Апокрифы

Слово ἀπόκρυφος (греч. - тайный, сокровенный) в церковной литературе имело двоякое значение. Иногда апокрифы противопоставляются книгам, которые находятся в употреблении во время церовных собраний.
Апокрифы
В таком случае апокрифы - то же, что secretae et non volgatae scripturae, absonditae - книги тайные, сокрытые. Но слово ἀπόκρυφος могло также означать сочинение, происхождение которого неизвестно. В этом случае апокриф - то же, что сочинение подложное, неподлинное. По Августину, апокрифической книгу делает именно occulta origo (тайное происхождение). И тот, и другой признаки стали потом сливаться.

Апокрифы распадаются на две группы: апокрифы Ветхого Завета и Апокрифы Нового Завета. Слово "апокриф" в приложении к книгам Ветхого Завета понимается восточной и католической церковью и протестантской различно. Протестанты называют апокрифами книги, которые древняя церковь вообще и теперь греко-восточная в частности не считают таковыми. Для тех книг, которые у нас слывут за апокрифические, у протестантов есть другое название: псевдоэпиграфы. Первым, кто зачислил в разряд апокрифов книги Ветхого Завета, греческой и средневековой латинской церквами не считавшиеся таковыми, был Карлштадт в сочинении "О канонических книгах Писания", 1520. Книги эти следующие: 2-я книга Ездры, вставки в книге Есфирь, Песнь трех отроков в книге пророка Даниила (3 гл.),13-я и 14-я главы той же книги, молитва Манассии (в конце 2-й книги Паралипоменон), книга пророка Варуха, Послание Иеремии, книга Товит, книга Иудифь, 1-я, 2-я и 3-я книги Маккавейские, книга Иисуса, сына Сирахова и книга Премудрости Соломона. Все эти книги помещаются в Библии наряду с каноническими и называются в православной и католической церквах не апокрифами, а неканоническими. Среди действительных апокрифов Ветхого Завета известны: Псалмы Соломона, книга Юбилеев, книга Еноха, Завет 12 патриархов, Апокалипсис Варуха, 3-я книга Ездры, Вознесение (Успение) Моисея, Мученичество Исайи, Паралипомены Иеремии и др. Большая часть этих апокрифов имеет характер пророческий, некоторые - характер легенд.

В то время как древние пророки обращались к народу непосредственно, большей частью в живой речи, в эпоху около Рождества Христова люди, объятые религиозным энтузиазмом, стараются воздействовать на современников не от себя, но призывают в посредники Моисея, Еноха, Ездру и др. Содержание этих апокрифов очень разнообразно. Некоторые представляют большие проповеди, другие содержат раскрытие божественных тайн. По форме эта позднейшая апокалиптика заметно отличается от ранней профетии: ее откровения облекаются в причудливую форму разного рода подобий и картин. Люди иногда выступают под образом зверей; события истории представляются в виде явлений природы. Иногда в этих апокрифах заметна языческая мифология.

Апокрифы Нового Завета разделяются на четыре группы: апокрифические евангелия; апокрифические деяния апостольские; апокрифические послания апостольские; апокрифические апокалипсисы. Известно около 50 названий евангелий. Они вызывались желанием христиан иметь подробные сведения о тех моментах в жизни Иисуса, которые в канонических евангелиях или не освещены совсем, или освещены недостаточно. Иногда авторы - особенно гностики - имели в виду в занимательной, повествовательной форме провести догматические воззрения, которые отклоняла церковь. Материал для такого рода работы иногда поставлялся воображением и даже языческими сказаниями; но чаще фантазия старалась найти точку опоры в канонических евангелиях. События, на которые здесь сделаны только намеки, в апокрифах разрабатывались со всею тщательностью. Иногда изречения Иисуса, данные в евангелиях, в апокрифах превращаются в дела. Апокрифы особенно распространяются о родстве Иисуса, о Его рождении, о детстве и о последних событиях Его жизни.

В канонических книгах Нового Завета об апостолах даны крайне скудные сведения. Мы достаточно знаем о Павле, имеем несколько отрывков из биографии Петра, несколько старых легенд об Иоанне и Иакове, но жизнь и деятельность остальных покрыты непроницаемым мраком. Апокрифы на темы жизни апостолов стали появляться очень рано и в большом количестве. Нередко они проповедовали те же истины, что и церковь. Но бывало и иначе. Со II в. церковь испытывает энергичное нападение гностицизма. Гностики как религиозные мыслители старались возвести свои доктрины к Откровению. Гностики охотно опирались на христианскую письменность,но еще охотнее они сами составляли книги и связывали их с именами вождей христианства. Церковь боролась с наводнением апокрифической литературы или тем, что противопоставляла ей свою письменность такого же рода, или же обезвреживала апокрифы и допускала их к обращению.

