Рождество Христово

"Рождение Иисуса Христа - великое чудо, Тайна Нового времени." Это заявление Христианской церкви известно со времен ее зарождения.

Богословы, абсолютно доверяя каждому слову Нового завета, бесчисленное число раз комментировали и трактовали символическое значение рождества Христова.
Рождество Христово
При этом любые попытки научного анализа евангельских рассказов о рождении Спасителя рассматривались как ересь. Атеисты, которые утверждали, что Иисус - это миф, придуманный церковниками, наоборот не интересовались подробностями рождения того, кого, по их мнению, никогда не существовало.

Однако человек устроен так, что он всегда стремится к поиску истины. И если человека, как считают теологи, создал Бог, то, видимо, именно Он и вложил в него эту вечную жажду истинных знаний. Церковная версия событий, связанных с рождением Спасителя, известна всем, как верующим, так и неверующим. Иисус родился в нулевом году Новой эры, в городе Вифлееме, в яслях. Его рождение сопровождалось небесным явлением - "Вифлеемской звездой", которая указала волхвам место рождения Спасителя. Родителями Иисуса был еврейский плотник Иосиф и его жена Мария.

Сюжет пышно обыгрывается в католических странах, особенно в Италии, в дни рождественских праздников, что автору посчастливилось наблюдать лично.

Однако, если к этой теме обратится объективно думающий исследователь, не принадлежащий ни к ортодоксальным богословам, ни к воинствующим церковникам, то перед ним сразу возникнет ряд сложных и далеко не решенных проблем. Особенно, если сосредоточить внимание на текстологическом изучении евангелия, как основного источника информации об этих событиях.

Попробуем и мы изучить все сообщения евангелистов о подробностях событий тех далеких дней. Попытаемся ответить на ряд вопросов, имеющих большое значение для истории Иисуса Христа и христианства.

1. Где родился Иисус Христос?

2. Когда он родился?

3. Кто были его родители?

Когда и где вы родились?

Это банальные вопросы любой современной анкеты. В нашем с вами исследовании совершенно ясные для любого богослова или просто верующего человека. Ответы на них на самом деле еще нуждаются в самом тщательном изучении.

Поражает тот факт, что из четырех евангелистов два - Марк и Иоанн - вообще ничего не сообщают о рождении Христа. Особенно странно это молчание в сочинениях любимого ученика Христа - Ионанна Богослова. Как он писал, Иисус, находясь на кресте, поручил ему заботу о своей матери, и она с того времени жила в его доме (Иоанн, 19,27). Трудно объяснить, почему евангелист Иоанн, общаясь в своем доме с матерью Иисуса, не спросил ее о подробностях рождения любимого учителя.

Сведения о рождестве Иисуса сохраняются в Евангелии от Матфея и в пространном рассказе святого Луки (Матфей, гл.I, стихи 18-25, гл.2, стихи 1-23, Лука, гл.1, cт. 26-30, гл.2, ст.40). Текстуальное сличение этих повествований по отдельным позициям приводит к совершенно неожиданным выводам. Информация двух евангелистов об одном событии резко различается друг от друга.

Разночтения можно свести в две группы. В первую следует собрать такие сведения, которые имеются у одного апостола и отсутствуют в рассказе другого. Богословы легко объясняют эти разночтения тем, что евангелисты просто по разному описали события, которые они сами не наблюдали (несложный расчет показывает, что апостолы были моложе Иисуса лет на десять). Они писали с чужих слов, вследствие чего могли получиться разночтения. Пропуски одного текста следует заполнить сведениями из других Евангелий.

Во вторую группу следует отнести такие сообщения одного евангелиста, которые противоречат записям другого. В этих случаях читающий Евангелие становится в тупик, ибо не может решить - сведениям какого из апостолов следует верить?

Богословы утверждают, что надо верить каждому слову Святого писания. Да, апостолы тщательно фиксировали незначительные штрихи из жизни Иисуса, случайные встречи, второстепенные обстоятельства.

И в то же время каждый о чем-то умалчивал... Объяснить такое умалчивание можно либо тем, что они ничего не знали о рождении Иисуса, либо знали, но, по тем или иным причинам, предпочитали не писать об этом.

