Согласно широко распространенному мифу о причинах голода в нашем мире, наша планета стала большой и слишком тесной для своего населения. "Здесь просто некуда ступить. Голодные бедняки быстро размножаются, и, если мы хотим предотвратить катастрофу, мы должны направить все силы для установки контроля над приростом населения".
Однако растет число известных ученых, экономистов и экспертов сельского хозяйства, который противостоят этому мнению. "Это неприкрытая ложь", - говорят они, -"На самом деле здесь есть куда ступить и пойти дальше. Причиной возникновения голода в некоторых странах является расточительное использование ресурсов и нерациональное распределение".
Согласно Бакминстер Фуллер, имеются необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечить пищей, одеждой, жильем и образованием каждого человека планеты на уровне среднего американца! Последние исследования Института Питания и Развития показали, что в мире нет страны, которая не смогла бы обеспечить свое население продуктами питания за счет своих собственных ресурсов. Эти исследования говорят о том, что нет связи между плотностью населения и голодом. Индия и Китай обычно приводятся в качестве классических примеров перенаселенных стран. Однако как в Индии, так и в Китае, люди не голодают. В Бангладеш на 1 акр возделываемой земли приходится вдвое меньше людей, чем в Тайване, но в Тайване нет голода, в то время как в Бангладеш самый большой процент голодающих среди всех стран мира. Фактом является то, что наиболее густонаселенной страной в мире сегодня является не Индия или Бангладеш, а Голландия и Япония. Конечно, мир может иметь предел населения, но этот предел составляет 40 миллиардов человек (сейчас нас 4 миллиарда (1979 г.))*. Сегодня более половины населения Земли постоянно голодает. Половина мира голодает. Если там "некуда ступить", то где же можно?
Давайте посмотрим, кто контролирует пищевые ресурсы, и как осуществляется этот контроль. Пищевая промышленность - это крупнейший промышленный комплекс в мире, доход которого составляет около 150 миллиардов долларов в год (больше, чем в автомобильной, стальной или нефтяной промышленности). Всего несколько гигантских международных корпораций являются хозяевами почти всей этой промышленности; они сконцентрировали всю власть в своих руках. Они стали общепризнанными и получили политическое влияние, это значит, что всего несколько корпораций регулируют и контролируют поступление продуктов питания для миллиардов людей. Как это возможно?
Один из способов, дающих возможность гигантским корпорациям контролировать рынок, заключается в том, чтобы постепенно завладеть всеми фазами производства пищи. Например, одна гигантская корпорация производит сельскохозяйственные машины, продукты питания, удобрения, топливо, контейнеры для перевозки продуктов; в эту цепочку включены все звенья, начиная от выращивания растений и кончая торговым бизнесом и супермаркетами. Мелкие фермеры не могут противостоять им потому, что корпорации могут резко понизить цены на продукты и разорить мелких фермеров, а после их разорения повысить цены выше прежнего уровня на всей территории своего влияния, включая уже и земли разорившихся фермеров. Например, со Второй Мировой войны, число фермеров в США уменьшилось наполовину; каждую неделю более тысячи фермеров оставляют свои фермы. И это несмотря на то, что департамент сельского хозяйства США в результате недавних исследований доказал, что эти мелкие независимые фермы могут производить продукты питания быстрее и эффективнее, чем гигантские фермы агробизнеса!
Явная экономическая сила: в США, например, менее чем 1/10 % всех корпораций владеет более, чем 50 % их общего дохода. 90 % всего рынка сбыта зерна контролируется всего лишь шестью компаниями.
Сила решения: корпорации агробизнеса решают, что именно они будут выращивать, сколько, какого качества и по какой цене они будут торговать. Они имеют власть удержать продукцию на огромных складах, нарушив снабжение продуктами питания, тем самым искусственно вызывая голод (все это делается для того, чтобы поднять цены).
Государственные деятели, которые пытаются противостоять корпорациям, репрессируются полицией агробизнеса. Государственные посты (например, секретаря департамента сельского хозяйства и т.п.) регулярно занимают члены администрации агробизнеса.
Международные гиганты добились больших успехов в достижении своей цели - получение максимальной прибыли. Это достигается максимальным ростом цен и удерживанием готовой продукции, что позволяет создать дефицит, а затем увеличить цены с фантастической быстротой.
