Человеческие детеныши доказали ученым, что обладают отличным от животных способом обучения. Шестимесячные младенцы умеют реагировать не только на слуховую, но и на зрительную интонацию взрослых.
Человек всегда может составить мнение об окружающем мире, используя полученную в наблюдениях за другими существами информацию.
Человек всегда может составить мнение об окружающем мире, используя полученную в наблюдениях за другими существами информацию.
Например, кружение стервятников указывает на местоположение падали, а давка в супермаркете — на «подарок за покупку». Ученые обнаружили, что социальная информация может показывать даже количество ресурсов. Крысы, пробуя незнакомую пищу, сначала понюхают рот собрата, а люди в незнакомом городе всегда определяют цену и качество ресторанных услуг по количеству сидящих за столиками.
Психологи считают, что наиболее важна социальная информация для младенцев, у которых в силу возраста очень мало знаний и совсем немного реальных возможностей для их получения.
Но, как думают ученые, человеческие детеныши сильно отличаются от звериных. При наблюдении за предметом они, как и животные, предпочитают следовать за учителем. Но при этом они хотят устанавливать визуальный контакт с обучающим и понимать, общаются с ними или нет.
Как рассказывает Крис Фрит (Chris D. Frith) из Центра неврологических исследований «Велком траст» в лондонском Университетском колледже (Wellcome Trust Centre for Neuroimaging at University College London), пристальный взгляд – отличный источник социальной информации для человека. Люди очень чувствительны к управлению таким взглядом. В первую очередь потому, что направление взгляда у человека достаточно просто отследить из-за ярко выделяющейся на фоне любой склеры радужной оболочки. Во-вторых, человек – существо любопытное. И когда он замечает движение глаз, у него тут же появляется желание знать, на что же визави смотрит. Отследив пристальный взгляд, можно понять, чем люди интересуются, и получить подсказки о намерениях и пожеланиях другого.
Внимание к направлению взгляда обязательно для коммуникации. Непроизвольная реакция сознания на изменение точки внимания происходит, когда собеседник перемещает глаза. Такая реакция – часть большого механизма изменения двигательного поведения при наблюдении за действиями других. Движения глаз — часть работы системы в головном мозге, которую ученые назвали «зеркальными нейронами». Впервые зеркальные нейроны зарегистрировали при исследовании двигательных участков коры мозга у макаки-резуса около десяти лет назад. Сразу же исследователи выдвинули несколько теорий о предназначении таких специфических клеток. Например, что зеркальные нейроны отвечают за понимание значения действий и намерений объекта наблюдений, обучение, сочувствие, развитие языковых навыков и даже «чтение мыслей на расстоянии». Ученые даже думали, что дисфункция этих нейронов приводит к развитию аутизма и проблем в коммуникативной сфере.
Но оказалось, что в основном «зеркало» использует двигательную систему организма, чтобы подражать чужому поведению. Благодаря такой «эмуляции» человек может «предсказывать» действия существа, за которым он наблюдает.
Правда, «зеркало» нужно человеку далеко не всегда. Есть много ситуаций, в которых автоматическая имитация поведения других как раз нежелательна. Например, во время совместных действий необходимо совершать движения, которые сильно отличаются от движений партнера. Хороший пример – переноска стола, когда один грузчик идет лицом вперед и хорошо видит путь. А второй пятится спиной, не имея обзора. Даже для такого простого действия прямое отражение совершенно не годится. Да и отследить глазами область интереса партнера в такой ситуации тоже не получится.
Исследователи из «Велком траст» попытались понять, какие же механизмы запускают «отражатель» поведения. Участники эксперимента пассивно наблюдали за тем, как другие люди перемещали их левую или правую руку.
Когда «двигающий» оказывался лицом к наблюдателю, энцефалограмма показывала активность зеркальных нейронов, а если испытуемые видели спину, то подобного эффекта не наблюдалось.
Авторы исследования считают, что социальная значимость действий оказывается больше, когда люди оказываются «лицом к лицу», и она действует как пусковой механизм для «зеркала».
Помимо таких «социальных реплик», как получение информации визуально, есть еще так называемые социальные сигналы. Обращенная речь – типичный пример таких сигналов, но и такая форма передачи информации, по словам ученых, должна предваряться обращением глазами.
Движения глаз как форму общения исследовали сотрудники Школы психологии при Лондонском университете (School of Psychology, Birkbeck, University of London). Асуши Сенью (Atsushi Senju) и Гергий Ксибра (Gergely Csibra) хотели понять, почему люди более успешны при изучении мира в команде с партнерами, чем животные. В исследовании приняли участие 20 шестимесячных младенцев. Как говорят авторы, сразу после рождения «человеческие детеныши» очень чувствительны к знакам внимания взрослых, таким, как контакт глаз или направленная речь. Малыши предпочитают направлять внимание именно к такому источнику сигналов, зачастую отвечая ему так называемой социальной улыбкой.
