Каждый вид транспорта оказывает разнообразное влияние на атмосферные процессы, выбрасывая в воздух разные газы. Норвежские ученые показали, как правильно подсчитывать вред от авиации и автотранспорта и как сравнивать их между собой.
Несмотря на то, что изменение климата в глобальном масштабе теперь уже признают практически все, ситуация вряд ли в скором времени изменится к лучшему. Даже снижение темпов новых выбросов даётся с трудом, а направленное понижение концентрации углекислого газа в атмосфере пока выглядит почти фантастикой.
Приступая к решению проблемы, люди должны иметь представление о том, на какие рычаги стоит надавить в первую очередь, а с какими природа и так прекрасно справляется самостоятельно. Попытки количественного анализа воздействия тех или иных антропогенных факторов на потепление климата прежде имели или довольно смутные очертания, или ограничивались учетом небольшого количества параметров.
Дело в том, что транспортные средства – автомобили, поезда, морские и воздушные суда – оказывают комплексное влияние на атмосферу, выбрасывая в нее не только углекислый газ. К числу таковых относятся, например, окислы азота, угарный газ и летучие органические соединения, которые не задерживаются в атмосфере надолго, однако из-за своей высокой реакционной способности влияют на концентрации долгоживущих парниковых газов – метана и озона. Кроме них в атмосферу попадают короткоживущие аэрозоли и их прекурсоры – сажа и сернистый газ, также оказывающие охлаждающий эффект на температуру воздушных масс. Атмосферные выбросы авиатранспорта сказываются на стратосферной концентрации паров воды и влияют на формирование перистых облаков.
Мало того, что все эти факторы имеют своё характерное время воздействия на атмосферу, они же проявляют и разнонаправленное на нее влияние – какие-то приводят к понижению температуры, а какие-то неуклонно повышают температуру Земли. Во многом именно поэтому до сих пор никому не удавалось корректно учесть вклады каждого вида транспорта по отдельным газам и сравнить влияние различных видов транспорта на климат.
Сотрудники норвежского Международного центра исследования климата и окружающей среды Терье Бернстен и Ян Фуглестведт в опубликованной в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences статье показали, как следует оценивать влияние транспортной системы на температуру Земли.
Норвежцы начали свою работу с подсчёта влияния каждого эмиссионного фактора (CO2, NOx, CH4 и др.) на температуру атмосферы в долгосрочной перспективе (100 лет). Уровень эмиссии они привязали к хорошо документированному уровню транспортных выбросов в атмосферу в 2000 году. После этого оставалось просуммировать отдельные компоненты и вычислить, как масштабы воздействия каждого вида транспорта могут меняться со временем.
Согласно расчетам Бернстена и Фуглестведта, наибольшую роль в повышении температуры Земли играли и будут играть автомобили. За счёт огромных масштабов выбросов углекислого газа их доля в потеплении 6–7 раз превышает вклад всех остальных видов транспорта вместе взятых. На втором месте после автомобилей оказались самолёты, однако в будущем их вклад будет снижаться.
Чтобы разобраться с поездами, учёным пришлось учесть, что железнодорожный транспорт в настоящее время имеет двоякое влияние на атмосферу – прямое и непрямое. Прямое – это использование тепловозов для транспортировки грузов в неэлектрифицированных районах. Непрямое же влияние на атмосферу связано с выработкой энергии для электровозов на электростанциях. Она сопровождается как высвобождением углекислого газа, так и выбросами аэрозолей, охлаждающих атмосферу. Так или иначе, в сравнении с остальными видами транспорта железная дорога оказалась наименее, пренебрежимо мало ответственной за изменение климата.
А вот морские суда пока лишь охлаждают планету.
Такой эффект имеет место благодаря выбросам большого количества аэрозолей и оксидов азота, снижающих атмосферные концентрации метана и озона. Это обусловлено особым режимом судовых силовых установок, сжигающих дизельное топливо при высоких температурах и имеющих большие размеры. Однако в долгосрочной перспективе существенными опять оказываются парниковые выбросы, приводящие к потеплению.