Международные корпорации покупают все больше и больше земли. Исследования, проведенные в 83 странах мира, показали, что всего лишь 3 % землевладельцев владеют 80 % сельскохозяйственных земель. Таким образом, это положение оказывается очень выгодным для маленькой группы людей и приносит большие несчастья всем остальным. На самом деле здесь нет "недостатка земли" или ''недостатка продовольствия". Если бы была цель использовать мировые ресурсы для удовлетворения нужд человечества, эта цель могла бы быть легко достигнута.
Однако, когда целью является максимальная выгода для немногих, мы становимся свидетелями трагической ситуации на планете, где половина населения голодает. Говоря прямо, стремление разбогатеть путем эксплуатации других людей, является видом помешательства - болезни, которая проявляется во всех извращениях на нашей Земле.
В центральной Америке, где свыше 70 % детей голодают, 50 % земли используется для выращивания коммерческих культур (например, цветов), которые приносят стабильный и высокий доход, но являются роскошью в странах, где голодают дети. В то время, как международные корпорации используют лучшие земли для выращивания коммерческих культур (кофе, чай, табак, экзотическая пища), большинство земледельцев вынуждено обрабатывать заболоченные, изъеденные оврагами земли, на которых очень трудно что-либо вырастить.
Рост капиталов позволил оросить пустыню в Сенегале; международные корпорации смогли выращивать здесь баклажаны и мандарины и при помощи авиации отправлять свою продукцию к лучшим столам Европы.
На Гаити большая часть крестьян борется за выживание, пытаясь вырастить хлеб на горных склонах крутизной 45 градусов и более. Они говорят, что они изгнаны с плодородных земель, принадлежащих им по праву рождения. Эти земли сейчас перешли в руки элиты; на них пасется крупный рогатый скот, который экспортируется фирмами Соединенных Штатов для привилегированных ресторанов.
В Мексике земля, которая раньше использовалась для выращивания кукурузы - основного продукта питания мексиканцев, в настоящее время используется для производства деликатесных фруктов, которые направляются жителям городов Соединенных Штатов; это приносит 20-кратную прибыль. А сотни тысяч фермеров лишились земли, не имея возможности соперничать с крупными землевладельцами, они сначала отдали за бесценок свою землю, чтобы выручить хоть сколько-нибудь денег за нее. Следующим шагом для них была работа на больших фермах; и, наконец, они вынуждены были уехать в поисках работы, которая могла бы обеспечить существование их семьям. Такие условия привели к непрекращающимся выступлениям протеста.
В Колумбии лучшие земли используются для выращивания цветов на сумму 18 миллионов долларов. Красные гвоздики приносят доход в 80 раз больше, чем производство хлеба.
Можно ли выйти из этого порочного круга? Трудно. Хорошие земли и лучшие ресурсы используются для производства продуктов, приносящих наибольший доход. Почти во всем мире мы видим этот повторяющийся в разных вариантах стандарт. Сельское хозяйство, бывшее основой жизни миллионов самостоятельных фермеров, превратилось в производство высокодоходных, но не необходимых продуктов, предназначенных для удовлетворения прихотей небольшого слоя богатых людей. Вопреки широко распространенному мифу, нехватка продуктов питания вызвана не недостатками плодородных земель или перенаселением, концентрацией или интернационализацией контроля производства и распределения продуктов.
Мясная промышленность является моделью этой распространенной повсюду системы. "Хлеб бедняков превращается в говядину для богачей" - говорил директор группы по изучению обеспечения белковым питанием Соединенных Штатов. По мере того, как увеличивается производство самого мяса, богатые страны покупают все больше и больше хлеба на корм свиньям и скоту. Хлеб, который раньше использовался в пищу людям, стали продавать по наиболее высокой цене, обрекая тем самым на гибель бесчисленное множество людей. "Богачи могут состязаться с бедняками и в питании; бедняки не могут состязаться с ними ни в чем".
В своих "Итоговых заметках для потребителей" Джон Пауэл из организации "Просвещение в области питания" писал: "Цены на продукты питания вероятно поднимутся этим летом, несмотря на то, что цена на зерно упала на 50 % по сравнению с 1973 годом. Пытаясь найти причину этого повышения цен, не забудьте обратить внимание на арабские страны и на цены на нефть и на бум перенаселения в странах третьего мира. Обратите внимание на международные корпорации, которые контролируют пищевую промышленность не без помощи своих друзей из правительства. И запомните: они заняты в бизнесе для того, чтобы делать деньги, а не для того, чтобы накормить людей. И в то время, когда мы попытаемся разрушить эти мифы, будем помнить, что мы не беспомощны".
