказываются на стратосферной концентрации паров воды и влияют на формирование перистых облаков.

Мало того, что все эти факторы имеют своё характерное время воздействия на атмосферу, они же проявляют и разнонаправленное на нее влияние – какие-то приводят к понижению температуры, а какие-то неуклонно повышают температуру Земли. Во многом именно поэтому до сих пор никому не удавалось корректно учесть вклады каждого вида транспорта по отдельным газам и сравнить влияние различных видов транспорта на климат.

Сотрудники норвежского Международного центра исследования климата и окружающей среды Терье Бернстен и Ян Фуглестведт в опубликованной в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences статье показали, как следует оценивать влияние транспортной системы на температуру Земли.

Норвежцы начали свою работу с подсчёта влияния каждого эмиссионного фактора (CO2, NOx, CH4 и др.) на температуру атмосферы в долгосрочной перспективе (100 лет). Уровень эмиссии они привязали к хорошо документированному уровню транспортных выбросов в атмосферу в 2000 году. После этого оставалось просуммировать отдельные компоненты и вычислить, как масштабы воздействия каждого вида транспорта могут меняться со временем.

Согласно расчетам Бернстена и Фуглестведта, наибольшую роль в повышении температуры Земли играли и будут играть автомобили. За счёт огромных масштабов выбросов углекислого газа их доля в потеплении 6–7 раз превышает вклад всех остальных видов транспорта вместе взятых. На втором месте после автомобилей оказались самолёты, однако в будущем их вклад будет снижаться.

Чтобы разобраться с поездами, учёным пришлось учесть, что железнодорожный транспорт в настоящее время имеет двоякое влияние на атмосферу – прямое и непрямое. Прямое – это использование тепловозов для транспортировки грузов в неэлектрифицированных районах. Непрямое же влияние на атмосферу связано с выработкой энергии для электровозов на электростанциях. Она сопровождается как высвобождением углекислого газа, так и выбросами аэрозолей, охлаждающих атмосферу. Так или иначе, в сравнении с остальными видами транспорта железная дорога оказалась наименее, пренебрежимо мало ответственной за изменение климата.

А вот морские суда пока лишь охлаждают планету.

Такой эффект имеет место благодаря выбросам большого количества аэрозолей и оксидов азота, снижающих атмосферные концентрации метана и озона. Это обусловлено особым режимом судовых силовых установок, сжигающих дизельное топливо при высоких температурах и имеющих большие размеры. Однако в долгосрочной перспективе существенными опять оказываются парниковые выбросы, приводящие к потеплению.

Впрочем, следует отметить, что все эти расчёты проведены на основании данных о соотношении различных видов транспорта от 2000 года. Как он изменится в будущем, пока не ясно. Учёные надеются, что их работа позволит политикам поступить таким образом, чтобы эти изменения были не в худшую для планеты в целом сторону.
×

По теме Изменение климата

Изменение климата

Ученые растеряны – столь многофакторную задачу перед наукой природа еще не...
Журнал

Изменение климата

Изменение климата представляет значительную новую угрозу для здоровья населения...
Журнал

Изменение климата

Исследователи из университета Восточной Англии (University of East Anglia...
Журнал

Глобальное изменение климата

Изменение климата и Знаки Зодиака Христианство, да и многие материалисты и...
Журнал

Изменение климата и здоровье

Врачи и климатологи установили, что изменение климата представляет серьезнейшую...
Журнал

Изменение климата и гибель последних мамонтов

Изменение климата не было причиной гибели последней группы шерстистых мамонтов...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы