Среди популярной, успешно реализуемой книготорговой сетью литературы явно выделяется конспирологический бестселлер Дэна Брауна "Код да Винчи".
Как известно, историческая и псевдоисторическая литература, иногда с элементами фэнтэзи, пользуется большим успехом и спросом у так называемой широкой публики.
Как известно, историческая и псевдоисторическая литература, иногда с элементами фэнтэзи, пользуется большим успехом и спросом у так называемой широкой публики.
Пионером в области коммерческой современной исторической беллетристики был, как известно, Умберто Эко. В России это направление прославил Борис Акунин серией своих "бессмертных" романов о Фандорине. Надо признать, что предшественники Дэна Брауна не только проторили ему удобную дорогу, своего рода колею, но и были значительно талантливей своего удачливого эпигона. Секрет успеха известен: берётся конспирологическая тема, завораживающая своей тайной, связывается с современностью и добавляются романтическая интрига и авантюрные приключения. Надо отдать должное бойкому перу американского автора – от его бестселлера трудно оторваться. Главная конспирологическая тема – противостояние двух тайных сил, "обществ", католического ордена "Opus Dei" и "Приората Сиона", якобы определяющее всю европейскую историю во втором тысячелетии. Если Умберто Эко откровенно поглумился над "братьями", то бестселлер Д. Брауна можно смело назвать парамасонским антихристианским памфлетом.
Спору нет, "Приорат Сиона" действительно существовал и, возможно, даже существует по сей день. Этому есть немало документальных свидетельств. Мы даже не удивились бы, увидев на одном из "тайных собраний" обновлённого "приората" самого Д. Брауна.
Вот только Эскрива де Балагер и первые "опусдеисты" организовались в своё "тайное общество" только в середине XX-го века. Впрочем, это не единственный ляп Д. Брауна.
Трудно сказать, почему на месте "опусдеистов" не оказались иезуиты или доминиканцы.
Возможно, потому, что орден, основанный Э. де Балагером, был связан с мрачноватым диктаторским режимом Франко и его легче и безопасней "обидеть".
В модном бестселлере три главные темы – все интригующие и захватывающие: во-первых, "конспирологическая" – мы узнаём, что европейская история зиждется на борьбе двух могущественных и тайных сил. Поразительно! Когда это "открытие" озвучивается кем-то из клерикалов и патриотов, то общественность тут же подозревает "клинику". Когда то же "открытие" имеет явное антиклерикальное направление и окраску, та же общественность в восторге. Продвинутые дамочки готовы зачитать криминальный боевик до дыр.
Вторая тема связана с первой. Оказывается, что тайна антиклерикальной "тайной силы" заключена в "тайне" рода Меровингов. В книжке два главных героя – белозубый американец, "alter ego" самого автора Д. Брауна, с лёгкостью разгадывающий головоломные шарады, и девушка-полицейский, оказавшаяся "судьбой" главного героя, и, конечно же, представительницей династии Меровингов, прямой наследницей Христа и Марии Магдалины. В связи с этим и третья тема, собственно антиклерикальная. Один из героев (кстати, пародия на известного астрофизика Хокинга) сообщает доверчивым читательницам, что, оказывается, христианство это… слегка видоизменённый митраизм, что до Первого Вселенского Собора Христа никто не почитал Богом и прочее в том же роде. Такое впечатление, что автор перечитался журнала Свидетелей Иеговы "Сторожевая Башня". Пассажи про "Константиновскую эпоху" приводятся оттуда едва ли не дословно.
С точки зрения верующего "ортодокса" (неважно, является ли он римо-католиком, древлеправославным или "никонианином", лютеранином или баптистом) многие из откровений, раскрывающих третью тему романа очевидно богохульны. Понятно, что от авторов дамских бестселлеров трудно ожидать знакомства с церковно-исторической наукой или археологией, но здесь можно подозревать не столько невежество, сколь явную тенденциозность. Клерикалы в романе – самоотверженные, но недалёкие фанатики, чего не сказать о просвещённых и посвящённых членах приората.
Даже тот из них, кто, в конце концов, окажется негодяем, описан как блестящий интеллектуал и утончённый аристократ.
Научная критика литературного произведения бессмысленна, поэтому обратим внимание на литературные составляющие столь ошеломительного успеха, а именно: "Если звёзды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно".