Согласно Бакминстер Фуллер, имеются необходимые ресурсы для того, чтобы обеспечить пищей, одеждой, жильем и образованием каждого человека планеты на уровне среднего американца! Последние исследования Института Питания и Развития показали, что в мире нет страны, которая не смогла бы обеспечить свое население продуктами питания за счет своих собственных ресурсов. Эти исследования говорят о том, что нет связи между плотностью населения и голодом. Индия и Китай обычно приводятся в качестве классических примеров перенаселенных стран. Однако как в Индии, так и в Китае, люди не голодают. В Бангладеш на 1 акр возделываемой земли приходится вдвое меньше людей, чем в Тайване, но в Тайване нет голода, в то время как в Бангладеш самый большой процент голодающих среди всех стран мира. Фактом является то, что наиболее густонаселенной страной в мире сегодня является не Индия или Бангладеш, а Голландия и Япония. Конечно, мир может иметь предел населения, но этот предел составляет 40 миллиардов человек (сейчас нас 4 миллиарда (1979 г.))*. Сегодня более половины населения Земли постоянно голодает. Половина мира голодает. Если там "некуда ступить", то где же можно?
Давайте посмотрим, кто контролирует пищевые ресурсы, и как осуществляется этот контроль. Пищевая промышленность - это крупнейший промышленный комплекс в мире, доход которого составляет около 150 миллиардов долларов в год (больше, чем в автомобильной, стальной или нефтяной промышленности). Всего несколько гигантских международных корпораций являются хозяевами почти всей этой промышленности; они сконцентрировали всю власть в своих руках. Они стали общепризнанными и получили политическое влияние, это значит, что всего несколько корпораций регулируют и контролируют поступление продуктов питания для миллиардов людей. Как это возможно?
Один из способов, дающих возможность гигантским корпорациям контролировать рынок, заключается в том, чтобы постепенно завладеть всеми фазами производства пищи. Например, одна гигантская корпорация производит сельскохозяйственные машины, продукты питания, удобрения, топливо, контейнеры для перевозки продуктов; в эту цепочку включены все звенья, начиная от выращивания растений и кончая торговым бизнесом и супермаркетами. Мелкие фермеры не могут противостоять им потому, что корпорации могут резко понизить цены на продукты и разорить мелких фермеров, а после их разорения повысить цены выше прежнего уровня на всей территории своего влияния, включая уже и земли разорившихся фермеров. Например, со Второй Мировой войны, число фермеров в США уменьшилось наполовину; каждую неделю более тысячи фермеров оставляют свои фермы. И это несмотря на то, что департамент сельского хозяйства США в результате недавних исследований доказал, что эти мелкие независимые фермы могут производить продукты питания быстрее и эффективнее, чем гигантские фермы агробизнеса!
Явная экономическая сила: в США, например, менее чем 1/10 % всех корпораций владеет более, чем 50 % их общего дохода. 90 % всего рынка сбыта зерна контролируется всего лишь шестью компаниями.
Сила решения: корпорации агробизнеса решают, что именно они будут выращивать, сколько, какого качества и по какой цене они будут торговать. Они имеют власть удержать продукцию на огромных складах, нарушив снабжение продуктами питания, тем самым искусственно вызывая голод (все это делается для того, чтобы поднять цены).
Государственные деятели, которые пытаются противостоять корпорациям, репрессируются полицией агробизнеса. Государственные посты (например, секретаря департамента сельского хозяйства и т.п.) регулярно занимают члены администрации агробизнеса.
Международные гиганты добились больших успехов в достижении своей цели - получение максимальной прибыли. Это достигается максимальным ростом цен и удерживанием готовой продукции, что позволяет создать дефицит, а затем увеличить цены с фантастической быстротой.
Международные корпорации покупают все больше и больше земли. Исследования, проведенные в 83 странах мира, показали, что всего лишь 3 % землевладельцев владеют 80 % сельскохозяйственных земель. Таким образом, это положение оказывается очень выгодным для маленькой группы людей и приносит большие несчастья всем остальным. На самом деле здесь нет "недостатка земли" или ''недостатка продовольствия". Если бы была цель использовать мировые ресурсы для удовлетворения нужд человечества, эта цель могла бы быть легко достигнута.