ервый вопрос, который был поставлен во введении - о месте рождения Христа.

На первый взгляд, здесь все ясно - он родился в Вифлееме. Евангелист Матфей пишет, что Иисус родился в Вифлееме Иудейском (Матфей, 2, ст.1). Лука - что Иисус родился в городе Вифлееме (Лука, гл. 2, ст.4-7). Но Марк утверждает, что Иисус "...пришел из Назарета Галилейского" (Марк, гл.1, ст.9). Иоанн же вообще ничего не сообщает о месте рождения Спасителя.

Дальнейшие поиски совсем запутывают вопрос. Во всех Евангелиях неоднократно подчеркивается тот факт, что жители всех мест, где проповедовал Иисус, называли его "Назорей", то есть уроженец города Назарета, или "Галилеянин" - выходец из Галилеи, в которой был расположен город Назарет. Даже Понтий Пилат, который хорошо знал римские законы, по которым человека называли по месту его рождения (ибо место жительства могло неоднократно меняться) был убежден, что Иисус Галилеянин (Лука, гл.23, ст.6-7) из области Иродовой, в которую входил Назарет.

Согласно обычному римскому праву или в целях устрашения над головой распятого прибивали доску с записью имени казненного и его вины. На кресте Христа Понтий Пилат велел начертать "INRJ" - то есть, "Иисус Назорей, Царь Иудейский" (Иоанн, гл.19, ст.19). Эта надпись миллионы раз тиражировалась христианскими иконописцами и художниками в сцене "Распятия".

Странно, что никто из них не задумался над тем, что слово "Назорей" (уроженец Назарета) противоречит версии о рождении Иисуса в Вифлееме.

Итак - Назарет или Вифлеем? Вопрос остается открытым.

Евангелие от Луки пытается совместить обе версии места рождения Иисуса. Согласно ему, Богоматерь зачала в Назарете, а родила в Вифлееме.

Сокрыта дата в глубине времен

Второй вопрос: когда родился Иисус. Для любого человека ясно, что если с даты его рождения началась Новая христианская эра (наша эра), то Иисус родился в нулевом году. И все же... Никаких точных указаний на дату рождения Иисуса в Евангелиях нет. Имеются два косвенных - это упоминание о событиях, которые произошли в момент рождения Спасителя.

Лука пишет: "В те дни вышло от Кесаря Августа повеление сделать перепись по всей Земле, и пошли все записываться, каждый в свой город. Пришел и Иосиф из Галилеи, из города Назарет в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова" (Лука, гл.2, ст.1-4).

Эти слова из Луки давно привлекали внимание историков. Многие из них вообще отрицают факт имперской переписи "по всей земле", проведенной по указу императора Августа (император с 27 г. до н.э. до 14 г. н.э.) Тем более, что три евангелиста - Матфей, Марк и Иоанн о переписи не упоминают.

В последнее время ученые разошлись во мнениях. Одни по-прежнему отрицают факт проведения переписи. Другие -склоняются к тому, что перепись действительно имела место, но происходила она до "нулевого" года, в 747 г. от основания Рима или в 6-м году до н.э. (По крайней мере, так утверждает Британская энциклопедия, которая знает все!)

Исследователи вопроса решительно не согласны с утверждением евангелиста Луки, что для прохождения переписи всем было необходимо отмечаться по месту рождения. Так как перепись охватила всю империю, то проводить ее должны были по римским законам, по которым человек записывался по месту жительства. Невозможно представить, какую чудовищную волну перемещений мог вызвать указ императора в его изложении евангелистом Лукой. Кроме того, Лука пишет, что Иосиф был из "дома и рода Давидова", что вовсе не означает место рождения его в Вифлееме.

С приездом Иосифа с Марией в Вифлеем связан чрезвычайно популярный в католическом мире сюжет евангелиста Луки о рождении Иисуса ы яслях (в сарае, где рождаются ягнята). "И родила сына своего первенца и положила его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лука, гл.2, ст.7). (Звучит-то как современно! - Б.С.)