Впрочем, следует отметить, что все эти расчёты проведены на основании данных о соотношении различных видов транспорта от 2000 года. Как он изменится в будущем, пока не ясно. Учёные надеются, что их работа позволит политикам поступить таким образом, чтобы эти изменения были не в худшую для планеты в целом сторону.
Приступая к решению проблемы, люди должны иметь представление о том, на какие рычаги стоит надавить в первую очередь, а с какими природа и так прекрасно справляется самостоятельно. Попытки количественного анализа воздействия тех или иных антропогенных факторов на потепление климата прежде имели или довольно смутные очертания, или ограничивались учетом небольшого количества параметров.
Дело в том, что транспортные средства – автомобили, поезда, морские и воздушные суда – оказывают комплексное влияние на атмосферу, выбрасывая в нее не только углекислый газ. К числу таковых относятся, например, окислы азота, угарный газ и летучие органические соединения, которые не задерживаются в атмосфере надолго, однако из-за своей высокой реакционной способности влияют на концентрации долгоживущих парниковых газов – метана и озона. Кроме них в атмосферу попадают короткоживущие аэрозоли и их прекурсоры – сажа и сернистый газ, также оказывающие охлаждающий эффект на температуру воздушных масс. Атмосферные выбросы авиатранспорта сказываются на стратосферной концентрации паров воды и влияют на формирование перистых облаков.
Мало того, что все эти факторы имеют своё характерное время воздействия на атмосферу, они же проявляют и разнонаправленное на нее влияние – какие-то приводят к понижению температуры, а какие-то неуклонно повышают температуру Земли. Во многом именно поэтому до сих пор никому не удавалось корректно учесть вклады каждого вида транспорта по отдельным газам и сравнить влияние различных видов транспорта на климат.
Сотрудники норвежского Международного центра исследования климата и окружающей среды Терье Бернстен и Ян Фуглестведт в опубликованной в последнем номере Proceedings of the National Academy of Sciences статье показали, как следует оценивать влияние транспортной системы на температуру Земли.
Норвежцы начали свою работу с подсчёта влияния каждого эмиссионного фактора (CO2, NOx, CH4 и др.) на температуру атмосферы в долгосрочной перспективе (100 лет). Уровень эмиссии они привязали к хорошо документированному уровню транспортных выбросов в атмосферу в 2000 году. После этого оставалось просуммировать отдельные компоненты и вычислить, как масштабы воздействия каждого вида транспорта могут меняться со временем.
Согласно расчетам Бернстена и Фуглестведта, наибольшую роль в повышении температуры Земли играли и будут играть автомобили. За счёт огромных масштабов выбросов углекислого газа их доля в потеплении 6–7 раз превышает вклад всех остальных видов транспорта вместе взятых. На втором месте после автомобилей оказались самолёты, однако в будущем их вклад будет снижаться.
Чтобы разобраться с поездами, учёным пришлось учесть, что железнодорожный транспорт в настоящее время имеет двоякое влияние на атмосферу – прямое и непрямое. Прямое – это использование тепловозов для транспортировки грузов в неэлектрифицированных районах. Непрямое же влияние на атмосферу связано с выработкой энергии для электровозов на электростанциях. Она сопровождается как высвобождением углекислого газа, так и выбросами аэрозолей, охлаждающих атмосферу. Так или иначе, в сравнении с остальными видами транспорта железная дорога оказалась наименее, пренебрежимо мало ответственной за изменение климата.
А вот морские суда пока лишь охлаждают планету.
Такой эффект имеет место благодаря выбросам большого количества аэрозолей и оксидов азота, снижающих атмосферные концентрации метана и озона. Это обусловлено особым режимом судовых силовых установок, сжигающих дизельное топливо при высоких температурах и имеющих большие размеры. Однако в долгосрочной перспективе существенными опять оказываются парниковые выбросы, приводящие к потеплению.
Впрочем, следует отметить, что все эти расчёты проведены на основании данных о соотношении различных видов транспорта от 2000 года. Как он изменится в будущем, пока не ясно. Учёные надеются, что их работа позволит политикам поступить таким образом, чтобы эти изменения были не в худшую для планеты в целом сторону.
Обсуждения Изменение климата