Индийские танцы

При упоминании об индийском классическом танце перед глазами сразу же предстает фигура танцовщицы в красивом костюме, дающей сольное представление, будь это бхаратнатьям, катхак или орисси. В Индии существует давняя глубоко укоренившаяся и уникальная традиция исполнения классического танца соло.
Индийские танцы
То, что упоминается в "Натья шастре" Бхарата (труде о танце) как украшение или орнаментация к драме или театру, с течением веков развилось и обрело свое отдельное лицо и статус и стало самостоятельным видом искусства. Причина этому кроется в самом характере этого искусства.

Индийский классический танец сочетает в своем абстрактном виде (нритта, или чистый танец, как его называют) сюжет рассказа или тему, передаваемую в повествовательной форме через абхинаю (мимику и выражения лица) и грациозность. Танцовщица-солистка использует свое тело как инструмент для передачи и создания атмосферы и эффекта без какого-либо реквизита.

Что отличает индийский классический танец от других танцев мира, так это та важная роль, которую играет каждая черта лица танцора, весь его облик. Как только танцовщица встает в позу и её движущиеся руки делают соответствующий жест (мудру), её лицо и глаза отражают внутренние чувства и эмоции характера, образ которого она создает, какими бы тонкими они ни были (бхава).

Это искусство коммуникации танцора через бхаву и абхинаю и то эстетическое наслаждение, которое получают от него зрители, подробно анализируется в теории "раса", плоде индийского гения. Анализ человеческого ума, весь спектр эмоций, на которые он способен, и детальные дискуссии о манифестации и развитии расы в "Натья шастре" и других последующих текстах оставляют нас полностью завороженными.

Временное отождествление танцора с передаваемым им характером вместе с его действиями и выражениями лица производят эффективное впечатление на зрителя. Он тоже на время оказывается вовлеченным в это действо. Эта обоюдная вовлеченность приводит к появлению расы, что в буквальном переводе означает "сок". Здесь же раса - это сама сущность эстетического наслаждения.

Талантливая танцовщица способна творить такую магию на сцене в каждом своем выступлении. Согласно Ананде Кумарасвами, выдающемуся авторитету в области индийского искусства и эстетики, в индийской театральной игре или танце ничто не является делом случая. Поскольку в них важны не актер, а акции, то аматерам на сцене места нет.

Мы сейчас живем в таком мире, где блицкриг информационной технологии привел к быстрому взаимодействию и свободному потоку идей между группами и общинами. Запад с его экономическим превосходством и передовой технологией оказал на нас во многом большое влияние. Это влияние в области культуры было поистине ошеломляющим. Современный танец с его новыми приемами исполнения и сценическим оформлением увлекает молодежь, особенно образованную. Соответственно заметен и эффект этого на наших танцоров и хореографов. Они берутся за новые смелые темы, экспериментируют с более абстрактными формами танца, применяя новую сценическую технику, внедряя групповые композиции.

Тем не менее, это влияние не одностороннее. Наш танец тоже был замечен западными хореографами и преподавателями, которые переняли наши приемы, движения тела, жесты, идеи и т.д.

Многие из них проявляют большой интерес к теории расы и изучают возможности адаптации абхинаи и бхавы в своих постановках. Наблюдаются также и усилия в организации совместных постановок.

В такой изменившейся ситуации исполнительница-солистка находит себя в сложном положении. Многие пытаются браться за новые темы, ранее считавшиеся не подходящими для сцены. Некоторые добились в этом успеха. Но, в конечном счете, индийский классический танец с его интенсивной привлекательностью и присущей ему глубиной даст возможность танцору продолжать завораживать зрителей, поскольку человеческие эмоции остаются неизменными на протяжении тысячелетий.

Если Радха Кришны ждала Его в лесу, то сегодняшняя нанка (героиня), может быть, ожидает своего героя на автобусной остановке или в кофейне. Все те эмоции, которые она испытывает во время ожидания, - прилив любви, сомнения, предчувствия, разочарование, нетерпение, гнев - остаются теми же самыми и буду такими же и в будущем.

Поскольку ум человека, его глаза способны концентрироваться на одном предмете в один отрезок времени, то у сольного исполнителя здесь есть преимущество. В групповом выступлении танцоры двигаются по сцене, образуя круги, выполняя различные комбинации. Но в таких абстрактных танцах нет точки фокуса. В танцевальной драме каждый танцор исполняет свою роль, создавая персонажи спектакля. И зрители поочередно следят за движениями и игрой каждого исполнителя.

В сольном танце танцовщица является рассказчиком и коммуникатором и находится в центре внимания зрителей, следящих за выражением её лица. Она мгновенно налаживает связь с ними и завладевает их сердцами.
×

По теме Индийские танцы

Индийские танцы

Известный индийский врач и специалист по арт-терапии Сатьянараяна утверждает...
Журнал

Индийские праздники

В Индии праздники проходят едва ли не каждую неделю. За исключением двух...
Журнал

Индийские божества

Этнические индусы Малайзии приняли участие в церемонии открытия самой высокой в...
Журнал

Индийские касты

Американские и индийские учёные провели самое масштабное исследование ДНК...
Журнал

Индийские народные музыкальные инструменты

История и основные направления Народное музыкальное искусство в наше время вновь...
Журнал

Эротические танцы

Об идеальной фигуре мечтает любая женщина. При этом необходимость заниматься...
Журнал

Опубликовать сон

Гадать онлайн

Пройти тесты

Популярное

Ничто не вечно
Как защитить себя от потери энергии. Советы Далай-ламы