Ученые считают, что именно к шести месяцам ребенок уже готов следовать за пристальным взглядом другого человека. Разумеется, если тот «зацепит» его специальным сигналом. При этом такое поведение ребенка ни в коем случае нельзя считать рефлекторным, утверждают исследователи.
Чтобы проверить свою гипотезу, ученые сняли несколько видеороликов. В них актер совершал достаточно простые действия, понятные даже крохотному ребенку. Ролики предложили посмотреть маленьким испытуемым. И пока дети следили за «тетей из телевизора», специальная аппаратура фиксировала направление их взгляда.
В начале каждого ролика актер смотрел вниз, на стол, а в конце перемещал пристальный взгляд на одну из красочных игрушек, расположенных в углах экрана. Ролики отличались только тем, что происходило между этими двумя моментами.
В первом эксперименте актер мог обратиться к ребенку взглядом, сопровождающимся вопросительным подъемом бровей, а потом переместить взгляд на игрушку. Или продолжать смотреть в стол.
Во втором эксперименте актер неизменно смотрел в стол, но обращался к ребенку с приветствием. Разницу между двумя пробами определяла интонация. В первом случае повышающаяся, а во втором, наоборот – понижающаяся. Исследователи фиксировали реакцию младенцев, то есть следовали ли они за взглядом актера.
Оказалось, что в обоих экспериментах дети с удовольствием смотрели туда же, куда и «тетенька на экране», но только если им подавался наглядный сигнал.
Он же – акт намеренного общения. В первом эксперименте малыши выбирали лицо с приподнятыми бровями, а во втором — актера, говорившего «привет» с повышающейся интонацией.
Сенью и Ксибра утверждают, что смогли подтвердить свою гипотезу. Ведь дети начинали следить за взглядом актера только после получения соответствующего социального сигнала. И подкрепляют свои слова наблюдениями из «ненаучной» жизни. Например, такие наглядные сигналы очень важны, когда ребенок изучает названия вещей. Визуальный сигнал в таком случае показывает малышу, что «что-то есть».
Ученые рассказывают, что и животные тоже могут обучаться, наблюдая за сородичами. Подобное поведение исследователи часто отмечали у врановых, домашних коз и человекообразных обезьян.
Но только у людей есть возможность познавать новое, следуя «инструкции», которую дает взгляд собеседника.
Таким образом, обучение идет по кратчайшему пути – на основании опыта других людей. Это, как говорят авторы исследования, позволяет существовать культуре, как транслятору информации от одного поколения к другому.
Психологи считают, что наиболее важна социальная информация для младенцев, у которых в силу возраста очень мало знаний и совсем немного реальных возможностей для их получения.
Но, как думают ученые, человеческие детеныши сильно отличаются от звериных. При наблюдении за предметом они, как и животные, предпочитают следовать за учителем. Но при этом они хотят устанавливать визуальный контакт с обучающим и понимать, общаются с ними или нет.
Как рассказывает Крис Фрит (Chris D. Frith) из Центра неврологических исследований «Велком траст» в лондонском Университетском колледже (Wellcome Trust Centre for Neuroimaging at University College London), пристальный взгляд – отличный источник социальной информации для человека. Люди очень чувствительны к управлению таким взглядом. В первую очередь потому, что направление взгляда у человека достаточно просто отследить из-за ярко выделяющейся на фоне любой склеры радужной оболочки. Во-вторых, человек – существо любопытное. И когда он замечает движение глаз, у него тут же появляется желание знать, на что же визави смотрит. Отследив пристальный взгляд, можно понять, чем люди интересуются, и получить подсказки о намерениях и пожеланиях другого.
Внимание к направлению взгляда обязательно для коммуникации. Непроизвольная реакция сознания на изменение точки внимания происходит, когда собеседник перемещает глаза. Такая реакция – часть большого механизма изменения двигательного поведения при наблюдении за действиями других. Движения глаз — часть работы системы в головном мозге, которую ученые назвали «зеркальными нейронами». Впервые зеркальные нейроны зарегистрировали при исследовании двигательных участков коры мозга у макаки-резуса около десяти лет назад. Сразу же исследователи выдвинули несколько теорий о предназначении таких специфических клеток. Например, что зеркальные нейроны отвечают за понимание значения действий и намерений объекта наблюдений, обучение, сочувствие, развитие языковых навыков и даже «чтение мыслей на расстоянии». Ученые даже думали, что дисфункция этих нейронов приводит к развитию аутизма и проблем в коммуникативной сфере.