После блестящих конспирологических триллеров "Маятник Фуко" Умберто Эко и "Лёд" В. Сорокина, после "параллельных историй", записанных Толкиеном и Павлом Крусановым, только ленивый, наверное, не спешит отметиться на этот благодатном поприще. Даже автору этого текста иногда хочется написать какую-нибудь "параллельную историю". В ней и для Д. Брауна место найдётся, честное слово.
А то как-то нехорошо получается – в "Приорате Сиона" "по Брауну" числятся и великие художники (тот же Леонардо Да Винчи), и учёные (Ньютон), и литераторы-классики (Поуп, Гюго), и французские короли (Меровинги). Почему бы не быть в этом ряду модному беллетристу?
Спору нет, "Приорат Сиона" действительно существовал и, возможно, даже существует по сей день. Этому есть немало документальных свидетельств. Мы даже не удивились бы, увидев на одном из "тайных собраний" обновлённого "приората" самого Д. Брауна.
Вот только Эскрива де Балагер и первые "опусдеисты" организовались в своё "тайное общество" только в середине XX-го века. Впрочем, это не единственный ляп Д. Брауна.
Трудно сказать, почему на месте "опусдеистов" не оказались иезуиты или доминиканцы.
Возможно, потому, что орден, основанный Э. де Балагером, был связан с мрачноватым диктаторским режимом Франко и его легче и безопасней "обидеть".
В модном бестселлере три главные темы – все интригующие и захватывающие: во-первых, "конспирологическая" – мы узнаём, что европейская история зиждется на борьбе двух могущественных и тайных сил. Поразительно! Когда это "открытие" озвучивается кем-то из клерикалов и патриотов, то общественность тут же подозревает "клинику". Когда то же "открытие" имеет явное антиклерикальное направление и окраску, та же общественность в восторге. Продвинутые дамочки готовы зачитать криминальный боевик до дыр.
Вторая тема связана с первой. Оказывается, что тайна антиклерикальной "тайной силы" заключена в "тайне" рода Меровингов. В книжке два главных героя – белозубый американец, "alter ego" самого автора Д. Брауна, с лёгкостью разгадывающий головоломные шарады, и девушка-полицейский, оказавшаяся "судьбой" главного героя, и, конечно же, представительницей династии Меровингов, прямой наследницей Христа и Марии Магдалины. В связи с этим и третья тема, собственно антиклерикальная. Один из героев (кстати, пародия на известного астрофизика Хокинга) сообщает доверчивым читательницам, что, оказывается, христианство это… слегка видоизменённый митраизм, что до Первого Вселенского Собора Христа никто не почитал Богом и прочее в том же роде. Такое впечатление, что автор перечитался журнала Свидетелей Иеговы "Сторожевая Башня". Пассажи про "Константиновскую эпоху" приводятся оттуда едва ли не дословно.
С точки зрения верующего "ортодокса" (неважно, является ли он римо-католиком, древлеправославным или "никонианином", лютеранином или баптистом) многие из откровений, раскрывающих третью тему романа очевидно богохульны. Понятно, что от авторов дамских бестселлеров трудно ожидать знакомства с церковно-исторической наукой или археологией, но здесь можно подозревать не столько невежество, сколь явную тенденциозность. Клерикалы в романе – самоотверженные, но недалёкие фанатики, чего не сказать о просвещённых и посвящённых членах приората.
Даже тот из них, кто, в конце концов, окажется негодяем, описан как блестящий интеллектуал и утончённый аристократ.
Научная критика литературного произведения бессмысленна, поэтому обратим внимание на литературные составляющие столь ошеломительного успеха, а именно: "Если звёзды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно".
После блестящих конспирологических триллеров "Маятник Фуко" Умберто Эко и "Лёд" В. Сорокина, после "параллельных историй", записанных Толкиеном и Павлом Крусановым, только ленивый, наверное, не спешит отметиться на этот благодатном поприще. Даже автору этого текста иногда хочется написать какую-нибудь "параллельную историю". В ней и для Д. Брауна место найдётся, честное слово.
А то как-то нехорошо получается – в "Приорате Сиона" "по Брауну" числятся и великие художники (тот же Леонардо Да Винчи), и учёные (Ньютон), и литераторы-классики (Поуп, Гюго), и французские короли (Меровинги). Почему бы не быть в этом ряду модному беллетристу?
Обсуждения Код Да Винчи