Вступая в противоречие с Лукой, евангелист Матфей пишет, что Мария со своим первенцем находилась в доме (Матфей, гл.2, стих.11).

Исключают друг друга и сведения Матфея и Луки о том, кто пришел приветствовать новорожденного Спасителя: Матфей сообщает, что "Волхвы... вошли в дом, увидели младенца с Марией, матерью его, и падши, преклонились ему, и открыли сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну" (Матфей, 2, 1-11). Совсем по другому описывает этот сюжет евангелист Лука - пастухи, содержавшие ночную стражу у стада своего, узнали от Ангела о рождении Спасителя. "И поспешив, пришли они и нашли Марию и Иосифа и младенца, лежавшего в яслях" (Лука, гл.2, ст.8-16). Ни о волхвах, ни о дорогих дарах нет ни слова.

Если, по словам евангелиста Луки, пастухам о рождении Спасителя сообщил Ангел, то Матфей пишет, что волхвам место и дату рождения Спасителя показала звезда. Эта звезда прочно вошла во всю религиозную литературу и народные праздники. Она получила название "Вифлеемской" и стала одним из символов христианства. "Вифлеемская звезда" может служить еще одним косвенным указателем на дату рождения Иисуса. Хотя о звезде не сообщают ни Марк, ни Лука, ни Иоанн, трудно сомневаться в том, что жители Иерусалима видели в то время какое-то яркое небесное явление.

Загадка Вифлеемской звезды

Она веками волновала воображение астрономов. Эффект яркой звезды мог быть порожден видимым сближением на небосводе двух крупных планет, вспышкой новой звезды, появлением крупной кометы.

Еще Н.Коперник (1473-1543) рассчитал, что около первого года Новой эры в течение двух дней наблюдалось видимое сближение двух крупнейших планет - Юпитера и Сатурна.

Опираясь на современные теории движения планет, астрономы с помощью ЭВМ просчитали положение этих планет-гигантов 2000 лет назад. Оказалось, что в седьмом году до рождества Христова Юпитер и Сатурн трижды сближались в зодиакальном созвездии рыб. В том же году угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса.

Недавно один американский астроном выяснил, что во втором году до Новой эры Юпитер и Венера так близко сошлись на небосводе, что слились в один пылающий факел (правда, это событие произошло в июне, а Рождество Христово традиционно отмечают зимой).

И все же, следует учитывать, что восточные волхвы и жрецы хорошо знали звездное небо. Вряд ли они могли принять сблизившиеся на небосводе планеты за Новую звезду.

Не так давно было установлено, что в четвертом году до Р.Х., в первый день Нового Года, который тогда отмечался весной, в созвездии Орла вспыхнула Новая звезда. Сейчас на этой точке неба открыт пульсар. Расчеты показали, что эта ярчайшая звезда была видна из Иерусалима в сторону Вифлеема. Как и все звездное небо, она двигалась с Востока на Запад, что совпадает с показаниями волхвов. Вполне вероятно, что именно эту Новую и назвали "Вифлеемской звездой".

Итак, мы определили даты четырех вероятных событий, которые, согласно христианской традиции, сопутствовали рождению Христа:

*Сближение Юпитера и Венеры - 2 г. до н.э.

*Юпитера и Сатурна - 7 г. до н.э.

*Вспышка Новой звезды - 4 г. до н.э.

*Перепись в Палестине - 6 г. до н.э.

Все возможные даты не могут быть совмещены в одной точке на хронологической шкале. Ни одна не приходится на нулевой год, когда, согласно христианской традиции, родился Иисус.

Как видно из приведенных соображений, основанных только на текстах Священного писания, не удается убедительно ответить на два поставленных вопроса.

"Араам родил Исаака..."

Третий вопрос: "Кто был отцом Иисуса?"

На него христианская традиция дает точный ответ - плотник Иосиф.

Подкрепляя это утверждение, евангелист Матфей начинает свое Святое Писание родословной Иисуса по мужской линии от Иосифа, сына Давидова, сына Авраамова. Матфей тщательно перечисляет всех предков Иисуса. Всего он насчитал 42 поколения. Считая, что одно поколение отделяет от другого примерно 20 лет, можно только удивляться тому, как Матфей смог проследить предков Иисуса на протяжении 840 лет! (Матфей, гл.1, ст.1-17).