Что было в эпоху гностицизма, то повторилось в эпоху распространения манихейства. Манихейство, вместе с остатками гностицизма, питало все дуалистические секты средневековья - павликианство, богомильство - и вместе с ними поддерживало и умножало литературу апокрифов. Эта литература из Болгарии попала и к нам в домонгольский период.

Апокрифические апокалипсисы в древней церкви были многочисленны. Литература этого рода всего лучше подходила к тому напряженному состоянию, в котором жили тогда верующие массы. Свободные служения давали безграничный простор пророческим откровениям. Потребность в порядке одержала, однако, верх. Иерархия вошла в силу и начала беспощадную борьбу с профетизмом. Эта борьба и вызвала взрыв, сказавшийся в монтанистичеком движении. Монтанизм был "новым пророчеством". Церковь, победив это движение, должна была подавить и литературу, в которой оно находило выражение. Из апокалипсисов уцелел только один - Иоанна Богослова. Да и его положение было колеблющимся - до IX в. он все еще числился в ἀντιλεγόμενα.

В России апокрифы становятся известными вместе с христианством и назывались "отреченными книгами". Древнейшими отзвуками апокрифов в русской литературе являются некоторые места в летописном исповедании веры греческим философом перед св. Владимиром. Заносились апокрифы на Русь до XIV в. преимущественно паломниками. Русские паломники (калики), ходившие в XII-XIII вв. целыми дружинами в Иерусалим через Балканский полуостров, слышали там разные апокрифические предания и заносили их на Русь. В некоторые "хождения" (литературные памятники, описывающие события паломничества) апокрифы вставлялись целиком.

Запретность апокрифов и связь апокрифов с фольклором немало способствовали их популярности в славянской среде, а в конкретных условиях (напр., у богомилов), даже укрепляло их авторитет. Славянские апокрифы - в основном переводные с греческого, изредка с латинского.

Значительное влияние на славянское устное народное предание оказали апокрифы-молитвы и апокрифы-гадательные книги. Апокрифические молитвы фактически являются заговорами с типичными для апокрифов молитвами и персонажами (Адам и Ева, Авраам, Христос, апостолы, архангелы, святые), изгоняющими нечистую силу и различные болезни. Некоторые из них содержались в требниках и молитвенниках XV-XVII вв. Гадательные книги были разного типа. Колядник - предсказатель погоды и урожая в разные периоды года; громник - помимо урожая, указывает на голод, войны, поражения и, наоборот, урожай, мир и победы в зависимости от того, в какой месяц или фазу луны, день и время суток прогремит гром или будет землетрясение (некоторые громники имеют зодиакальную часть с указанием на "хорошие", "средние" и "плохие" дни; молняник - разновидность громника с пророчествами по молнии, а не по грому; месяцеслов - предсказатель судьбыподнямнеделии месяцам и, наконец, трепетник, определяющий близкое будущее по "трепещущим" частям тела. Происхождение содержания этих книг относится к дохристианским языческим временам, но в славянскую среду они попали из среды византийской, где подверглись обработке.

В древности было известно и гадание по псалтыри как вид гадания по священным книгам и по письму вообще. О таком гадании Владимира Мономаха свидетельствует Лаврентьевская летопись, в которой помещено его "Поучение". Славянская книжная традиция знает псалтыри, снабженные гадательным указателем (древнейший - XIII в. - в серб. сборнике Попа Драголя), или специально приспособленные для гадания.
×

По теме Апокрифы

Апокриф Иоанна

{1} Учение [спасителя] и [откровение] тайн [и] вещей, сокрытых в молчании, [тех...
Религия

О каноне Ветхого Завета, библейской текстологии и апокрифах

О КАНОНЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА, БИБЛЕЙСКОЙ ТЕКСТОЛОГИИ И АПОКРИФИЧЕСКИХ КНИГАХ Сколь бы...
Религия

Откровение Варуха Баруха

Глава 1 1 [Рассказ и откровение Варуха о том неизреченном, что увидел он по...
Религия

Книга тайн Еноха

Когда мне исполнилось сто шестьдесят пять лет, сказал Енох, у меня родился сын...
Религия

Об Адаме и Еве

Адам в Раю до грехопадения все имел во власти своей, все под властью его жили. И...
Религия

О сошествии Иоанна Предтечи во ад

Господи, благослови, Отче! О возлюбленные, подобает мне вам поведать, как благо...
Религия

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Весомые аргументы в пользу оптимизма
Влияние Луны в астрологии на жизнь человека