В живописи четыре времени года обладают характерами, неодинаковыми чертами, каждое из них имеет свое отличие; дело заключается в том, следовательно, чтобы наблюдать и анализировать время дня и время года. Древние выражали своеобразие пейзажей в стихах,
Для весны:
“Каждый раз трава возрождается среди песков.
Реки и облака вместе тянутся друг к другу, сближаются”.
Для лета:
“Под деревьями всегда тенисто,
Как свеж ветерок на берегу воды”.
Для осени:
“С высоты холодных крепостных стен
С одного взгляда открывается унылый простор лесов”.
Для зимы: .
“Кисть обгоняет путешественника на долгой обратной дороге.
И хотя холод сковывает рыбные садки, тушь течет более жидкая”.
Бывают также исключительные зимы, как, например, в этом стихотворении:
“Снег редок, Небо бережет свой холод,
Новый год близок, и уже дни удлиняются”.
Также и эти строки, хотя и посвящены зиме, но без идеи холода:
“В конце года заря становится более светлой,
Между двух мимолетных дождей со снегом сверкает солнце”.
Когда говорят о живописи, отправляясь от этих двух последних стихов, замечают, что такие выражения, как “Небо бережет свой холод”, “дни удлиняются”, “заря становится более светлой”, “мимолетные дожди со снегом”, могут прилагаться также к порогу Зимы и из них можно вывести другие [характерные черты] для трех других сезонов, согласно характеру каждого из них.
Бывают также состояния природы неопределенные, полусветлые, полусерые, такие, например:
“Лоскут облака затемняет свет луны,
Луч заката обрамляет светом ливень”.
Бывают также картины двойственные, кажущиеся светлыми или кажущиеся темными:
“Прежде даже, чем снизойдет грусть сумерек,
Небо слегка заволокло серым”.
Я заимствую идеи поэзии, чтобы сделать их сюжетом живописи. Нет картины, которая не была бы под воздействием времени года. Эти горы и облака, которые нам наполняют взгляд, не перестают меняться в зависимости от времени года. Читая наизусть стихи, памятуя об этом, вы действительно поймете, что живопись наполнена поэтическим смыслом, тогда как стихи и есть самоозарение (чань)
, которое покоится в сердце живописи
“Каждый раз трава возрождается среди песков.
Реки и облака вместе тянутся друг к другу, сближаются”.
Для лета:
“Под деревьями всегда тенисто,
Как свеж ветерок на берегу воды”.
Для осени:
“С высоты холодных крепостных стен
С одного взгляда открывается унылый простор лесов”.
Для зимы: .
“Кисть обгоняет путешественника на долгой обратной дороге.
И хотя холод сковывает рыбные садки, тушь течет более жидкая”.
Бывают также исключительные зимы, как, например, в этом стихотворении:
“Снег редок, Небо бережет свой холод,
Новый год близок, и уже дни удлиняются”.
Также и эти строки, хотя и посвящены зиме, но без идеи холода:
“В конце года заря становится более светлой,
Между двух мимолетных дождей со снегом сверкает солнце”.
Когда говорят о живописи, отправляясь от этих двух последних стихов, замечают, что такие выражения, как “Небо бережет свой холод”, “дни удлиняются”, “заря становится более светлой”, “мимолетные дожди со снегом”, могут прилагаться также к порогу Зимы и из них можно вывести другие [характерные черты] для трех других сезонов, согласно характеру каждого из них.
Бывают также состояния природы неопределенные, полусветлые, полусерые, такие, например:
“Лоскут облака затемняет свет луны,
Луч заката обрамляет светом ливень”.
Бывают также картины двойственные, кажущиеся светлыми или кажущиеся темными:
“Прежде даже, чем снизойдет грусть сумерек,
Небо слегка заволокло серым”.
Я заимствую идеи поэзии, чтобы сделать их сюжетом живописи. Нет картины, которая не была бы под воздействием времени года. Эти горы и облака, которые нам наполняют взгляд, не перестают меняться в зависимости от времени года. Читая наизусть стихи, памятуя об этом, вы действительно поймете, что живопись наполнена поэтическим смыслом, тогда как стихи и есть самоозарение (чань)
, которое покоится в сердце живописи
Обсуждения Времена года