Но далее Матфей утверждает, что "прежде, нежели обручились они, Мария имела во чреве" (Матфей, гл.1, ст.18).

Но тогда Иисус никак не мог быть сыном плотника Иосифа и вся приведенная родословная никакого отношения к Иисусу не имеет!

Далее. Евангелист Матфей, отметив, что Богоматерь еще до обручения была в положении, развил этот сюжет. Иосиф, будучи праведным иудеем и не желая огласить" Марию, хотел тайно отпустить ее. Но когда он промыслил это, Ангел Господен явился к нему во сне и успокоил взволнованного мужа: "ибо родившийся в ней есть от духа святого". Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господен "и принял жену свою" (Матфей, гл.2, ст.24).

Несколько по-другому этот сюжет излагает евангелист Лука. Он пишет, что от Бога в Галилейский город Назарет к "деве, обрученной мужу именем Иосиф, был послан Архангел Гавриил. Имя же деве - Мария" (Лука, гл.24). После пышного приветствия Архангел Гавриил сказал Марии: "Зачнешь во чреве и родишь сына и наречешь ему имя Иисус". Мария, удивившись пророчеству свыше, сказала Гавриилу: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" Архангел, успокоив ее, сказал: "У Бога не остается бессильным никакого слова". Мария, приняла пророчество, сказав: "Да будет мне по слову твоему" (Лука, гл.1, ст.26,38).

Итак, два евангелиста утверждают, что Иосиф не был отцом Иисуса. Этот же факт отмечает и Коран, в котором Иисус неоднократно называется сыном Марии без указания имени отца.

В данном очерке не следует вдаваться в теологический спор о двойственной сущности Иисуса Христа как Богочеловека. Это спор идет между ортодоксальными христианами и представителями разных христианских сект, начиная с IV в.

Будем рассматривать только человеческое естество Спасителя.

Сам Иисус многократно подчеркивал, что он "Сын человеческий". На допросе в Синедрионе (Высший религиозный суд в Иерусалиме), на вопрос первосвященника: "Ты ли Христос, Сын Божий?", Иисус отвечал, что он - "сын человеческий". С незначительными разночтениями этот диалог отмечен евангелистами Матфеем (гл.26, ст.63-64), Марком (гл.10, ст.61-62) и Лукой (гл.23, ст.69).

Согласно записям всех четырех евангелистов, Христос ел, пил, мучился и страдал, как и все люди. Знаменитое "моление о чаше" мог произнести только человек и сын человеческий.

Но раз это так, и если Иосиф не был его отцом, то у Иисуса должен был быть какой-то другой отец!

Слухи

По-видимому, семейные проблемы Иосифа вышли за ворота его дома. Об этом свидетельствует текст "Первоевангелия", которое приписывается сводному брату Иисуса, сыну Иосифа от первого брака с Соломией - Иакову (Якову).

Евангелие от Иакова считается старейшим среди других Евангелий и датируется серединой первого в. н.э. Христианская церковь на Никейском соборе 325 года не включила его в канон, но часто использовала его. В древности оно было весьма распространено на Руси и оказало большое влияние на церковную живопись.

Евангелие от Иакова знал игумен Даниил (XII в.). Отрывки из него вошли в состав Четьих-Миней митрополита Макария XVI в.). Самые поздние сохранившиеся списки Евангелия от Иакова датируются XV в.

В этом Евангелии, которое никто не может обвинить в атеистической пропаганде, сохранился рассказ, видимо, бытовавший в Иерусалиме в I в. н.э.

В нем говорится, что после ночного видения Иосиф не успокоился. Слух о конфликте в его семье дошел до первосвященников Иерусалима, которые вызвали к себе семью Иосифа. Они предложили устроить мужу и жене "испытание водой", но "греха на них не оказалось".

Сюжет лег в основу апокрифов, бытовавших в Московской Руси и доживших до XIX в. Он же явился основой композиции вполне ортодоксальных икон, посвященных "Рождеству Христову".