Но оказалось, что в основном «зеркало» использует двигательную систему организма, чтобы подражать чужому поведению. Благодаря такой «эмуляции» человек может «предсказывать» действия существа, за которым он наблюдает.
Правда, «зеркало» нужно человеку далеко не всегда. Есть много ситуаций, в которых автоматическая имитация поведения других как раз нежелательна. Например, во время совместных действий необходимо совершать движения, которые сильно отличаются от движений партнера. Хороший пример – переноска стола, когда один грузчик идет лицом вперед и хорошо видит путь. А второй пятится спиной, не имея обзора. Даже для такого простого действия прямое отражение совершенно не годится. Да и отследить глазами область интереса партнера в такой ситуации тоже не получится.
Исследователи из «Велком траст» попытались понять, какие же механизмы запускают «отражатель» поведения. Участники эксперимента пассивно наблюдали за тем, как другие люди перемещали их левую или правую руку.
Когда «двигающий» оказывался лицом к наблюдателю, энцефалограмма показывала активность зеркальных нейронов, а если испытуемые видели спину, то подобного эффекта не наблюдалось.
Авторы исследования считают, что социальная значимость действий оказывается больше, когда люди оказываются «лицом к лицу», и она действует как пусковой механизм для «зеркала».
Помимо таких «социальных реплик», как получение информации визуально, есть еще так называемые социальные сигналы. Обращенная речь – типичный пример таких сигналов, но и такая форма передачи информации, по словам ученых, должна предваряться обращением глазами.
Движения глаз как форму общения исследовали сотрудники Школы психологии при Лондонском университете (School of Psychology, Birkbeck, University of London). Асуши Сенью (Atsushi Senju) и Гергий Ксибра (Gergely Csibra) хотели понять, почему люди более успешны при изучении мира в команде с партнерами, чем животные. В исследовании приняли участие 20 шестимесячных младенцев. Как говорят авторы, сразу после рождения «человеческие детеныши» очень чувствительны к знакам внимания взрослых, таким, как контакт глаз или направленная речь. Малыши предпочитают направлять внимание именно к такому источнику сигналов, зачастую отвечая ему так называемой социальной улыбкой.
Ученые считают, что именно к шести месяцам ребенок уже готов следовать за пристальным взглядом другого человека. Разумеется, если тот «зацепит» его специальным сигналом. При этом такое поведение ребенка ни в коем случае нельзя считать рефлекторным, утверждают исследователи.
Чтобы проверить свою гипотезу, ученые сняли несколько видеороликов. В них актер совершал достаточно простые действия, понятные даже крохотному ребенку. Ролики предложили посмотреть маленьким испытуемым. И пока дети следили за «тетей из телевизора», специальная аппаратура фиксировала направление их взгляда.
В начале каждого ролика актер смотрел вниз, на стол, а в конце перемещал пристальный взгляд на одну из красочных игрушек, расположенных в углах экрана. Ролики отличались только тем, что происходило между этими двумя моментами.
В первом эксперименте актер мог обратиться к ребенку взглядом, сопровождающимся вопросительным подъемом бровей, а потом переместить взгляд на игрушку. Или продолжать смотреть в стол.
Во втором эксперименте актер неизменно смотрел в стол, но обращался к ребенку с приветствием. Разницу между двумя пробами определяла интонация. В первом случае повышающаяся, а во втором, наоборот – понижающаяся. Исследователи фиксировали реакцию младенцев, то есть следовали ли они за взглядом актера.
Оказалось, что в обоих экспериментах дети с удовольствием смотрели туда же, куда и «тетенька на экране», но только если им подавался наглядный сигнал.
Он же – акт намеренного общения. В первом эксперименте малыши выбирали лицо с приподнятыми бровями, а во втором — актера, говорившего «привет» с повышающейся интонацией.
Сенью и Ксибра утверждают, что смогли подтвердить свою гипотезу. Ведь дети начинали следить за взглядом актера только после получения соответствующего социального сигнала. И подкрепляют свои слова наблюдениями из «ненаучной» жизни. Например, такие наглядные сигналы очень важны, когда ребенок изучает названия вещей. Визуальный сигнал в таком случае показывает малышу, что «что-то есть».
Ученые рассказывают, что и животные тоже могут обучаться, наблюдая за сородичами. Подобное поведение исследователи часто отмечали у врановых, домашних коз и человекообразных обезьян.
Но только у людей есть возможность познавать новое, следуя «инструкции», которую дает взгляд собеседника.
Таким образом, обучение идет по кратчайшему пути – на основании опыта других людей. Это, как говорят авторы исследования, позволяет существовать культуре, как транслятору информации от одного поколения к другому.
Обсуждения Дети учатся