греч. αὐτόματος,сам собою движущийся, сам собою случающийся, случайный. У греков - фигура с механическим устройством внутри, подражающая движениям или голосу того существа, которое изображает; игрушка.
Для приведения А. в действие использовался песок или вода, напр. в А. "певчие птицы", которые смолкали, как только сова устремляла на них свой взгляд (Герон Александрийский, "Пневматика" 1,16). Высшим достижением искусства изготовления А. Герон считал театр автоматов (Autom. IV,4). А. -игрушки хорошо известны и в Новое время. Deus ex machina (бог из машины) - драматургический прием, применявшийся в античной трагедии: запутанная интрига получала неожиданное разрешение во вмешательстве бога, который посредством механического приспособления появлялся среди действующих лиц, раскрывал неизвестные обстоятельства и предсказывал будущее.
Свидетельства об участии А. в праздничных шествиях и религиозных процессиях указывают на древнейшее происхождение этого культурного феномена. Во время празднеств богов и героев представляли как живые актеры, так и статуи-автоматы, передвигавшиеся на колесницах и в паланкинах. Но и в храмах статичность богов не была абсолютной (ср. подвижность Командора и Медного всадника: 4,145-180); на то, что статуи богов осознавались "живыми" указывают ритуалы их облачения в платье, украшение гирляндами и драгоценностями; храмовые счета, известные, нпр., по делосским надписям III в. до н.э. сообщают о тратах на благовония для статуй. Ср. "звучащие" надписи на статуях (2,45 сл.)
Αὐτοματία - богиня Случая, "случайного","само собою случающегося". Более известное имя богини Случая - Τύχη. "Безысходно-, тягостно-фатальная судьба Эдипа весьма часто фигурирует у Софокла как именно изменчивая и непредсказуемая "тюха" (3,321). Сам Эдип говорит: "Я сын Τύχη" (Эдип-царь,1080.)
Когда мы наблюдаем за выступлением иллюзиониста, уже ничто не указывает на то, что в роли фокусника выступает прежний демиург. "Нынешняя функция "метаморфоз" чисто развлекательная; ни у кого они не вызывают ассоциаций, скажем с космогоническим сотворением человека из куска глины" (1,41). На самом деле фокусу "одно превращается в другое" предшествуют мифы о превращениях (и соответствующие действа), трактующие сакральное знание: о происхождении, скажем, земли из шкуры оленя или племени из зубов дракона. В реквизит фокусника точно так, как и в миф не могут попасть любые, случайные вещи, однако для участника ритуала, рассказчик мифа о превращениях является именно воплощением судьбы-случая, "необходимойслучайности"(3,322).
В представлениях чешских кукольных мастеров показ вещей - дивертисменты, красноречиво с точки зрения мифолога именуются "метаморфозами": пляшущие животные или вещи на глазах у зрителей превращаются в другие вещи или человека. При этом титул верховного жреца Элевсинских мистерий - гиерофант, "показыватель святынь", а созерцание (как "сверхвидение", ἐποπτεία ) украшенных статуй богов и жертвенника за открывшимися дверями - последняя ступень посвящения (в эпизоде возвращения Одиссея на Итаку (Од. XIII) номинация Афины не есть простое перечисление топонимов: богиня "рассказывает" и "показывает землю" Одиссею, не узнавшему родную Итаку, забывшему свое имя и спавшему до встречи с ней сном с "безмолвною смертию сходным"; созерцание здесь означает ἐποπτεία, а рассказ есть метаморфоза, превращение мертвого в живое; примечательно, что оптическим центром этого действа является маслина, священное дерево Афины, древо Судьбы).
Современные понятия спектакль, представление восходят к греческому слову ὄψις (опсис), означавшему не только то, что реально видимо, представлено взгляду, но и то, что можно было увидеть в особых обстоятельствах, нпр., во время встречи с божеством, в видении, в сновидении (греки никогда не говорили: "мне приснилось нечто" - сон являлся спящему как божество), во время театрального представления.
Свидетельства об участии А. в праздничных шествиях и религиозных процессиях указывают на древнейшее происхождение этого культурного феномена. Во время празднеств богов и героев представляли как живые актеры, так и статуи-автоматы, передвигавшиеся на колесницах и в паланкинах. Но и в храмах статичность богов не была абсолютной (ср. подвижность Командора и Медного всадника: 4,145-180); на то, что статуи богов осознавались "живыми" указывают ритуалы их облачения в платье, украшение гирляндами и драгоценностями; храмовые счета, известные, нпр., по делосским надписям III в. до н.э. сообщают о тратах на благовония для статуй. Ср. "звучащие" надписи на статуях (2,45 сл.)
Αὐτοματία - богиня Случая, "случайного","само собою случающегося". Более известное имя богини Случая - Τύχη. "Безысходно-, тягостно-фатальная судьба Эдипа весьма часто фигурирует у Софокла как именно изменчивая и непредсказуемая "тюха" (3,321). Сам Эдип говорит: "Я сын Τύχη" (Эдип-царь,1080.)
Когда мы наблюдаем за выступлением иллюзиониста, уже ничто не указывает на то, что в роли фокусника выступает прежний демиург. "Нынешняя функция "метаморфоз" чисто развлекательная; ни у кого они не вызывают ассоциаций, скажем с космогоническим сотворением человека из куска глины" (1,41). На самом деле фокусу "одно превращается в другое" предшествуют мифы о превращениях (и соответствующие действа), трактующие сакральное знание: о происхождении, скажем, земли из шкуры оленя или племени из зубов дракона. В реквизит фокусника точно так, как и в миф не могут попасть любые, случайные вещи, однако для участника ритуала, рассказчик мифа о превращениях является именно воплощением судьбы-случая, "необходимойслучайности"(3,322).
В представлениях чешских кукольных мастеров показ вещей - дивертисменты, красноречиво с точки зрения мифолога именуются "метаморфозами": пляшущие животные или вещи на глазах у зрителей превращаются в другие вещи или человека. При этом титул верховного жреца Элевсинских мистерий - гиерофант, "показыватель святынь", а созерцание (как "сверхвидение", ἐποπτεία ) украшенных статуй богов и жертвенника за открывшимися дверями - последняя ступень посвящения (в эпизоде возвращения Одиссея на Итаку (Од. XIII) номинация Афины не есть простое перечисление топонимов: богиня "рассказывает" и "показывает землю" Одиссею, не узнавшему родную Итаку, забывшему свое имя и спавшему до встречи с ней сном с "безмолвною смертию сходным"; созерцание здесь означает ἐποπτεία, а рассказ есть метаморфоза, превращение мертвого в живое; примечательно, что оптическим центром этого действа является маслина, священное дерево Афины, древо Судьбы).
Современные понятия спектакль, представление восходят к греческому слову ὄψις (опсис), означавшему не только то, что реально видимо, представлено взгляду, но и то, что можно было увидеть в особых обстоятельствах, нпр., во время встречи с божеством, в видении, в сновидении (греки никогда не говорили: "мне приснилось нечто" - сон являлся спящему как божество), во время театрального представления.
Обсуждения Автомат