На многих русских средневековых иконах этого цикла встречаются композиции, включающие изображение старца в звериной шкуре, который опирается на сломанный посох. Он говорит Иосифу что-то очень неприятное. Иосиф энергичным жестом рук отстраняется от него...

Автору данной статьи еще в 1981 году удалось доказать, что старец, имя которому "Анень", есть воплощение слухов, циркулировавших тогда вокруг рождения Иисуса. Филологи такие имена называют функциональными анонимами (вроде "капитана Немо" в романе Жюля Верна "20 000 лье под водой") от латинского - "никто".

Смысл этой фигуры таков: какой-то сплетник сказал Иосифу о слухах, циркулирующих в еврейской среде, о связях его жены. Естественно, Иосиф пытался прогнать незванного гостя. Иконописец знал, что "Анень" говорил Иосифу, но знал так же и то, что тот говорил неправду (старец в звериной шкуре опирается на сломанный посох, то есть на кривду).

И все же прагматически мыслящим людям конца XX века трудно поверить в то, что Иисус родился от Святого духа. В Евангелиях имеются многочисленные указания на то, что и сам Иисус не до конца верил в эту легенду.

Из Святого писания следует, что все люди - "Сыновья Божьи". В устах Иисуса это высокое понятие означает духовное, а не физическое родство с Божеством. Во всех ситуациях Иисус подчеркивал, что он - "сын человеческий".

По меньшей мере странно, что евангелисты, знавшие всю родословную Иосифа почти за 840 лет, не знали или не хотели знать, кто же был настоящим отцом Иисуса!

Чтобы попытаться ответить на этот вопрос, придется в первый раз в контексте данной статьи, привлечь другие тексты, а не только Святого писания.

Возмутитель Новой веры

Примерно в 150-178 гг. н.э. античный философ и государственный деятель, ярый противник христианства - Цельс, выступил против зарождавшегося в Палестине и проникшего в Рим нового религиозного учения.

Цельс родился в Риме в аристократической семье. По долгу службы он побывал на Ближнем Востоке - в Сирии, Египте и Палестине. Помимо своих прямых административных обязанностей, он занимался сбором информации о христианах и их Учителе - Иисусе.

Цельс прошел по тем местам, где не столь давно проповедовал Иисус. Он беседовал с людьми, которые сохранили живые воспоминания об Учителе Новой веры.

В числе его информаторов были палестинские пророки, египетские жрецы и музыканты, в том числе некий Дионисий. Все сочинения Цельса хорошо аргументированы, логичны и написаны в полемическом стиле. Они пронизаны духом эпикурейства платоновской школы. Его главное написанное в Риме сочинение "Sermo Verus" ("Истинный разговор" или "правдивое слово") - страстный вызов христианству. Он боролся с новым учением всеми доступными ему средствами - смехом, логическими доводами, остроумно обыгрывал факты, внутренние противоречия Новой веры. Трезвый и здравомыслящий римский аристократ считал христианство религией рабов и плебса.

Более грозного противника церковь не имела никогда.

Под воздействием его критики многие язычники, принявшие крещение, вернулись к верованиям своих предков. Отцы церкви не могли молчать. С решительным опровержением всего, что писал о Христе и христианстве Цельс, выступил видный богослов и философ, грек из Александрии, Ориген (185-254 гг.). В 248 г. по заказу своего богатого друга диакона Амвросия, он написал восемь книг под общим названием "Contre Celsum" ("Против Цельса"), в которой методично опровергал все доказательства и рассуждения своего противника.

В борьбе с Цельсом церковь применила и более радикальные методы. Все списки сочинений Цельса были тщательно выявлены и уничтожены. В результате такой операции до наших дней не дошло ни одного списка.

Но... По злой иронии судьбы, они сохранились в составе книг самого Оригена, который, полемизируя с Цельсом, применял корректные методы дискуссии. Опровергая Цельса, Ориген сперва приводил подлинные куски из его работ и лишь потом их критиковал.

Впоследствии из книг Оригена ученые извлекли почти весь текст трактата "Правдивое слово".