Однако, когда целью является максимальная выгода для немногих, мы становимся свидетелями трагической ситуации на планете, где половина населения голодает. Говоря прямо, стремление разбогатеть путем эксплуатации других людей, является видом помешательства - болезни, которая проявляется во всех извращениях на нашей Земле.
В центральной Америке, где свыше 70 % детей голодают, 50 % земли используется для выращивания коммерческих культур (например, цветов), которые приносят стабильный и высокий доход, но являются роскошью в странах, где голодают дети. В то время, как международные корпорации используют лучшие земли для выращивания коммерческих культур (кофе, чай, табак, экзотическая пища), большинство земледельцев вынуждено обрабатывать заболоченные, изъеденные оврагами земли, на которых очень трудно что-либо вырастить.
Рост капиталов позволил оросить пустыню в Сенегале; международные корпорации смогли выращивать здесь баклажаны и мандарины и при помощи авиации отправлять свою продукцию к лучшим столам Европы.
На Гаити большая часть крестьян борется за выживание, пытаясь вырастить хлеб на горных склонах крутизной 45 градусов и более. Они говорят, что они изгнаны с плодородных земель, принадлежащих им по праву рождения. Эти земли сейчас перешли в руки элиты; на них пасется крупный рогатый скот, который экспортируется фирмами Соединенных Штатов для привилегированных ресторанов.
В Мексике земля, которая раньше использовалась для выращивания кукурузы - основного продукта питания мексиканцев, в настоящее время используется для производства деликатесных фруктов, которые направляются жителям городов Соединенных Штатов; это приносит 20-кратную прибыль. А сотни тысяч фермеров лишились земли, не имея возможности соперничать с крупными землевладельцами, они сначала отдали за бесценок свою землю, чтобы выручить хоть сколько-нибудь денег за нее. Следующим шагом для них была работа на больших фермах; и, наконец, они вынуждены были уехать в поисках работы, которая могла бы обеспечить существование их семьям. Такие условия привели к непрекращающимся выступлениям протеста.
В Колумбии лучшие земли используются для выращивания цветов на сумму 18 миллионов долларов. Красные гвоздики приносят доход в 80 раз больше, чем производство хлеба.
Можно ли выйти из этого порочного круга? Трудно. Хорошие земли и лучшие ресурсы используются для производства продуктов, приносящих наибольший доход. Почти во всем мире мы видим этот повторяющийся в разных вариантах стандарт. Сельское хозяйство, бывшее основой жизни миллионов самостоятельных фермеров, превратилось в производство высокодоходных, но не необходимых продуктов, предназначенных для удовлетворения прихотей небольшого слоя богатых людей. Вопреки широко распространенному мифу, нехватка продуктов питания вызвана не недостатками плодородных земель или перенаселением, концентрацией или интернационализацией контроля производства и распределения продуктов.
Мясная промышленность является моделью этой распространенной повсюду системы. "Хлеб бедняков превращается в говядину для богачей" - говорил директор группы по изучению обеспечения белковым питанием Соединенных Штатов. По мере того, как увеличивается производство самого мяса, богатые страны покупают все больше и больше хлеба на корм свиньям и скоту. Хлеб, который раньше использовался в пищу людям, стали продавать по наиболее высокой цене, обрекая тем самым на гибель бесчисленное множество людей. "Богачи могут состязаться с бедняками и в питании; бедняки не могут состязаться с ними ни в чем".
В своих "Итоговых заметках для потребителей" Джон Пауэл из организации "Просвещение в области питания" писал: "Цены на продукты питания вероятно поднимутся этим летом, несмотря на то, что цена на зерно упала на 50 % по сравнению с 1973 годом. Пытаясь найти причину этого повышения цен, не забудьте обратить внимание на арабские страны и на цены на нефть и на бум перенаселения в странах третьего мира. Обратите внимание на международные корпорации, которые контролируют пищевую промышленность не без помощи своих друзей из правительства. И запомните: они заняты в бизнесе для того, чтобы делать деньги, а не для того, чтобы накормить людей. И в то время, когда мы попытаемся разрушить эти мифы, будем помнить, что мы не беспомощны".
Обсуждения Голод