Но и Оригену не повезло. Его попытки соединить христианство с платонизмом кончились плохо. За отклонение от ортодоксальной церкви он подвергся репрессиям, а в 543 г. его работы как еретические были сожжены.

Правда, уничтожение его трудов было неполным, и имя его не было предано проклятью. Имеются документальные подтверждения, что русские читатели еще в XI в. были знакомы с сочинениями Оригена. В состав "Изборника 1073 года" были включены две статьи Оригена с указанием его имени. Эти статьи были переписаны в списке "Изборника 1073", который датируется концом XIV - началом XV веков.

Цельс указывает на Пандеру

В первой части сочинения Цельса, которая называется "Иудаизм против Христианства", Цельс изложил бытовавшую во втором веке в Палестине версию рождения Иисуса. Согласно ей, Иисус родился в иудейской деревне. Его мать была нищая пряха Мариам (Мария), а отцом - римский легионер, грек по происхождению, Пандера.

Престарелый муж Марии - плотник Иосиф, выгнал ее из дома, и она вынуждена была скитаться, пока тайно, в хлеву, не родила внебрачного сына, которого и положила в ясли. Когда ребенок подрос и почувствовал враждебное отношение к себе со стороны правоверных иудеев, он ушел в Египет...

Отметим, что сообщение евангелистов о бегстве Марии с младенцем в Египет Цельс подтверждал. Совсем недавно автору данной статьи показывали место на окраине Каира, где стоял дом, в котором, по преданию коптов (египтян-христиан), проживала Мария с сыном-Спасителем. На этом месте стоит древнейший христианский храм, построенный из античной базилики.

...В Александрии Иисус, обладая исключительными способностями, изучал искусство магии и постиг тайны египетских жрецов. В 15-й год правления императора Тиберия, т.е. в 29 году н.э., в возрасте около 30 лет, Иисус вторично вернулся на родину. В Палестине он стал зарабатывать на жизнь фокусами и чудесами, которые производили на людей сильное впечатление. Он стал известной фигурой, к которой стекался народ. Именно тогда он и объявил себя сыном Бога.

Последнее утверждение Цельса текстуально совпадает с записью евангелиста Иоанна о том, что иудеи сказали Пилату о Христе: "Он должен умереть, потому что сделал себя сыном Божьим" (Иоанн, гл.19, ст.7).

Выражаясь современным языком, Цельс собрал в Палестине и Египте "компромат" против Иисуса. При явной тенденциозности трактата Цельса следует учитывать, что "компромат" может сработать только тогда, когда в нем содержится хоть частица правды. Перед исследователями сочинений Цельса встает вопрос: какая часть информации Цельса отражает истинные факты из биографии Христа?

Этой темой уже занимались многие богословы, а также атеисты. Но и те и другие подходили к решению острой проблемы со своим готовым ответом.

Попробуем предложить такой метод проверки информации Цельса, который, в основном, опирается на евангелистские тексты и иные христианские источники.

В Евангелии от Иоанна (гл.8, ст.48) сказано, что иудеи считали Иисуса не чистокровным евреем, а самаритянином. Примерно так же считал Понтий Пилат, называя Иисуса уроженцем Галилеи, а не Иудеи (Лука, гл.26, ст.6). Во времена Иисуса самаряне представляли из себя сложный этнический конгломерат, находившийся в постоянной вражде с иудеями. Объяснялось это тем, что после вавилонского нашествия еврейское население этого региона было либо уничтожено, либо оттеснено на юг. Сохранившаяся часть евреев-иудеев смешалась с пришельцами с Севера - сирийцами, греками и другими народностями Ближнего Востока. Иисус многократно подчеркивал, что он и власть имущие в Иерусалиме - чужие друг другу люди.

Христианские богословы не замечают тот странный факт, что мальчик, родившийся в еврейской семье, получил при рождении второе имя "Христос", что по-гречески означает "помазанник". Родным языком Иисуса, скорее всего, был арамейский, а не древнееврейский, хотя он знал и его.

О том, что Христос думал на арамейском, говорит текст, записанный в Евангелии. Перед смертью человек говорит на языке своего детства. Последнее слово, сказанное Иисусом на кресте, было слово арамейское.

Э.Ренан, крупнейший знаток биографии Иисуса, пишет, что его мать - Мария, была красавицей сирийкой. Если это так, то иудейское происхождение Иисуса становится маловероятным. Самый ранний из сохранившихся иконописных образов Иисуса, находящийся в монастыре св. Екатерины на горе Синай (начало VI в.), передает облик человека греко-сирийского типа восточного Средиземноморья. Изображение Христа в катакомбах святого Петра и Марцеллина в Риме (начало V в.) также не воспроизводит облик семита. Внешние черты семитского происхождения не зафиксированы в многовековой иконографии Иисуса.

Каждое из отдельных высказанных соображений может быть поставлено под сомнение, но в совокупности их трудно игнорировать.

И, наконец, - в священной книге иудеев - Талмуде, авторы которой хорошо знали подробности жизни в Палестине, Иисус назван "Иешуа бен Пандера", т.е. Иисус сын Пандеры.

Если допустить, что Цельс донес объективную информацию об отце Иисуса, то многие неясные места биографии Учителя теряют покров таинственности. Версия эта была, видимо, широко распространена в Палестине в первые десятилетия Новой Эры. Не случайно евангелист Матфей столь решительно ее опровергал, а евангелист Иоанн исключил из своего Евангелия все, что относилось к периоду рождения и детства Христа.

Если же сопоставить записи и недомолвки четырех евангелистов, сообщения брата Иисуса - Иакова в протоевангелии, иконографию Христа, записи Талмуда, то можно обнаружить, что между ними имеется внутрення связь. Эта связь и расшифровывает сообщение Цельса.

Ребусы разгаданы? - Тайна остается

Подведем некоторые итоги.

1. На основании объективного анализа рассказов очевидцев, место рождения Иисуса Христа установить не удалось. Общепринятая версия, согласно которой Иисус родился в Вифлееме, вызывает большие сомнения. Она представляется вторичной, возникшей тогда, когда Иисус начал свою деятельность, после возвращения на родину из Египта. Более вероятной кажется гипотеза о том, что Иисус родился в Назарете.

2. Не удалось определить год рождения Учителя Новой веры. Косвенные указания евангелистов на события, сопровождавшие рождения Учителя, позволяют предположить, что Иисус родился между 7 и 2-м годами до Новой эры. Цельс утверждал, что Иисус родился, примерно, на первом году до н.э., что, в принципе, тоже не противоречит записям евангелистов.

3. Если исходить из того, что Христос называл себя Сыном Человеческим, то у него должен был быть земной отец. Намеки на это сохранились и в Евангелиях и в памятниках христианской иконографии Иисуса. Цельс утверждал, что отцом Иисуса был греческий легионер Пандера. В Талмуде Иисус назван "Иешуа бен Пандера", то есть "Иисус сын Пандеры".

И, наконец, последнее. Возникает предположение, что 318 епископов, принявших участие в работе I Никейского собора 325 года, установили не только 20 правил Собора и Символ веры. Они подвергли определенной редакции тексты четырех канонизированных евангелий. Протоколы Собора не сохранились, возможно, их не вели. Так что вопрос остается открытым.

Предложенная версия разгадки тайны рождения Иисуса может существовать только на уровне гипотезы, которую вольно принимать или отвергать. Но она опирается на евангельские тексты и позволяет объяснить многие неясные места в рассказах евангелистов.
×

По теме Рождество Христово

Праздник Рождество Христово

В Европе не принято, как у нас, провожать 31 декабря старый и встречать Новый...
Журнал

Рождество Христово

Рождество Христово один из главных праздников христианства, который православная...
Журнал

Белое Рождество

Если мы с трудом представляем Новый год без повсеместно звучащей песни «В лесу...
Журнал

Рождество в России

Празднование Нового года у древних народов обыкновенно совпадало с началом...
Журнал

Католическое Рождество в России

Впервые в навечерие Рождества Христова, 24 декабря в 18.45 по московскому...
Журнал

Католическое Рождество в Греции

Афины, мегаполис с населением в четыре с половиной миллиона человек, готовится...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы